Дух святой дышит где хочет. Святой Дух Бог? Библия об этом

Недавно мы познакомили наших читателей с удивительной книгой архиепископа Иоанна Белгородского и Марии Городовой “Любовь долготерпит”, а несколько месяцев назад в продаже появилась вторая часть книги – “Корабль спасения”. Первая часть уже завоевала сердца читателей, а во второй авторы продолжают начатый разговор. Мы познакомим наших читателей с некоторыми главами произведения .

Беседа 1. «Дух дышит, где хочет…»

– Владыка, если можно, поговорим сегодня о празднике Троицы, о Дне Святой Троицы. Расскажите, пожалуйста, как людям открылась Триединая Сущность Бога?

– Библия начинается словами: «Берешит бэра элогим (множественное число от слова «элоах») …», и если точно перевести с древнееврейского, то это звучит так: «В начале сотворил Боги…», глагол «сотворил» стоит в единственном числе, а дальше слово «Бог» – во множественном. Потом, в следующей строчке книги «Бытие» говорится о том, что когда «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною», то «Дух Божий носился над водою». (Быт. 1. 2). В оригинале здесь стоит «мэрихипет» – глагол, который означает не просто «носился», но и имеет смысл «оживотворял», то есть еще в самом начале творения, когда были только небо и земля, Дух Божий уже был и призывал к жизни эту бесформенную, «безвидную» массу, Он уже работал.

Блаженный Августин говорил, что Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий Завет в Новом открывается. Библия – это книга, которая написана одной рукой – рукой Бога, и листы этой книги – это листы человеческой истории. Вот поэтому мы не отказываемся от Ветхого Завета, сохраняем все, что нам в нем дано. И то, что было сказано в Ветхом Завете намеками, в каких-то образах, все это открывается нам в Новом Завете уже явно, в действиях Божьих, которые очевидны.

Праздник Троицы имеет в своей основе ветхозаветное событие, которое случилось с Авраамом. Как сказано в книге «Бытие»: «Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных (Быт. 18. 11), когда явился им «Господь у дубравы Мамре» (Быт. 18. 1). Дальше следуют слова: Авраам «возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него» (Быт. 18. 12). Так явился Аврааму Господь. Он встретил этих «трех мужей», приготовил им обед – на многих иконах с изображением Троицы как раз показано, как Авраам и Сарра накрывают на стол, и тогда Они спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре» (Быт. 18. 9). И дальше читаем: «И сказал один из них (слова «один из них» в тексте выделены, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): « Я опять буду у тебя в это же время, в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18. 10). Сарра, которая слышала эти слова Господа, «внутренне рассмеялась, сказав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?» (Быт. 18. 12). «И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра? …Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18. 14). И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого потом, как это и обещал Аврааму Бог, произошел великий народ, и самое главное, потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос.

– Наверное, это явление Святой Троицы Аврааму, встреча с Ней у Мамрийского дуба и положили начало традиции в праздник Троицы украшать храмы и жилища ветками молодых деревьев и скошенной травой?

– Конечно. Кстати, этот Мамрийский дуб до сих пор существует, сейчас он находится на территории православного монастыря в Палестине, и очень почитаем людьми трех религий – иудеями, мусульманами и христианами.

Но явно и во всей полноте единство Бога в Трех Лицах, то есть Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, было открыто человеку уже в Новом Завете. И в праздник Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда еще одно название – «Пятидесятница»), мы вспоминаем о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трех Ипостасей Творца.

– Да, в наших предыдущих беседах мы говорили о том, что Бог сотворил человека, о том, как произошло грехопадение, и грех стал той пропастью, которая отделила человека от Бога. И Бог обещал, что Он пошлет в мир Того, Кто эту пропасть преодолеет .

– Это обетование было исполнено в Рождество Христово, когда людям был послан Бог Сын, потом была Его проповедь миру, Он принял на Себя грехи мира и был распят, а потом произошло Воскресение Христа из мертвых, и на сороковой день после Пасхи Его на Небо. После Воскресения Христос сорок дней является Своим ученикам, укрепляет в них веру, затем собирает их всех вместе, благословляет, и у них на глазах, «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24. 51). Но еще раньше Он обещал Своим ученикам, что пришлет им «Утешителя». Для того чтобы они не сбились с пути, указанного Им. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15. 26). И когда Этот Утешитель, «Дух Истины», как называет Его Христос, сходит на землю, миру является вся полнота Бога, все Три Лица Троицы открываются людям. Так откровение о существе Божьем, которое было вначале дано в Ветхом Завете, когда три ангела, три мужа, явились Аврааму, оно открывается нам в Новом Завете сошествием Святого Духа на апостолов.

Как это произошло?

– Книга Деяний святых Апостолов рассказывает нам о том, как на пятидесятый день после Иудейской Пасхи, через десять дней после Вознесения Христа, Его ученики собрались вместе. Их было снова двенадцать, потому что вместо Иуды они избрали Матфия. И вот, как сказано, при наступлении дня Пятидесятницы – ветхозаветного праздника, который отмечался в честь получения Моисеем на пятидесятый день по выходу израильтян из Египетского плена заповедей от Бога, – в Иерусалиме собралось много народу. Тут были «из всякого народа под небом» (Деян. 2. 5). И когда апостолы с Марией, Матерью Иисусовой, были в горнице, то, как сказано, «внезапно сделался шум с неба… И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2. 4). И при сошествии на апостолов Святаго Духа они получают особые дары – это дар разговаривать на разных языках, дар целительства и дар проповедовать о делах Божьих. Когда вдруг апостолы заговорили на «иных языках», и даже на наречиях тех, кто в тот день собрался в Иерусалиме, то это не просто удивило всех, кто-то стал, насмехаясь, говорить, что «они напились сладкого вина» (Деян. 2. 13). Но именно этот день мы считаем днем рождения Вселенской Церкви, потому что именно с этого момента началась апостольская проповедь «о великих делах Божиих» (Деян. 2. 11) среди разных народов – каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение. Апостол – это дословно с греческого «посланник», и с этого дня начинается история Христианской Церкви.

– Апостолы обладали силой, которая была дана им как дар Святого Духа. В день, в который мы празднуем Троицу, они получили и дар на проповедь Слова Божьего. И это было не привилегией, это было служением и мученичеством.

– Да, все апостолы, кроме апостола Иоанна, умершего естественной смертью, кончили свою жизнь трагически, каждый из них своей смертью засвидетельствовал верность Христу. Например, апостол Петр, был распят на кресте и, как известно, он сам попросил, чтобы его распяли вниз головой. Он это сделал, потому что считал, что недостоин быть распятым, как Христос, – ведь он троекратно отрекся от Него и всю жизнь помнил об этом.

– Вот это-то и удивительно: ведь все они до встречи с Христом были простыми людьми. Это рыбаки, среди них был сборщик налогов. И вдруг такая твердость в вере, такая сила духа. Более того, когда Христа взяли под стражу, судили, распяли, они были смятены, сломлены, безверье было тоже им знакомо. Так что же произошло? Святой Дух, сошедший на них в Пятидесятницу, дал им такие силы?

– Не так все прямолинейно. А разве Христос не мог бы их сразу Своей силой сделать верными и сильными?

Ну, наверное, тогда это было бы насилием.

– Совершенно верно. Ведь шел процесс подготовки, апостолам надо было очиститься, для того чтобы принять свет. Ведь люди не бесконечны, мы как сосуды, которые могут что-то в себя принять, только если мы очищены. И Христос постоянно «очищал» их, готовил к принятию Святого Духа.

То есть, тут нет пассивности – вот Святой Дух сошел на тебя, и ты преобразился?

– Нет, это синергия – взаимное движение друг к другу. Да, конечно, под действием Святого Духа апостолы становятся другими. Но как мы вообще меняемся? Действительно, апостолы были простыми людьми, но посмотрите, что говорит им Христос, готовя их к испытаниям: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10. 19–20). Так и получалось. Ведь это очень важно – расположить свою волю к тому, чтобы в тебе действовал Святой Дух. Мы часто считаем действием какие-то внешние усилия, но ведь самое трудное – это внутренняя работа, важно суметь довериться Богу, подчинить свою волю Святому Духу и дать Ему действовать через тебя. А для этого надо убрать из себя все, что в тебе темно, и принять в себя Святой Дух. И дальше Христос говорит, что если вы вверились Святому Духу, то помните, что тогда даже и волос с вашей головы не упадет без Божьей воли.

А как мы в нашей обычной жизни можем ввериться воле Божьей?

– Как раз в тяжелые моменты жизни, когда перед человеком встает выбор и он не знает, как ему поступить, верующий ищет не свою волю, а волю Божью – он молится, или заказывает молебен, участвует в Таинствах Церкви, или идет к духовнику, пытаясь распознать, в чем она. Ведь часто нам посылаются испытания, и если мы их с Божьей помощью выдерживаем, то после них нам бывает благо, но если в преодолении их мы ропщем на Бога и отчаиваемся, то этим мы отвергаем волю Божью. И распознать, почему и как нам надо поступать в том или ином случае, можно, только руководствуясь этим принципом: надо быть готовым принять Святого Духа, стать тем, через кого бы Он действовал.

Наверное, это сложно, потому что требует от человека не только веры, но и твердости в ней, решимости.

– Это действительно очень сложно, потому что самая активная позиция человека начинается с того, что он решает следовать воле Божьей, и это не пассивность, а, наоборот, внутренняя активность. Ведь когда человек решается идти к Свету, то на пути к Нему обязательно лежит тьма. Мы уже вспоминали слова апостола Иоанна о том, что «мир во зле лежит», и соответственно мир диктует правила поведения каждому человеку. Человек становится обязан миру, я бы сказал даже – «обвязан» миром, как путами. И как только человек решается слушать не то, что говорит ему мир, а то, что ему говорит Господь, в этот момент от него и требуется усилие. Но как только человек сделал их, как только он оказался готовым принять волю Божью, многие препятствия сами устраняются.

Посмотрите, какому испытанию веры подверг Бог Авраама. Когда Исаак, долгожданный сын Авраама, вырос, «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака …и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22. 2). И что делает Авраам? Он готов исполнить волю Божью. Можно долго рассуждать, почему? И действительно, если рассматривать ситуацию по законам нашего мира, то это покажется нам диким: Авраам встает рано утром, берет с собой сына и идет туда, куда ему указал Бог. И дальше: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» (Быт. 22. 6). Исаак спрашивает отца: «где же агнец, которого мы принесем в жертву?» И посмотрите, что Авраам отвечает: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22. 8) – он полностью вверяется воле Божьей. И Исаак вверяется. Ведь если представить, что, когда Исаак родился от Авраама, тому было 99 лет, и понятно, что Исаак вполне мог бы справиться с отцом, но сказано: «И шли далее оба вместе» (Быт. 22. 8). Вот эта вера в Бога, в то, что раз Он, вопреки всем законам естества, дал ему с Саррой сына и пообещал, что от него пойдет великий народ, то Он же и воздвигнет его, вот эта вера Авраама Богу ведет его. И что происходит? Когда Авраам уже «простер… руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22. 10), Ангел Господень остановил его, Авраам «возвел очи свои» и увидел агнца, который запутался своими рогами в кустах, и он «принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт. 22. 13). Это было испытание веры Авраама, и для того, чтобы его выдержать, Аврааму надо было, прежде всего, отказаться от стереотипов восприятия этого мира.

– Это удивительный пример непоколебимости веры, преданности Богу и готовности принять Его волю. Владыка, а обычный человек подвергается таким испытаниям?

– Каждый в меру своей даровитости, ведь вера – это тоже дар. У кого-то он больше, а у кого-то меньше. Но сказано, что кому много дано, с того много и спросится. Надо только помнить, что услышать голос Божий и воспринять его как волю Божью – для этого требуются внутренние усилия, но это и есть та максимальная творческая активность, которую человек может проявить в этом мире.

То есть жизнь – это творчество, творение себя .

– Да, стремление человека к своему Первообразу, постоянное стремление к исполнению воли Божьей – это и есть истинное начало в человеке, когда он может реализовать себя как Образ и Подобие Божье. И тут уместно вспомнить евангельские слова: «Дух идеже хощет дышит», т.е. «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3. 8). Они о том, что никто не может присвоить себе исключительного права обладанием полнотой даров Святого Духа. Мы спасаемся не своими заслугами, а Благодатью Божьей, и Дух Божий Сам избирает Себе тех, кто может последовать за Ним. Не обязательно это люди из рафинированной, посвященной среды. Бывает, наркоман или забулдыга-пьяница обретает через покаяние такую веру, что становится проповедником Христовым. Или вспомним, как Савл, который сначала был гонителем христианства, стал апостолом Павлом и потом пострадал за веру. И тут все дело в том, что в этом мире, кроме внешних обязательств человека миру, есть и такая вещь, как духовная призванность. Способность человека распознать голос Божий, сделать Ему шаг навстречу и принять в себя Святой Дух.

Молитвы ко Пресвятой Троице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа. Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

Молитва ко Пресвятой Троице

Из утренних молитв

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.

Молитва ко Пресвятой Троице

Иная, из утренних молитв

От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Александр Солодовников

Ночь под звездами

Свершает ночь свое Богослуженье,

Мерцая движется созвездий крестный ход.

По храму неба стройное движение

Одной струей торжественно течет.

Едва свилась закатная завеса,

Пошли огни, которым нет числа:

Крест Лебедя, светильник Геркулеса,

Тройной огонь созвездия Орла.

Прекрасной Веги нежная лампада,

Кассиопеи знак, а вслед за ней

Снопом свечей горящие Плеяды,

Пегас, и Андромеда, и Персей.

Кастор и Поллукс друг за другом близко

Идут вдвоем. Капеллы хор поет,

И Орион, небес архиепископ,

Великолепный совершает ход.

Обходят все вкруг чаши драгоценной

Медведицы… Таинственно она

В глубинах неба, в алтаре вселенной

Векам веков

утверждена.

Но вот прошли небесные светила,

Исполнен чин, творимый бездны лет,

И вспыхнуло зари паникадило,

Хвала Тебе,

явившему

1940 год, Колыма. Ночная смена

Аноним: Батюшка, добрый день!
Вот протестанты спрашивают, что значит родиться свыше, а точнее говорят, чтобы стать баптистом-евангелистом, то непременно необходимо родиться!
И укоряют православных за то, что они своё служение Богу начинают не с рождения свыше, а с обрядов и заканчивают философствованием. У них же всё сразу получается. Рождение, возрастание в вере и в райские обители уже вход почти открыт, а точнее они там уже посажены и с Христом пребывают. Вот только ещё не открылось, что там уже сидят, но в теории вроде всё по Библии получается. А значит, и сомневаться нечего!

О.Серафим: «“Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (Иоан.3:3). Кажется, слова Господа к Никодиму не имеют ничего общего со словами к Нему Никодима. Но для внимательного откроется много общего. Так как Никодим имел понятие о Христе уничиженное, именно: что Он Учитель и что с Ним Бог, то Господь говорит ему: тебе естественно иметь такое понятие обо Мне. Ибо ты еще не родился «свыше», то есть от Бога, рождением духовным, но еще плотян, и познание, какое ты имеешь обо Мне, не есть духовное, но душевное и человеческое. А Я говорю тебе, что и ты, и всякий другой будете вне Царствия, если не родитесь свыше и от Бога и не получите должного обо Мне понятия. Ибо рождение чрез крещение, внося в душу свет, дает ей возможность видеть или познавать Царствие Божие, то есть единородного Его Сына. Ибо Сын может быть назван как премудростью Божиею, так и Царством Божиим. Царства же сего, Никодим, никто не может видеть или познать, если не родится от Бога. Так и ты, потому что не родился еще духовно, не видишь Меня – Царствия Божия, как должно, но имеешь обо Мне низкое понятие.
“Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:4,5). Никодим, слыша учение выше, чем человеческое, изумляется и по свойству немощной природы человеческой спрашивает: как это возможно? Это – признак неверия. Ибо где нет веры, там являются вопросы: как это, почему это? Слова Никодима кажутся и смешными, потому что он не помыслил о духовном рождении, а припомнил телесное чрево. Услышав, что если кто не родится «свыше», он подумал, что употреблено вместо: «сначала», «снова», во второй раз, и речь понял в таком значении: если кто не родится «сначала», во второй раз. Посему и говорит: как может, будучи стар, войти во утробу матери своей? Два предмета для него были неудобопонятны: один – рождение духовное, другой – Царствие. Ибо имени Царства Небесного иудеи никогда не слышали. Теперь он недоумевает о рождении. Христос и открывает ему яснее способ рождения духовного. Ибо человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, – к возрождению невидимой души. Если ты спрашиваешь, как вода может родить, то и Я спрошу, как семя, которое само водообразно, может образоваться в человека? Посему как над семенем телесным все совершает благодать Божия, так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога. Ибо в воде сей совершаются знаки и образ погребения и воскресения. Три погружения – знак тридневного погребения; потом человек воскресает (выныряет), как Господь, нося светлую и чистую одежду нетления, а тление погрузив в воде.
“Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа” (Иоан.3:6-8). Господь, отвлекая внимание Никодима от рождения плотского, говорит: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа – дух, то есть человек, родившийся крещением, становится духовен; ибо слово «дух» ты должен разуметь вместо: «духовный». Правда, крестившийся не делается духом божественным, но, получив Духом сыноположение, благодать и честь, удостаивается быть духовным. Видя же, что Никодим и еще смущается, говорит: не удивляйся. Потом пытается учить чувственным примером. Дух, говорит, дышит, где хочет, и голос его слышишь, однако же не знаешь его направления, потому что он неудержим и беспрепятствен и по силе природы имеет стремление во все стороны. Если говорит: «дышит, где хочет», то не потому, будто ветер имеет способность свободного выбора и желания, но потому, что хочет (как я сказал) указать на естественное его движение и неудержимую силу. Если же не знаешь, где и как дышит ветер, сей дух, подлежащий чувству, то как хочешь уразуметь возрождение от Духа Божия? Если сей дух не может быть задержан, то тем более не подчинится законам природы благодать Духа Святаго. Да постыдится духоборец Македоний и предшественник его Евномий. Первый поставляет Духа в раба, однако здесь слышит, что ветер дышит, где хочет, и, следовательно, тем более Дух имеет самовластно движение и действует, где и как хочет. А Евномий, прежде погрешив в сем же самом и назвав Духа тварью, до того простер свою дерзость, что будто он знает Бога так же, как самого себя. Пусть же слышит, что он не знает движения и стремления ветра; как же, преступный, дерзаешь присвоить себе знание Сущности Божией?» (блаж.Феофилакт, Толкование на Ин.3:3-8).

Под рождением свыше и подразумевается получение Божественной спасительной благодати, которая и приносит человеку духовное рождение, свыше, – от Бога. В историческом православии под этим всегда понималось получение этого дара Благодати, в Таинстве Крещения или воцерковления.

Действие благодати просвещающее может действовать на любого человека, открывая ему те или иные истины и понятия, в том числе и на язычника. Отсюда – вера в Бога, элементарные понятия о Боге, вечности и спасении. Некоторые под рождением свыше могут понимать эти действия благодати просвещающие.

А действие благодати освящающее приносит освящение чувств, изменяя дух человека. И совершает это Божественная искупительная благодать, дарованная в день св.пятидесятницы, которая и является собственно даром Благодати, в момент крещения, посредством которой человек и входит в Церковь. Получение этого дара Благодати и является вхождением человека в Церковь. Действие благодати освящающее, соединяясь с чувствами человека, дарует им освящение.

Собственно, под этим действием и даром Благодати и понималось, в историческом православии, рождение свыше, основываясь на словах Христа, когда Он говорил с Никодимом о рождении свыше: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:3-5). То есть, «не может увидеть Царствия Божия», или то же самое означают слова «не может войти в Царствие Божие», тот, «кто не родится свыше», то есть, «кто не родится от воды и Духа», иными словами будет не крещен или не воцерковлен.

И в какой степени, у человека, стремление и решимость на изменение своей жизни, своих чувств и желаний, в такой степени и происходит действие этого освящающего дара Благодати, закрепляющего намерение, и приносящего освящение чувств, в таинстве крещения или воцерковления, то есть присоединения к Церкви. Кто это получает, тот и является рожденным свыше.

Под присоединением же к Церкви следует разуметь не просто присоединение к церковной организации, а получение дара Божественной и спасительной, искупительной благодати. В какой душе это происходит, там и есть присоединение к Церкви, которая является даром этой Божественной благодати, в тех душах человеческих, которые движения своей воли и чувств во всем покоряют Ей, в своей повседневной жизни.

В дальнейшем, получивший этот дар Благодати, должен искоренять в себе греховные навыки и привычки, страсти, чтобы сохранять и приобретать чистоту чувств, через посредство этого освящающего действия дара Божественной спасительной благодати. Так как, страсти закрывают освящающее действие этого дара Божественной благодати. А истинное покаяние, в правильно-проходимой борьбе со своими страстями, наоборот, раскрывает действие этого дара Божественной спасительной благодати. И кто, в какой степени, искореняет в себе страсти, при помощи этого дара Божественной благодати, тот в такой степени и получает освящение чувств, – то есть их чистоту, по дару Благодати, – и участвует в жизни Церкви. В этом и состоит духовное совершенствование.

Под крещением же подразумевается не просто погружение в воду, а, именно, получение дара Божественной спасительной благодати, так как, собственно, Она и приносит это рождение свыше, а не вода, сама по себе. Просто Христос обозначил общее положение для всех, при внешних благоприятствующих условиях, для совершения Таинства. Соответственно, если этих условий нет, то Господь может подать, непосредственно, этот дар Благодати человеку, если он готов к Его восприятию, по настрою своего дух, так как, Сам Христос тут же и сказал Никодиму, что «Дух дышит, где хочет» (Иоан.3:8). А где Он хочет дышать, то есть подавать спасительное действие Благодати? – Сам Господь по этому поводу говорит, что «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19), что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), что «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом» (Ис.66:2), что «сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19), что «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15). Итак, Господь свидетельствует о том, в каком настрое душ человеческих хочет дышать Дух (Иоан.3:8), – дар Божественной спасительной благодати, приносящей рождение свыше и спасение, изливается в те души, которые приобретают вот такой вот настрой духа.

В тех душах человеческих, в которых первородный грех, дух самости и гордыни, и исходящие из него греховные навыки и пороки, страсти, имеют господствующее положение, там нет духа сокрушенного и смиренного, там нет освящающего действия спасительной благодати Божией, какое бы название этот человек не носил, говоря, что, типа, он рожден свыше, и какие бы, по внешней форме, таинства над ним не были совершены. Ибо этот дар спасительной Благодати, приносящий рождение свыше и спасение, подается там, где дух сокрушенный и смиренный, как об этом говорит Сам Господь: «Я живу… с сокрушенными и смиренными духом» (Ис.57:15) . Поэтому, воспитание этого настроя духа и является главным в жизни христианской. И наиболее оно совершается, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни. Ибо дух сокрушенный и смиренный, перед Богом, и привлекает в душу Божественную спасительную благодать, через посредство внешне-совершаемые Таинства, при благоприятных внешних условиях, или непосредственно подается Богом, при неимении таковых. Отсюда происходит рождение свыше, возрастание в духовной жизни и спасение.

Более 50 лет прошло с момента премьеры «Дух веет, где хочет», но фильм ничуть не утратил свою актуальность. Главный герой, лейтенант Фонтен, заточен в тюрьму. Его цель — выбраться на свободу. В тюрьме держат множество узников, однако в рамках повествования совершить побег удаётся лишь двум из них, и это отнюдь неслучайность. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть психологический контраст персонажей (I) , а также ряд сцен (II) , требующих особого упоминания по причине важной роли, отведённой им в виду предмета обсуждения.

I). Во-первых, пастор и старец. Пастор — человек верующий, много времени уделяет чтению и переписыванию библии, молитве, надеясь на спасение. Очевидно, он отказывается предпринимать какие-либо действия самостоятельно, возложив надежду на Господа. Другая крайность — отчаянный старец, утративший надежду вовсе. В его голове твёрдо осела мысль о невозможности бегства; ложное ограничение, возведённое им самим, приводит к тщетной попытке самоубийства. Оба второстепенных персонажа, движимые страхом, ударяются в противоположные крайности, что делает их спасение немыслимым в контексте данной истории.

Во-вторых, безымянное окружение и мальчишка. Подавляющее большинство пленников, чьи имена остаются за кадром, резко отвергает какую-либо мысль, довод о возможности сбежать из тюрьмы. В отличие от шестнадцатилетнего мальчишки, соседа главного героя, который, выслушав подробный план, отвечает «Согласен» на предложение о побеге. Скованные страхом узники так и не покидают стен заточения, что нельзя сказать о мальчике (однако, его уход не обусловлен исключительно бесстрашием и верой в себя; без главного героя, как и главный герой без мальчишки, он далеко бы не ушёл, но об этом позже).

В-третьих, Фонтен и Арсен. Фонтен, обладает стратегическим складом ума, способностью грамотно анализировать, просчитывать каждый свой замысел; всякий поступок, имеющий значение, соответствует плану, что вынашивался несколько месяцев. В противоположность ему, Арсен — один из немногих, кто помышляет о побеге, но ему недостаёт терпения, доли разума, а потому, не обладая пошаговым алгоритмом, он предпринимает попытку бегства, но вскоре вновь оказывается в камере, погубленный собственной суетой и излишней самоуверенностью.

Пожалуй, ключевым фактором, благодаря которому лейтенант вырывается из клетки, является способность совмещать отдельно взятые качества, преобразовывая их в гармоничную систему. Видение Фонтена сочетает в себе надежду (пастор) и отчаяние (старец), страх (безымянное окружение) и отвагу (мальчишка), а также собственную доминанту (ум) и доминанту Арсения (действие).

II). Сцена побега, где к Фонтену приходит осознание всей ценность мальчишки, трактуется двояко. Во-первых, его откровение говорит о невозможности оказаться на свободе без помощи других, какой бы маленькой она ни была. Несмотря на тактичный ум главного героя, ему также посодействовало трио незнакомцев и некоторые заключённые. Смог бы он уйти так далеко в одиночку? — спорный вопрос. Во-вторых, намерение Фонтена было бы неосуществимо без веры в себя; на фоне большинства заключённых мальчишке храбрости не занимать, а потому он символизирует внутреннюю уверенность (но не стоит путать слепую веру пастора с верой юнца).

И наконец: момент размышлений. Смятение несколько часов терзает лейтенанта: сделать ли последний, а вместе с тем самый рискованный и опасный шаг? Кажется, страх и сомнения, с которыми герой сражался на протяжении долгого подъёма, сломили его у самой вершины горы. Но Фонтен не сдался и дошёл до самого конца — вдохнул долгожданный запах свободы.

III). «Приговорённый к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» — картина многогранная; она задаёт непростые вопросы, причём ответить на некоторые пока не удалось и в повседневной жизни. Однако это не делает киноленту претенциозной, вычурной, а, напротив, придаёт глубины, вызывает желание вернуться. Ведь метафоричная история о заточенном духе, рвущимся на свободу, неподвластна разрушительной силе времени, живёт и по сей день. Так, Робер Брессон создал бессмертное произведение.

Нам следует любить Святого Духа не только за то, что Он наставляет нас в великих истинах Священного Писания, но и за то, что Он преподносит их в правильной взаимосвязи между собой. Слово Божье никогда не перегибает палку ни в одну, ни в другую сторону: оно никогда не доводит какое бы то ни было учение до крайности, но всегда уравновешивает его другим учением. Истина всегда дается нам в виде двух, а то и трех параллельных линий, и когда Святой Дух привлекает внимание к одной стороне медали, Он также указывает и на оборотную. Учение о всевластии Бога идет рука об руку с учением об ответственности человека, а учение об изобилующей благодати — с учением о неизменной справедливости Бога. Писание дает нам, так сказать, кислоту и щелочь, скалу и воду из нее. Оно и ранит, как меч, и исцеляет, как мазь. Подобно тому, как наш Господь посылал Своих учеников по двое, так Он посылает нам любое учение, уравновешенное другим, принося благо тем, кто его слышит.

В этой одной из самых важных глав Библии, третьей главе Евангелия от Иоанна, мы находим две истины, настолько ярко выраженные, что кажется, будто они написаны солнечным лучом. Более того, эти истины преподносятся нам в рамках одного целостного отрывка. Первая истина заключается в том, что для спасения необходимо верить в Господа Иисуса Христа и что всякий верующий в Него не судится. Это очень важное учение. Но в этой же главе Святой Дух подчеркивает необходимость нового рождения, преподнося учение о возрождении так же ясно, как и учение о спасении верой. Смотрите, как они совмещены: «Должно вам родиться свыше», но «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»; «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», но «верующий в Него не судится». Над вратами небес золотыми буквами написаны две великие истины, необходимые для тех, кто входит этими вратами: примирение кровью Иисуса Христа и возрождение силой Святого Духа. Мы не должны возвышать одну из этих истин над другой, или позволять одной истине заслонить другую: обе они одинаково важны, ибо они открыты одним Духом и в равной степени необходимы для обретения вечного спасения. Вера дает нам право называться детьми Бога, но мы должны пережить новое рождение, дающее нам природу детей Божьих — ибо какое право мы имеем называться детьми Божьими, если мы ими не являемся по природе?

I. Давайте рассмотрим этот стих Евангелия от Иоанна с точки зрения содержащегося в нем учения о Святом Духе. Наш Господь использует образ ветра, и, как большинство из вас знает, понятия «ветер» и «дух» в еврейском языке обозначаются одним и тем же словом. Интересно заметить, что в греческом языке мы наблюдаем ту же ситуацию: слово «пневма» одновременно означает и «дыхание», и «дух». Такой образ, использованный нашим Спасителем, очень естественно вытекал из этой игры слов. Ветер — это воздух в движении, и он, конечно же, материален. Но воздух выглядит самым нематериальным среди других материальных предметов и явлений (за исключением, пожалуй, огня), поскольку его нельзя ни пощупать, ни увидеть. Ветер существует, ибо мы слышим его и можем заметить его действие, но не можем дотронуться рукой или посмотреть на него, его нельзя измерить линейкой и взвесить на весах. Мы можем часами наблюдать, как облака несутся по небу, словно птицы, но ветер, который гонит их, не доступен нашему взору. Мы видим вздымающиеся к небесам волны во время бури, но мы не можем увидеть дыхание, которое не дает им покоя. Поэтому образ ветра прекрасно подходит к Святому Духу, в существовании Которого ни один человек, оказавшийся под Его воздействием, не сомневается, но движение Которого тем не менее невозможно заметить. Божественность личности Святого Духа недоступна человеческому глазу, ибо Он таинственен и непостижим.

Итак, образ ветра указывает, во-первых, на свободу Святого Духа: «Дух дышит, где хочет…» В нашей речи мы тоже используем ветер как символ свободы: «Ищи ветра в поле», говорим мы о местонахождении свободолюбивого человека, а о себе мы иногда заявляем, что «мы свободны, как ветер». Никто не может заключить ветер в оковы. Царь Ксеркс попробовал усмирить море, бросив в Дарданелльс кий пролив цепи, но даже он не был настолько глуп, чтобы отдать приказ изготовить оковы для ветра. Морскому ветру не прикажешь. Кесарь может издавать любые указы, но ветер не перестанет дуть ему в лицо, если он будет стоять против него. Папа римский может повелевать ветру изменить направление своего движения сколь угодно, но он все равно будет пронизывать Ватикан, не обращая внимания ни на святого падре, ни на его кардиналов. Все самые мощные европейские государства могут послать своих полномочных представителей на съезд для принятия решения о том, в какую сторону должен дуть ветер, но даже после принятия единогласного решения о том, что следующие шесть месяцев ветер должен дуть с востока, он не подчинится их декрету и по-прежнему будет бросать песок им в глаза и потешаться над их бессилием. Ни один человеческий указ не заставит ветер повернуть даже не полрумба компаса. Он будет дуть в соответствии с волей своего Сиятельства, где пожелает, когда пожелает и как пожелает, ибо ветер «дышит, где хочет».

То же самое, но только в более возвышенном смысле, можно сказать о Святом Духе, Который абсолютно свободен. Вы знаете, что ветер находится в руках Божьих, что Бог повелевает и вечерним бризом, и ураганом. Ветра поднимаются по приказу Сидящего на превознесенном престоле. Но Святой Дух — Сам Бог, поэтому абсолютно свободен. Он действует по Своей воле, в соответствии со Своими желаниями среди сынов человеческих. Один народ Он посетил, а другой нет, и никто не объяснит, почему. Почему далекие языческие земли лежат во мраке, а Британия освещена самым ярким небесным светом? Почему Реформация укоренилась в Англии и северной части Европы, в то время как в Испании и Италии от нее не осталось и следа? Почему Святой Дух дует здесь, а не там? Не потому ли, что Он поступает так, как Ему угодно? «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею», — это заявление о божественном всевластии, о праве Бога поступать так, как Он захочет, и мы видим подтверждение этому в действиях Святого Духа.

Почему Святой Дух среди тех народов, в которых Он действует, касается одного человека, а не другого? Почему из двух людей, которые слышат одну и туже проповедь и находятся под одним и тем же влиянием в кругу своей семьи, один обращается к Богу, а другой нет? Два ребенка, вскормленные одной матерью, воспитанные одними родителями, вырастают и духовная жизнь у них складывается по-разному. Тот, кто погибает во грехах, не может обвинить в этом никого другого, кроме самого себя, а тот, кто спасается, целиком обязан благодати. Но почему он был одарен благодатью? Мы никогда не осмелимся возложить вину за то, что человек не кается и не верит, на Бога. Виновата злая воля, которая отказывается повиноваться Евангелию. Но мы также не осмеливаемся приписывать предрасположенность ко спасению тому человеку, кто уверовал. Всю славу за спасение мы воздаем Божьей благодати, а не природной мягкости человеческого сердца и верим, что в спасенном человеке действует Святой Дух, производя в нем и желание, и действие по Своему благоволению. Но почему Он действует в нас? Почему Он живет в избранных? Почему? Потому, что «Дух дышит, где хочет».

То же самое касается благословений, которое дается проповедникам. Один человек приобретает души для Бога и радостно возвращается с поля с тяжелыми снопами, но другой, который решительно выходит на ниву и как будто трудится так же усердно, как и его брат, возвращается домой с пригоршней зерен, собранных с превеликими трудностями. Почему сеть одного полна рыбы, а у другого лодка пуста? Один служитель Господень, всякий раз проповедуя Евангелие, привлекает людей ко Христу, словно в его устах золотые цепи, которыми он сковывает людские сердца и отводит их в благословенное пленение Господу, в то время как другой с болью восклицает: «Кто поверил слышанному от нас?» Поистине, «Дух дышит, где хочет».

И подобные перемены происходят с каждым человеком в отдельности. Сегодня проповедник воодушевлен, его дух просится наружу и он говорит с силой Святого Духа, посланного с небес, а завтра он будет испытывать усталость и пессимизм, и это будет очевидно как для него самого, так и для тех людей, которым он проповедует, ибо сила оставила его. Сегодня он говорит так, что слышен голос Самого Бога, а завтра он подобен тростнику, колеблющемуся от ветра. Время упитанных коров проходит и оно пожирается худыми коровами. Бывает изобилие, бывает и голод. Сегодня вы увидите помазание Господа на нем, его лицо будет сиять славой общения с Всевышним, а завтра он скажет: «Не смотрите на меня, ибо я темен», слава отойдет от него. Мы знаем, что значит выйти на поле битвы, подобно Самсону с обрезанными волосами, и обнаружить, поднимая меч, что Господь не с нами. Почему так происходит? Разве не из-за того, что «Дух дышит, где хочет»? Святой Дух, руководствуясь Своей мудростью, не дает человеку одинаковую силу всю его жизнь. Мы не можем управлять живым Духом Божьим, не можем повелевать Ему: Он свободен в самом полном смысле этого слова. «Духом владычественным утверди меня», — сказал Давид и дал совершенно правильное имя Святому Духу.

Но направление ветра, по крайней мере в некоторых странах, зависит от времени года. В определенную пору мы ожидаем ветер, и даже если он задерживается на день-два, как правило, месяц все равно будет ветреным. Существуют пассаты и муссоны, которые дуют с такой регулярностью, что моряки учитывают их в своих плаваниях. Так и Дух Божий. Мы знаем, что в определенное время Он посещает церкви и проявляет Свою силу при определенных условиях. Если, например, где-то возносится сильная молитва, можно быть уверенным, что Святой Дух за работой. Если люди Божьи собираются вместе и берут в осаду престол благодати слезами и стонами, то на циферблате духовного барометра мы увидим, как поднимется благословенный ветер. Кроме того, Святой Дух милостиво связал Свои действия с двумя условиями: истиной и молитвой. Проповедуй те истину, провозглашайте Евангелие Иисуса Христа, и Святой Дух по Своему обыкновению наделит ваши слова силой, они тронут сердца людей. Если мы искажаем Его слово, удерживаем часть истины, не стремимся быть верными, то не можем ожидать благословений Святого Духа. Но если мы с любовью учим о Христе распятом и провозглашаем благодать Божью во всей ее полноте, Святой Дух обратит внимание на проповедь истины и наполнит ее божественной силой. Я не утверждаю, что это правило работает всегда, что не бывает исключений, но я уверен: оно нарушается крайне редко. Святой Дух практически неизменно благословляет проповедь истины обращением душ ко Христу.

Святому Духу угодно связать проявление Своей силы с молитвой, если только она возносится с верой. И в этом случае связь очень тесная и неразрывная, потому что Сам Святой Дух дает молитву с верой. Истина заключается в том, что мы не только получаем Святого Духа в ответ на молитву, но Святой Дух уже дан нам, коль скоро мы молимся с верой. Дух молитвы, дух беспокойства о гибнущих душах — один из самых верных признаков того, что Святой Дух уже действует в людях.

Впрочем, вернемся к великой истине, гласящей, что мы не можем повелевать Святым Духом. Какое влияние она должна оказывать на нашу жизнь? Она должна побуждать нас быть очень внимательными и острожными в своем отношении к Святому Духу, чтобы не огорчить Его и не заставить отойти от нас. «Духа не угашайте». Когда вы благословлены Его милостивым вмешательством в вашу жизнь, будьте глубоко благодарны за это и ходите в смирении перед Богом, чтобы вам сохранить это вмешательство. Когда Святой Дух начинает действовать, не будьте равнодушны и ленивы. Ветер дует, а моряк спит: ветер был попутный, но был брошен якорь, и корабль не сдвинулся с места. Если бы он знал заранее об этом ветре, то не спал бы ночью, а поднял бы все паруса и устремился к назначенному порту. Но он уснул, благословенный ветер лишь слегка качнул снасти и корабль остался на приколе. Да не будет такого с нами. Пусть Святой Дух не встретит с нашей стороны пренебрежения и безразличия к Его пребыванию среди нас.

В старые времена, когда сельские жители полностью зависели от ветряных мельниц, превращавших зерно в муку, некоторые деревни голодали из-за того, что несколько недель подряд не было ветра. Мельник с беспокойством обращал свой взор на небо, каждый житель деревни превращался в ночного сторожа, следившего за флюгером, в надежде на то, что он не останется неподвижным. И если ветер поднимался в глухую полночь, а мельник спал, тогда кто-нибудь прибегал к нему и будил его: «Поднялся ветер, поднялся ветер, надо молоть пшеницу». Так и мы должны не упускать возможности воспользоваться силой Святого Духа, когда Он могущественно действует в нашей церкви. Мы должны жаждать Его божественного вмешательства в нашу жизнь, должны быть всегда настороже. И если какая-то часть из нас не заметит начала Его действий, то другие заметят и воскликнут: «Святой Дух действует среди нас, встанем ото сна и со всем усердием будем трудиться на ниве Божьей». Ставьте паруса, когда поднимается попутный ветер. Этот ветер не в нашей власти, поэтому будем ценить время, когда он с нами.

Но пойдем дальше. Святой Дух подобен ветру в Своем проявлении. «…Голос его слышишь…», — говорит Иисус. Известно, что существует много других признаков присутствия ветра, помимо звука: можно ощутить его прикосновение, можно увидеть результат его действия на водоемах и деревьях, иногда ветер оставляет после себя ужасные разрушения, что тоже свидетельствует о его существовании. Но в данном случае Спаситель говорит скорее о тихом, чем о сильном ветре. Греческое слово «пневма» переводится словом «дыхание», и поэтому едва ли оно может означать ураганный ветер. Господь говорит о легком ветерке. Направление сильных ветров, как я уже заметил, так или иначе можно определить, но если вы сидите тихим вечером в саду, то не сможете сказать, откуда дует ветерок, ласкающий ваши щеки, настолько он неуловим в своем движении. То здесь, то там он крадется среди спящих цветов. Наш Господь говорит, что такой ветерок можно только услышать: Никодим в тиши ночи мог слышать его. Шелест листвы — и ничего более. Вы едва слышите мягкое покачивание стебля, ветер словно негромко звонит в цветочные колокольчики. И только так вы обнаруживаете, что ветер прохаживается по клумбам.

Возлюбленные, это показывает нам, что ухо слышащее, предназначено Богом для распознавания Святого Духа, ибо для многих людей это единственный распознающий орган. «…Голос его слышишь…» Как много чести для такой маленькой части нашего тела — уха. Римская церковь отдает предпочтение очам, ее прелаты всегда стремятся поразить людей своим праздничным представлением. Но Бог предназначил иной путь: «Вера от слышания», и ухо раньше всего улавливает присутствие Святого Духа. Для некоторых людей это единственный способ узнать о Святом Духе. Как я уже сказал, они слышат Его голос, другими словами, слышат проповедь Евангелия, слышат чтение Слова Божьего. Истина, облеченная в слова, — это шелест святого ветра, звук шагов вечного Духа, таинственно прохаживающегося среди собравшихся людей. И как печально, что многие останавливаются на этом, уподобляясь Никодиму при его первой встрече со Христом: они слышат голос, но не более того. Некоторые из вас ежедневно слышат истину, которая принесла спасение тысячам людей, но она не спасает вас. Вы слышите ту самую истину, которая вечно пребывает на небе, но, тем не менее, остаетесь без надежды на вечную жизнь. Знайте, что Царствие Божье приблизилось к вам, ибо «голос его слышишь». Ветер, чей шепот вы слышите, касается ваших щек. Если вы слышите шелест крон деревьев, значит, ветер рядом, его не надо искать. Так и Дух Святой не далеко от вас, когда вы слышите Его голос.

Но некоторые слушатели не останавливаются на простом слушании, ибо голос Духа проникает в их совесть и тревожит их. Они бы и рады заснуть подобно другим, но ветер свистит, прорываясь в щели и дымоход, и будит задремавшего бездельника, ветер играет вокруг человека, заснувшего в саду, мешая ему спать. Так не обращенные людьми не находят себе покоя, потому что их совесть слышит голос Святого Духа, они озадачены и чувствуют себя неуютно. Наступает время пробуждения, но они не спасены, они лишь выведены из состояния сна и исполнены беспокойства; их сестры обратились, а они нет, и все же спасение подходит к ним очень близко, оно почти касается их, подобно стреле, со свистом пролетающей в сантиметре от головы. Невозможно жить спокойно во время пробуждения. «…Голос его слышишь…» Совесть некоторых из вас услышала этот голос. Некоторые члены вашей семьи уже обратились, ваши родственники повернулись к Богу, и вы не можете избавиться от ощущения, что вокруг происходит что-то невероятное, хотя по-прежнему вам непонятно, что значит быть возрожденным, ибо вы не родились свыше.

Что касается спасенного человека, то он слышит голос Святого Духа самым удивительным образом, в разное время по-разному. Сначала он услышал угрожающий шум надвигающегося урагана, который испугал его, заставил трепетать и лишил, казалось, всякой надежды; он был подобен пожелтевшему осеннему листку, безжалостно сорванному с ветки дерева. Когда я впервые услышал голос Духа, то он казался горестным плачем ветра, носящегося среди могил, вздохом увядших лилий. Все мои надежды рассеялись, как дым, как утренний туман, мне был оставлен лишь плач о моем ничтожестве. Затем я услышал голос раскаленного восточного ветра, исходившего словно из огненной печи. Вам знаком этот стих: «Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава»? В моей душе цвел прекрасный луг, краски всех оттенков украшали его, но Дух Божий подул на него и все иссушил, оставив после себя выжженную, пыльную степь, лишенную былой привлекательности и жизни. До такой степени священный ветер уничтожает все злое. Но слава Богу, что мы слышали и другой голос Духа, голос, несущий жизнь! Пророк воскликнул: «От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут». И дух пришел, и мертвые восстали в великое воинство.

Подобное чудо произошло и с нами. Иссохшие кости наших скелетов соединились друг с другом, кость к кости, и плоть была наращена на них, а затем, благодаря божествен ному вдоху, мы начали жить. Да и теперь, когда Святой Дух посещает нас, Он обновляет жизненные силы, и мы начинаем дышать полной грудью. Временами Святой Дух становится для нас ветром оттепели: «Подует ветром Своим, и потекут воды». Скованные цепями льда, воды в реке неподвижны всю зиму, но просыпается весенний ветер, и вот уже ручейки наполняют реки, а реки отдают свою силу морю. Так и Святой Дух нередко вызывает ледоход в нашей душе и дает радость освобождения. Он смягчает окаменевшее сердце и расплавляет заиндевевший дух. По звуку Его голоса в людях пробуждаются чувства.

Иногда Его голос подобен звуку ветра, разносящему запахи, поднимающему в воздух наши спящие добродетели и разносящему их по саду. «Поднимись, ветер, с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его». О, как сладко изливались из нашего сердца и святая благодарность, и любовь, и надежда, и радость, когда Дух Божий посещал нас! Как пахучая пыльца лежит, скрытая в цветах, и не распространяется, пока заботливый ветер не позовет ее за собой, так и сладостные добродетели кроются в обновленных душах, пока Святой Дух не подаст Свой голос, и они, узнав этот голос, выходят для встречи с Ним, и прекрасное благоухание изливается из нас.

Да, братья, все это нам знакомо. Но мы также слышали и другой голос Святого Духа, голос, зовущий нас на битву Господню. Мы слышали, подобно Давиду, «шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев», вступали в сражение, и победа была на нашей стороне. Даже если мы и не слышали шума сильного ветра, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, мы все же пережили то же воздействие Духа Божия, Который не переставал действовать с того дня, но по-прежнему несет жизнь, силу, энергию и дает проповедникам Евангелия все необходимое для обращения людей. Во всем этом Святой Дух проявил Себя, как ветер: мы слышали Его голос. «…Голос его слышишь…» «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их».

В-третьих, Святой Дух похож на ветер Своей таинственностью. «…Не знаешь, откуда приходит и куда уходит…» Мы можем сказать про ветер, что он дует с той или иной стороны, но мы не можем ткнуть пальцем в карту, сказав: «В этой точке родился северный ветер». Или: «Западный ветер начал свой путь с этого места». Нам совсем немного известно о ветрах, об их происхождении и законах движения. Один из известный ученый наблюдал за ветром в течение тридцати лет в своем районе, но вынужден был отказаться от тех закономерностей, которые, как ему казалось, он установил в первые три года. В конце концов он пришел к выводу, что никаких закономерностей нет. Никто не может сказать, где начинается ветер. Язычники придумали какую-то пещеру, в которой якобы заточены ветры и из которой их по одному выпускают. Но это всего лишь выдумка. Мы не знаем, где и когда ветер впервые расправляет свои крылья, в каком месте он спит во время штиля. Так и первое движение Святого Духа в душе человека сокрыто во мраке неизвестности.

Вы знаете, что обратились, мой дорогой друг, и помните примерное время, знаете о некоторых средствах, которые Господь использовал для вашего обращения. Внешние обстоятельства известны, но о том, как Святой Дух воздействовал на вас, вы можете рассказать не больше, чем о том, как пробивается жизнь из зерна, вырастая в тяжелый колос, или как древесный сок обновляется в стволе после зимней спячки дерева. Некоторые секреты природа не раскрывает нам, а действие Святого Духа является еще большей тайной, нежели законы природы. Ни один человек не может объяснить его суть ни себе, ни ближнему. Почему, мой друг, вы обрели благословение благодаря первой, а не второй проповеди, в то время как ваша сестра, наоборот, была задета второй проповедью, а не первой? Ясно, что это зависит не от проповедника, не от него исходит сила, и «не знаешь, откуда приходит и куда уходит».

Временами вы ощущаете, что не только можете, но и должны молиться. Почему вы оказываетесь в таком состоянии духа? Я знаю, что значит с восторгом наслаждаться общением с Господом, но не могу дать отчет, как это происходит, ибо на следующий день я повторяю все те же самые действия, но не испытываю никакого особенного чувства от присутствия Бога. Сегодня сердце разрывается от раскаяния во грехе, а завтра меня наполняет такое восхищение Христом, что грех почти забыт в размышлениях об искупительной жертве. Почему так происходит?

Иногда на нас находит такое ощущение реальности смерти, что мы начинаем серьезно готовиться к последнему часу на земле. А в другое время мы совершенно забываем о смерти и уже сейчас начинаем жить, так сказать, вечной жизнью, словно воскрешенные и находящиеся рядом со Христом. Но каким образом Дух Святой производит в нас такое действие, кто объяснит? Можете ли вы проследить рождение капелек росы в утробе утра, или указать путь молнии, или объяснить, как грохочет гром в горах? Даже если вам удастся сделать это, вы не можете объяснить или угадать, когда и как Дух Божий входит в вашу душу.

Не можем мы сказать, и куда Он уходит. Снова мы сталкиваемся с тайной. О, как зачарованный, я думаю о том, что когда мы отпускаем истину на свободу с силой Святого Духа, то не знаем заранее, куда она направится. Ребенок срывает одуванчик с семенами, у которых есть специальные «парашюты», чтобы передвигаться по воздуху; он дует на него, семена разлетаются, и кто скажет, в чьем саду они опустятся и прорастут? Так бывает и с истиной, даже произнесенной устами младенца. Целые континенты покрывались незнакомыми цветами из-за того, что ветер случайно заносил их семена; моряки обнаруживали на солнечных островах южных морей, островах, по которым не ступала нога человека, обилие самых разнообразных растений, семена которых ветер год за годом заносил туда. Разбрасывайте истину во все стороны, ибо вы никогда не знаете заранее, как Святой Дух распорядится ею. Отдайте ее на волю ветру, и вы найдете ее через много дней. Разбрасывайте живое семя обеими руками: на север, юг, восток и запад, и Бог даст истине крылья.

Несите, несите, о ветры рассказ,

Волна, про Него прогреми!

Царит пусть Христова везде благодать

От края до края земли.

Однажды, будучи прикованным к постели, я получил письмо. Его написала сестра из Бразилии. Она писала, что, читая один из сборников моих проповедей, примирилась с Богом и решила сообщить мне об этом. Письмо было настолько нежным и трогательным, что я не удержался от слез. Но было в нем нечто, что поразило меня еще больше. Письмо было завершено другим почерком: муж этой женщины с прискорбием сообщал, что его жена умерла вскоре после того, как закончила это письмо, и что с еще не зажившей раной от потери он отправляет это письмо, радуясь, что слово о спасении достигло его любимую даже в такой далекой стране.

Братья, вы никогда не можете предугадать, куда отправится сказанное слово, и вместе с ним Дух. Паписты думали, что в Богемии они задавили любую мысль о Евангелии, жестокими указами расправившись с протестантизмом. Но недавно, когда они ослабили свой гнет, Евангелие было проповедано там, и к всеобщему удивлению из уединенных избушек в лесных чащобах, из разных городов Богемии стали выходить люди с древними Библиями в руках, желая познать ту драгоценную истину, ради которой умирали их отцы. Истина пройдет через все века. «…Не знаешь, откуда приходит и куда уходит…» — ее странствие не прекратится до второго пришествия Христа. Возвещайте: «Истина умереть не может!» Гонители не могут убить ее, она бессмертна, как бессмертен Бог, пославший ее; преследователь не преградит ей путь, ибо она божественна. Пока на земле есть хотя бы одна страничка из Библии или один живой человек, знающий Спасителя, папство всегда будет находиться в опасности. Антихрист никогда не одержит победу, потому что Святой Дух ведет против него войну мечом слова Божьего, и, кто знает, как далеко может быть внедрена истина среди приверженцев заблуждения. Дух ведет нас к победе над ложью, к уничтожению греха, но как, мы не знаем.

«…Не знаешь, откуда приходит все и куда уходит…» Если Святой Дух вошел в ваше сердце, то вы не можете сказать, куда Он поведет вас. Я уверен, когда Вильям Карей отдал свое молодое сердце Христу, он и подумать не мог, что Дух Божий направит его в Индию проповедовать Евангелие на чужом языке. И когда Джордж Витфилд впервые был упоен жизнедающим духом, он совсем не думал о том, что мальчик, прислуживавший в кабаке «Белл-инн» в Глостере, будет могущественно провозглашать Евангелие на обоих континентах и обратит десятки тысяч душ ко Христу. Нет! Вы и представить себе не можете, к какой цели несет вас этот благословенный ветер. Доверьтесь Ему, не ослушайтесь небесного видения, будьте готовы оказаться несомыми Духом Божьим, подобно пыльце в летнем ветре. О, дитя Божье, ты еще не знаешь, на какие высоты святости, знания и радости поднимет тебя Дух Божий! «Не слышало того ухо и не видел того глаз, что приготовил Бог любящим Его», и хотя нам Дух Божий уже открыл это (ибо Дух проницает все, и глубины Божьи), но даже тот сын Божий, который научен лучше всех остальных, не знает, к какой полноте приведет его Святой Дух. «Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная». Он будет вести вас все дальше и дальше и доведет до совершенства, и вы будете с Господом Иисусом, там, где и Он, и будете видеть Его славу.

II. У меня осталось лишь несколько минут для второй части нашей беседы, но мне и не нужно слишком много, потому что я не собираюсь говорить об этом долго. Этот стих говорит о рожденных от Духа. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Рождение передает рожденному родительское естество, его природу. Рожденное от Духа подобно Духу, как и рожденное от плоти есть плоть и подобно на плоть, его родившую. Дважды рожденный человек похож на Святого Духа, который дал ему жизнь. Он подобен Ему во всех тех отношениях, о которых мы уже говорили.

Что касается свободы, то вы можете сказать о нем, что он «дышит, где хочет». Дух Божий делает верующего свободным человеком, дарит ему свободу Своей воли, которой он никогда раньше не обладал, наделяет сознанием свободы. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Но я не утверждаю, что каждый духовный человек поступает так, как ему угодно, потому что, увы, я вижу иной закон в членах, противоборствующий закону моего ума, который стремится вернуть меня в рабство закона греха и смерти. Но все же по-прежнему истинно: «Где Дух Господень, там свобода».

Теперь можно молиться, а раньше мы не могли это делать. Теперь можно восхвалять, хотя прежде вы не могли извлечь и одной ноты хвалы из своего неблагодарного сердца. Ныне вы можете взывать: «Авва, Отче», ныне вы можете приблизиться к Богу. Вы больше не подчиняетесь человеку. Вами не управляет священническая машина, вы не находитесь под гнетом мнений своего ближнего. Господь освободил вас, вы свободны идти туда, куда зовет Слово Божье, и на этом пути обретете еще большую свободу. О братья, я не могу описать ту перемену, которую ощущает возрожденный человек, получивший духовную свободу. Когда вы были в рабстве у закона, привычек и греха, боялись смерти и ада, то были подобны человеку, запертому в венецианской темнице ниже уровня воды, которая была наполнена затхлым воздухом и в которой узник едва мог сделать полдюжины шагов, прохаживаясь во мраке своей камеры. Но когда приходит Дух Божий, Он выводит душу из темноты на свет, из душного подземелья на свежий воздух, Он открывает пред вами дверь, Он помогает поступать по заповедям Божьим, и, словно этого еще не достаточно, Он дает вам орлиные крылья и зовет воспарить на высоте, ибо Он освободил вас.

Кроме того, человек рожденный от Духа, не может скрыться. Изменение, затронувшее его, как-то проявляется, о нем можно узнать по голосу. «…Голос его слышишь…» Самый нечестивый человек, живущий подле христианина, услышит этот голос. Тайная внутренняя жизнь не останется безгласной: будут звучать и слова, ибо христианин не нем, но еще громче будут говорить дела. И, помимо дел, сам дух и тон речи истинно возрожденного человека будут говорить, и нечестивые вынуждены будут слушать его. «…Голос его слышишь…»

А теперь обратите внимание на таинственность христианина. Если вы не возрождены, то вам неведома жизнь верующего, ибо он ум5р для мирской жизни, его нет с вами, его жизнь сокрыта со Христом в Боге. Вы не знаете, откуда он выходит по утрам, вы никогда не видели источников, ароматами которых благоухают его одежды, вы даже не подозреваете о плаче в молитве и радости от общения, которыми начинается его каждое утро. Да вам и не понять этого до тех пор, пока вы сами не будете рождены тем же Духом. Неведомо вам также, куда духовный человек уходит. Посреди постигших его несчастий вы удивляетесь его спокойствию. Но знаете ли вы, куда он ходил, чтобы обрести такое редкое умиротворение? В час смерти он выглядит победителем. Известно ли вам, где он научился так радостно умирать? Нет, не возрожденный не знает, где бывает верующий человек. У Всевышнего есть тайное убежище, и те, кто однажды побывал в нем, не покинут тени крыл Всемогущего вовек. Но плотский человек не заходит в эту потаенную комнату.

Христианская жизнь — это тайна от начала и до конца, тайна для мирского человека и загадка для самого христианина. Он не может разгадать свою собственную загадочность, не может понять сам себя. Он знает лишь одно: «Я был слеп, а теперь прозрел», — он может добавить: «О Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои». И еще он знает, что когда явится его Господь, он засияет, как солнце. Вся его жизнь, ее начало и ее конец, — тайна, но он благословляет Бога за то, что обладает ею. Он идет своим путем, чувствуя, что хотя люди не знают, откуда и куда он идет, Господь знает это. И ему самому известно, что направляется он к своему Отцу и Богу. О, если бы у каждого из вас была такая радостная надежда! Да даст вам ее Господь во имя Христа.

Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк (человек) рожденный от Духа

Свт. Кирилл Александрийский

Прп. Макарий Великий

«Дух дышит, где хочет ». Он дышит в душах светлых, сияющих и божественных, которые со всем усердием жаждут служить Ему. И если подчиняются этому достойному поклонения Духу, то Он сначала дарует им страх Божий и теплоту (сердечную). Когда (эти дары) обнаруживаются в душах, тогда Дух уже творит в них ненависть ко всему миру и ко всем пагубным предметам (мирских) вожделений: золоту, серебру, прелестным украшениям тела, отцу, матери, жене и чадам. (Вместо них Дух) творит в человеке дело Божие, которое слаще меда и медовых сот, делая сладостным для человека все Божие, то есть труд поста, бодрствования, безмолвия, служения (ближним) и милостыни.

Когда же (Дух) научит человека всему этому, тогда Он отдает его на искушение. И все, что было для человека до этого сладостным, становится тяжким и мучительным. Многие из подвергающихся подобному искушению, не имея (духовного) опыта, не выдерживают тяжести (испытаний) и становятся плотскими. О них (Апостол) Павел говорит: «Начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? » (Гал. 3, 3 -4.) (Перенесенное) же без пользы есть (напрасно) понесенные ради Бога труды: когда (человек) полностью отчаивается в них и отступает, тогда он не только лишается мзды за свои труды, но и подвергается тяжким наказаниям, ибо пренебрег он горней Силой и не избрал Ее.

Собрание рукописей типа II. Беседа 57.

Объясняя Никодиму, что значит «рожденный свыше», Господь сказал: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит ». Как никто не знает ни где дом дыхания ветра, откуда он приходит, ни конца его пути, куда он стремится, и никто не может ни помешать ему, ни измерить его, ни уловить, равно как и течение рек никто не может ни направить, ни сдержать, – то же самое и в душе: никто не может ни удержать свои мысли, ни помешать течениям ума, ни овладеть источником помышлений разума, ни узнать, откуда он исходит, ни сдержать там, куда уходит. Ибо где его нет? И здесь он пребывает, и вне ума и разума в дальних пределах. И если, говорит Господь, земное и лежащее у нас в руках таково и настолько непостижимо, то тем более рожденный свыше, вместивший небесный дух Господень и водимый Им во внутреннем человеке: насколько непостижимее его душа! Куда она стремится, вот, она уже там, потому что, когда она еще здесь, небесный и Божественный Дух, придя, увел ее в небеса, и научил, и во всем эта душа непостижима.

Собрание рукописей типа III. Поучение 15.

Прп. Максим Исповедник

Какой дух имеется в виду в беседе Господа с Никодимом, где Господь говорит: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь?

Некоторые считают, что Господь говорит о воздушном духе, мне же кажется, что Он скорее говорит о Святом Духе. Ведь Он полновластно дышит, где хочет, а хочет - в способных воспринять Его и чистых разумом. Вдыхая Божьи дары, они не знают, откуда и по какой причине им послан какой-либо дар, [не знают], к какому исходу ведет ниспослание [им] дара, но только слышат голос, то есть осуществление дара, которое делается явным по причине чистоты жизни и неким образом испускает голос - будь то дар учения, или исцеления, или <… >

Вопросы и затруднения.

Прп. Петр Дамаскин

Как Господь говорит о ветре: Дух, идеже хощет, дышет и прочее, о чем Златоуст сказал: не потому, чтобы воздух имел власть, говорит Христос идеже хощет , но снисходя немощи Никодима, указывает на ветер, дабы (Никодим) понял говоримое ему. И притчею о воздухе сказал о Святом Духе, то есть о слове, которое говорил ему (Никодиму) и некоторым другим, - (глаголы) яже глаголю вам, дух суть (Ин. 6, 63) , то есть духовное, а не как вы думаете, ибо не о телесных вещах говорю Я, чтобы вы, будучи телесными, могли понять это.

Творения. Книга первая.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк человек, рожденный от Духа

Духом называет здесь ветер. Мысль здесь такая: как ветер, где хочет, дует, т.е. движется (так как воля ветра обнаруживается в его движении), и голос его, т.е. шум, слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит, так бывает со всяким, рожденным от Духа: он становится неузнаваемым после такого рождения. Если ты не можешь знать движения и путей чувственного ветра, который ощущаешь, когда слышишь его шум, чувствуешь его теплоту или холод, то тем более – духовного. И если ты, не зная действия этого телесного дыхания, однако не высказываешь никакого сомнения относительно его, то почему же, не понимая действия этого бестелесного Духа, сомневаешься в Нем?

Лопухин А.П.

Никодим, по-видимому, не переставал в себе удивляться, как возможно ему, старому человеку, отрешиться от всяких греховных наклонностей и привычек. Он хотел понять, как совершается этот процесс духовного возрождения человека. Но Христос притчей разъясняет ему, что он всего понять своим разумом не может. Вот, например, «ветер» (по-русски неточно – «дух »). Разве Никодим в состоянии объяснить себе, откуда ветер приходит и куда уходит? Точно так же нет ничего удивительного в том, что Никодим не понимает, как действует на человека Дух Божий.

Рассмотрим, однако, в подробностях сравнение, употребленное Христом. Во-первых, Он говорит о ветре, что он имеет полную свободу движения: человек не может успокоить ветер или заставить его изменить свое направление. Во-вторых, действие ветра чувствуется даже и тогда, когда от него всячески ограждают себя: его слышно и при запертых дверях. В-третьих, не знают пункта, с которого начинается движение ветра в каждом данном случае, и того конечного пункта, до какого доходит это движение.

Действию ветра подобно и действие Духа Божия в человеке. Во-первых, Дух действует там, где хочет (ср. 1Кор.12:11), и Его нельзя присвоить себе силою, а можно получить только как дар (Ин.7:39) . Во-вторых, присутствие Духа нельзя не приметить тому, кто возрожден Духом: даже и другие, не совсем глухие и слепые, чувствуют, что в возрожденном присутствует и действует этот Дух (Ин.7:38) . В-третьих, ни сам возрожденный, ни кто-либо другой не может определить, где, когда и как Дух начал оказывать на него действие. Так же мало знают возрожденные и о своем последнем состоянии, к которому их ведет Дух (1Ин.3:2) . Возникновение и завершение жизни возрожденного человека – это тайна, и тем не менее это не мешает или, точнее, не должно побуждать человека сомневаться в истинности возрождения.

Loading...Loading...