Неверные представления о причинах страданий. Страдание

Согласно Бхагавад-гите и другим священным писаниям, а также учению Господа , причина страдания состоит в том, что тело временно, жизнь (в теле, в материальном мире) - временна, и, следовательно, все подвержено рождению, затем старению, болезням и смерти.

Веды утверждают, что существует три вида страданий: адхьятмика — это страдания, которые причиняют живому существу его собственное тело и ум, адхибхаутика — страдания, которые приносят нам другие живые существа (не только люди), и адхидайвика — это страдания, вызванные силами природы, такими как, например, жара или холод, наводнения, землетрясения и т.д. В материальном мире эти три типа страданий существуют всегда, и наше тело может подвергнуться им в любую минуту.

В «Бхагавад-гите» сказано: «Источником жизни в теле, источником сознания является атма, душа». Душа имеет трансцендентную (нематериальную) природу. На санскрите описывается словами сат-чит-ананда — душа вечна, исполнена знания и блаженства. Вот кто мы есть на самом деле!

Душу можно сравнить с водителем машины, а тело - с самой машиной. Мы воспринимаем мир глазами, слышим ушами, с помощью носа мы различаем запахи, с помощью языка распознаем вкус, посредством кожи соприкасаемся с предметами, с помощью мозга размышляем, а с помощью сердца - любим. Но кто мы есть? Являемся ли мы этими глазами, мозгом, сердцем, носом или ушами? Мы выступаем в роли свидетеля. Я — это душа, сознание, которое воспринимает все это. Вот кем мы являемся на самом деле!

И душа по своей природе исполнена любви, она исполнена совершенства. Но как только мы отождествляем себя с телом, думая, что это тело и есть я, и полностью погружаемся в это состояние, тогда нам (душе) приходится перенимать также все слабости и склонности к ошибкам, свойственные этому телу и уму. Такое отождествление и становится причиной наших страданий.

Страдания заставляют нас искать счастье

Во многом, страдания в этом мире являются благословением, потому что они помогают нам серьёзно всё взвешивать. Каждый раз, когда мы делаем выбор, страдания помогают нам задуматься и по-настоящему понимать, что глубже, что выше всех этих преходящих удовольствий и страданий, здоровья и болезней, славы и бесчестия, побед и поражений, рождения и смерти, счастья и несчастья.

Явления окружающего нас мира имеют двойственную природу: одни доставляют нам удовольствие, а другие причиняют боль. И в какой степени мы привязаны к чему-то, что приносит нам удовольствие, в такой же степени мы страдаем, когда теряем это. А в конечном счёте, так как всё подвержено влиянию времени, всё будет потеряно.

Проживая свой жизненный опыт, заботясь о людях, постарайтесь увидеть: есть ли что-то более глубокое и возвышенное — что-то, что является более стоящей жизнью, чем эта? Все священные писания и все святые учителя ведут нас именно в этом направлении, указывая на то, что есть что-то большее!

Этот физический мир — наше временное место пребывания, но именно он может стать стартовой площадкой, которая поможет осознать наши внутренние ценности - то, что находится в глубине нашей души, в нашем собственном сердце.

В большинстве случаев страдания этого мира, делая нас слабыми, существуют для того, чтобы мы попытались не просто теоретически понять, что же находится за пределами всего этого, но чтобы испытали насущную необходимость разобраться со всем этим и получить духовный опыт, осознать своё истинное духовное «Я». Это позволит нам выбраться из болезненного материального существования.

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Если мы пребываем в неведении относительно своей истинной природы — не осознаём своё истинное я — этот мир является местом страданий». Кем бы мы ни были, страдания могут настичь нас в любой момент. Каким бы мы богатством ни располагали, какое бы образование ни имели, какой бы властью ни обладали, — болезни, другие живые существа или силы природы могут принести нам страдания, стать причиной несчастья. Поэтому, какое бы счастье мы ни получили в этом мире, оно весьма непостоянно. Подобно капле воды, дрожащей на лепестке лотоса, это счастье в любой момент может ускользнуть.

Где искать и как найти духовное счастье

Так в чём же тогда настоящее, непрерывное, непреходящее счастье? Где же свобода от страданий материального мира? Такое счастье возможно только на духовной платформе. И как раз с этим посланием пришли к нам великие святые.

В «Библии» сказано: «Собирайте сокровища не в этом мире, а в царстве Божьем. Потому что в этом мире сокровище ваше будет украдено ворами, ржавчина разъест его или оно будет съедено молью. Но если вы соберёте сокровище в царстве Божьем — это прекрасно, безошибочно». И далее Иисус Христос говорит: «Царство Божье внутри вас». Не снаружи, не в том мире, который нас окружает мимолетными материальными «благами», дарующими временное удовольствие, а затем болезненно лишающий их.

Подобно этому, Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что наслаждение нужно черпать изнутри. Удовлетворение и блаженство находится внутри. Свет и сияние следует искать внутри. Настоящее счастье невозможно найти снаружи. Снаружи можно найти только временные удовольствия, неизбежно сменяющиеся страданиями.

Человек, который живёт полноценной и разумной жизнью, который ищет вечную духовную реальность за пределами страданий этого мира, обязательно находит настоящее духовное счастье.

Качайте бесплатно и читайте книгу , которая ответит на все самые важные вопросы жизни, поможет выбраться из ловушки материального мира и обрести духовное счастье.


Обсудить на форуме эзотерики :

Причины страданий

Причины страданий и почему Бог ничего не делает, чтобы избавить людей от страданий? Почему Бог допускает, чтобы рождались дети с серьёзными физическими и психическими отклонениями и можно ли сказать, что страдания людей - это Божье наказание за их злые дела?

Страдания

Определение. Чувства человека, испытывающего боль или горе. Страдания могут быть физическими, психическими или эмоциональными. Они могут
вызываться различными причинами, такими, как войны, коммерческая алчность, плохая наследственность, болезни, несчастные случаи, стихийные
бедствия, чьи-то недобрые слова или поступки, влияние демонов, осознание неотвратимости какой-то беды или собственная глупость человека.

В этой статье будет говориться о страданиях, вызываемых этими причинами. Однако человек также может страдать потому, что принимает близко к сердцу чужое горе или переживает из-за неугодного Богу поведения других людей.

Почему Бог допускает страдания?

Кто виноват на самом деле?

Часто в страданиях виноваты сами люди. Они воюют, совершают преступления и загрязняют окружающую среду, часто при ведении дел они руководствуются жадностью, а не заботой о ближних и порой потакают привычкам, которые, как им известно, пагубны для здоровья. Поступая так, они вредят и себе, и другим. Стоит ли ожидать, что люди не будут сталкиваться с последствиями своих действий? (Гал. 6:7; Прит. 1:30-33).

Разумно ли тогда винить Бога в том, что в действительности происходит по вине людей?

В страданиях также виноваты Сатана и его демоны. Библия показывает, что часто люди страдают из-за влияния злых духов. Бог не виноват в тех страданиях, в которых многие его винят (Отк. 12:12; Деян. 10:38).

Как появились страдания? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что произошло с нашими прародителями, Адамом и Евой.

Иегова Бог создал их совершенными и поселил в раю. Если бы они слушались Бога, они никогда бы не болели и не умерли. Они могли вечно наслаждаться совершенной жизнью.

Страдания не входили в замысел Иеговы Бога в отношении людей. Но Иегова Бог ясно сказал Адаму, что они смогут и дальше радоваться всему, что он им дал, только если будут слушаться его.

Чтобы жить, им нужно было дышать, есть, пить и спать. Но чтобы наслаждаться жизнью в полной мере, и причём вечно, им нужно было соблюдать нравственные требования Бога.

Однако они решили пойти своим путём и захотели сами устанавливать нормы добра и зла. Так они отвернулись от Бога, своего Жизнедателя (Быт. 2:16, 17; 3:1-6).

Грех привёл к смерти. Поскольку Адам и Ева уже были грешниками, когда у них родились дети, они не могли передать им то, чего у них больше не было.

Поэтому все люди рождаются грешными, со склонностью к злу, с предрасположенностью к болезням и с греховной наследственностью, которая в конце концов приводит к смерти. Поскольку все, кто сегодня живёт на земле, родились грешными, мы все так или иначе страдаем (Быт. 8:21; Рим. 5:12).

В Экклезиасте 9:11 говорится, что на нашу жизнь также влияет «время и случай». Мы можем пострадать не потому, что нам причинил вред Дьявол или какой-либо человек, а просто потому, что оказались в неподходящем месте в неподходящее время.

Почему Бог ничего не делает, чтобы избавить людей от страданий? Почему мы все должны страдать из-за проступка Адама?

Бог говорит нам в Библии, как можно избежать многих страданий. Он предоставил самое лучшее руководство для жизни. Если мы ему следуем, наша жизнь наполняется смыслом, мы обретаем счастье в семейной жизни, находим близких друзей среди тех, кто по-настоящему любят друг друга, и избегаем занятий, которые могли бы причинить нам много физических страданий.

Если же мы пренебрегаем этим руководством, то разве справедливо винить Бога в бедах, которые мы сами навлекаем на себя и на других? (2 Тим. 3:16, 17; Пс. 119:97-105).

Иегова Бог принял меры для того, чтобы положить конец всем страданиям. Он создал первых людей совершенными и с любовью дал им всё необходимое,
чтобы они могли радоваться жизни. Когда они намеренно отвернулись от Бога, был ли он обязан вмешаться, чтобы защитить их детей от последствий того,
что сделали родители? (Втор. 32:4, 5; Иов 14:4).

Как мы знаем, рождение детей приносит супругам свои радости, но это также возлагает на них определённую ответственность. Взгляды и поведение
родителей влияют на детей. Тем не менее Иегова Бог проявил незаслуженную доброту и послал на землю своего горячо любимого Сына, чтобы тот отдал
свою жизнь как выкуп.

Иегова Бог сделал это, чтобы избавить от страданий тех потомков Адама, которые будут с признательностью проявлять веру в этот выкуп (Иоан. 3:16).

Благодаря этому у всех живущих сегодня людей есть возможность обрести то, что потерял Адам,- свободную от страданий жизнь в совершенстве на райской земле. Какой щедрый дар!

Но почему любящий Бог допускает страдания так долго?

Приносит ли нам пользу то, что он до сих пор допускает страдания? В Библии говорится: «Не медлит Иегова Бог в отношении своего обещания, как некоторые считают то промедлением, но проявляет к вам терпение, потому что не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все пришли к раскаянию» (2 Пет. 3:9).

Если бы Бог уничтожил Адама и Еву сразу же после того, как они согрешили, то нас бы сегодня не было. Конечно, мы бы этого не хотели. И если бы Бог уничтожил всех грешников позднее, мы бы никогда не родились.

Благодаря тому что Бог позволил этому грешному миру существовать до наших дней, у нас есть возможность жить и учиться Божьим путям, предпринимать
необходимые изменения в жизни и пользоваться тем, что Он с любовью предоставляет, чтобы мы могли жить вечно.

То, что Иегова Бог дал нам такую возможность, говорит о его великой любви к нам. Библия показывает, что Бог назначил время, когда он уничтожит эту
нечестивую систему, и это время стремительно приближается (Авв. 2:3; Соф. 1:14).

Бог может устранить и устранит весь вред, который причиняется его служителям в этой системе вещей. Бог не причиняет страданий.

Тем не менее посредством Иисуса Христа Бог воскресит умерших, исцелит послушных ему людей от всех болезней, избавит их от всех последствий греха и
даже сделает так, что прежние горести постепенно изгладятся из нашей памяти (Иоан. 5:28, 29; Отк. 21:4; Ис. 65:17).

Это время было необходимо для решения спорных вопросов, поднятых в Эдеме.

Каждый из нас хотел бы избавиться от страданий уже сегодня. Но Бог будет действовать только тогда, когда это принесёт благо всем, кто любит праведность, а не отдельным людям. Бог нелицеприятен (Деян. 10:34).

Пример. Разве любящие родители не разрешат сделать ребёнку болезненную операцию, если они знают, что впоследствии это принесёт ему пользу?

И разве не правда, что «быстродействующие средства» часто приносят больному лишь временное облегчение? Чтобы полностью устранить причину болезни, обычно требуется больше времени.

Почему Бог не простил Адама и тем самым не оградил людей от ужасных страданий?

Действительно ли это предотвратило бы страдания, или это только сделало бы Бога виновным в них? Что произойдёт, если отец будет закрывать глаза на
умышленные неправильные поступки детей, вместо того чтобы наказывать их? Дети будут поступать всё хуже и хуже, и большая доля ответственности за
это будет лежать на отце.

Подобным образом, если бы Иегова Бог простил намеренный грех Адама, Бог стал бы соучастником в этом грехе. Условия на земле не стали бы от этого лучше. (Сравни Экклезиаст 8:11.)

Более того, Бога перестали бы уважать его небесные сыновья, ангелы. Также это означало бы, что нет никаких оснований для надежды на лучшее.

Однако такое невозможно, потому что правление Иеговы Бога зиждется на непоколебимом основании - на праведности (Пс. 89:14).

Почему Бог допускает, чтобы рождались дети с серьёзными физическими и психическими отклонениями?

Бог не вызывает такие отклонения. Он создал первых людей совершенными, со способностью производить на свет совершенных детей по своему подобию
(Быт. 1:27, 28).

Мы унаследовали грех от Адама. Иногда такая наследственность проявляется в развитии физических и психических отклонений (Рим. 5:12).

Грех передаётся по наследству с момента зачатия в утробе. Поэтому царь Давид написал: «В грехе зачала меня мать» (Пс. 51:5).

Если бы Адам не согрешил, по наследству передавались бы только хорошие черты.

Родители сами могут повредить здоровью своего ещё не рождённого ребёнка. Это может случиться, если мать употребляет наркотики или курит во время
беременности. Конечно, это не значит, что если ребёнок родился больным или с пороками развития, то в этом обязательно виноваты отец или мать.

Иегова Бог с любовью применяет искупительную жертву Христа и на благо детей. Из уважения к родителям, которые верно служат ему, Бог считает их маленьких детей святыми (1 Кор. 7:14).

Это побуждает богобоязненных родителей, которые любят своих детей, сохранять хорошие отношения с Богом.

Детям, которые уже достаточно взрослые, чтобы проявлять веру и соблюдать Божьи заповеди, Иегова Бог оказывает честь быть его служителями и
пользоваться его одобрением (Пс. 119:9; 148:12, 13; Деян. 16:1-3).

Стоит отметить, что Иисус, который был совершенным отражением своего Отца, проявлял особую заботу о благополучии детей. Однажды он даже воскресил ребёнка.

Несомненно, как Мессианский Царь он будет заботиться о детях и в будущем (Матф. 19:13-15; Луки 8:41, 42, 49-56).

Почему Бог допускает стихийные бедствия, наносящие тяжёлый ущерб имуществу и жизни людей?

Бог не вызывает землетрясения, ураганы, наводнения, засуху и извержения вулканов, о которых мы часто слышим в новостях. Он не наказывает людей
такими бедствиями. Зачастую они вызываются природными силами, действующими со времён сотворения Земли.

Хотя Библия предсказывала, что в наши дни будут сильные землетрясения и голод, это не означает, что за них ответственен Бог или Иисус, точно так же как метеоролог не ответственен за погоду, которую он прогнозирует.

Так как эти бедствия происходят наряду с другими событиями, предсказанными в составном признаке завершения этой системы вещей, они тоже доказывают, что благословения Божьего Царства уже близки (Луки 21:11, 31).

Часто большая доля вины за причинённый вред лежит на самих людях. Почему?

Многие люди отказываются покинуть опасную зону или принять необходимые меры предосторожности, даже когда их заблаговременно предупреждают об опасности (Прит. 22:3; сравни Матфея 24:37-39).

Бог может управлять силами природы. Он наделил Иисуса Христа силой успокоить бурю на Галилейском море, показав тем самым, что Он сделает для
человечества во время правления своего Мессианского Царства (Мар. 4:37-41).

Отвернувшись от Бога, Адам отказался от Божьего вмешательства, которое в подобных случаях приносило бы пользу ему и его потомкам. Но те, кто будет
жить под Мессианским правлением Христа, почувствуют на себе эту любящую заботу. Такую заботу может проявлять только правительство, которое наделил властью Бог (Ис. 11:9).

Можно ли сказать, что страдания людей - это Божье наказание за их злые дела?

Те, кто нарушает нормы Бога, испытывают плохие последствия своего поведения (Гал. 6:7). Иногда они пожинают горькие плоды быстро, а иногда кажется, что они долгое время процветают.

Но Иисус Христос никогда не делал ничего плохого и тем не менее претерпел жестокое обращение и был казнён.

Иов лишился своего имущества и был поражён ужасной болезнью не потому, что Бог его не одобрял. Из Библии видно, что в его страданиях был виноват Сатана (Иов 2:3, 7, 8).

Однако друзья Иова, которые пришли навестить его, утверждали, что Иов страдал из-за того, что сделал что-то плохое (Иов 4:7-9; 15:6, 20-24).

Иегова Бог осудил их, сказав: «Разгорелся мой гнев… потому что вы не говорили обо мне правды, как мой служитель Иов» (Иов 42:7).

Нечестивые люди действительно могут какое-то время процветать. Асаф писал: «Я позавидовал хвастунам, видя мир у нечестивых. Им неведомы человеческие горести, и с остальными людьми они не испытывают несчастий.

Они язвят, говорят о зле, в своих речах превозносят мошенничество. Вот, таковы нечестивые, которых ничто не беспокоит. Они увеличивают своё имущество» (Пс. 73:3, 5, 8, 12).

День, когда Бог призовёт людей к ответу, непременно настанет. В то время он накажет нечестивых, уничтожив их навсегда.

В Притчах 2:21, 22 говорится: «Честные будут жить на земле, и безупречные будут оставлены на ней. А нечестивые будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из неё».

Тогда честные люди, многие из которых претерпевали зло, будут радоваться совершенному здоровью и в полной мере пользоваться щедрыми произведениями земли.

Жизнь самый дивный дар

Для того чтобы правильно говорить о христианской жизни и о познании Христа, как нашей главной цели, необходимо опытно убедиться, что наше состояние ненормальное. Христианство учит, что каждый человек рождается поврежденным грехом. Повреждение это очень глубокое и затрагивающее все стороны естества. Грехом заражены наши сердце, ум, воля, совесть и даже само тело. Если бы не Христос, то положение человека было бы отчаянно-безнадежным. Согласно Священному Писанию, главный плод греха - вечная смерть (Рим 6:23), однако можно выделить и много других: болезни, страхи, катаклизмы, кризисы социальных и политических отношений и т.д., что все можно так или иначе отождествить с понятием страдания в широком смысле.

Факт страдания всегда будет являться актуальным и практически присущим каждому христианину, как в вопросах собственного нравственного самосовершенствования, так и вопросах миссионерства, проповеди и катехизации. Исходя из собственного опыта катехизации и социального служения могу отметить очень частое обращение человека к Богу для ответа на вопрос причины страданий самого человека или его близких, чтобы по возможности устранить эту причину.

Понятие страдания, его значение, распространенность и повседневность

Секуляризованное понятие «страдания» является довольно узким и включает в себя не более чем ощущение какого-либо физического или душевного дискомфорта. В понимании же святого Иоанна Дамаскина «слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие. За страданием следует неудовольствие; но неудовольствие не есть самое страдание, ибо когда страданию подвергаются предметы, лишенные чувства, они боли не испытывают. Таким образом, не страдание болезненно, но ощущение страдательного состояния. А чтобы такое ощущение имело место, страдание должно быть заслуживающим внимания, т. е. значительным по силе» 1 .

Если мы представим историю развития как человеческого общества, так и любых отдельных его членов индивидуумов, то непосредственным ее атрибутом будут разнообразные беды и скорби. Наблюдения достаточно ясно говорят, что настоящий мир есть мир скорби, страданий и зла. По выражению известнейшего французского мыслителя Жан-Жака Руссо «страдать - это первое, чему должен научиться ребенок, это то, что ему нужнее всего будет знать. Кто дышит, и кто мыслит, тот должен плакать» 2 . Но лауреат Нобелевской премии по литературе 1921 года Анатоль Франс уже отмечает феномен страдания не как просто явление дискомфорта, а как важнейший фактор для формирования мировоззрения: «Страдание! Какое великое и не оцененное явление! Ему мы обязаны всем, что есть в нас доброго, всем, что придает ценность жизни; ему мы обязаны милосердием, мужеством, обязаны всеми добродетелями» 3 . Поэтому пытливый и ищущий человеческий разум обязательно будет искать какого-либо оправдания этой кажущейся несправедливости существования страданий, какого-либо его смысла и цели, раз оно неизбежно. Но для объективного ответа сначала необходимо ответить на вопрос: каким же является состояние самого человека?

Христианство утверждает, что нынешнее состояние человека является ненормальным. Человеческая природа повреждена грехом, или, другими словами, человек духовно болен. Причина такого печального состояния человека кроется в грехопадении первых людей - Адама и Евы. Человек захотел быть самостоятельным устроителем своей личной жизни и для этого добровольно отделяет себя от Бога. Такое направление воли человеческой расстроило общую картину бытия.

Прямым следствием этого стало как раз появление в человеке возможности существования двух сил, проявление которых неизбежно ведет к потере гармонии. «Душевные страдания, или страсти, определяются следующим образом: страсть есть движение волевой способности, ощущаемое душой и основывающееся на представлении доброго или злого; иначе: страсть - неразумное движение души, вызываемое представлением о добре и зле. Представление доброго вызывает желание, а представление дурного - раздражение. Родовое же, или общее определение страдания таково: страдание есть движение в одном предмете, производимое другим предметом. В противоположность этому действие есть деятельное движение. Деятельным называют то, что движется собственными силами. Так, гнев есть действие соответствующей ему способности души, но он бывает страданием обеих частей души, а также всего тела, когда гнев насильственно увлекает их к действию; ибо здесь движение в одном производится другим, что и называется страданием» 4 . Дух человека ищет успокоения в Боге, но его тело в результате грехопадения влечет к удовлетворению телесных потребностей и страстей. Так эти противоположные стремления, две противоборствующие силы доводят до ощущения страдания. Хорошо выражает это мучительное бессилие падшего человека к добру апостол Павел, когда говорит: «Желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое... Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:18-24). Вывод один - человеческая природа больна, причем исцелить его может только Творец. Но необходимо, чтобы человек одумался и на личном горьком опыте жизни убедился в невозможности найти без Бога покоя для своей души.

Причины страданий

Первой и основной причиной страданий безусловно являются личные грехи. Путь избавления от страданий за свои грехи есть покаяние, и сила покаяния должна быть соразмерна степени греха. Покаяние примиряет человека с Богом, а если же нет достаточного осознания греха и глубокого покаяния, то надо со смирением принимать посылаемые страдания.

Второй причиной страданий может быть предохранение от греха или направление от рассеянной жизни к жизни, сосредоточенной в Боге. Подобные страдальцы, которые вначале часто тяжело переносили изменение своей судьбы, впоследствии горячо благодарили Господа за посланную им некогда тяжелую перемену в жизни.

Третьей причиной страданий является избавление от греха гордости и приобретение смирения. Преподобный Макарий Великий пишет об этом следующее: «Бог знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится; поэтому останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении... Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога» 5 .

Четвертой причиной страданий может быть испытание христианина в вере и праведности. И как пишет преподобный Варсонофий Великий: «Муж, не испытанный искушениями, неискусен» 6 . Адам после создания был первое время безгрешен и, как чистый сердцем, видел Бога, и беседовал с Ним. Но мы знаем, что он не был тверд в добродетели и впал в грех... Одна чистота сердца без испытания ее прочности не имеет полной ценности. Вот почему в мире допущены Богом соблазны. Господь и говорит: «Ибо надобно придти соблазнам» (Мф 18:7).

Пятой причиной страданий может явиться уклонение человека от пути, предназначенного ему от Бога. Это страдания пророка Ионы во чреве кита. Заканчиваются эти страдания тогда, когда человек поймет, что требует от него Господь.

Страдания праведников

Однако существует такое явление как страдание праведников, которое наиболее сложно примирить с идеей причинности и целесообразности страданий. Поэтому к написанному можно добавить еще ряд причин страданий, указанных св. Иоанном Златоустом и относящихся при этом только к праведникам. Св. Иоанн пишет: «Я могу указать восемь причин всякого рода и вида бедствий святых, поэтому усиленно напрягите ваше внимание, зная, что нам не будет уже никакого извинения и оправдания, если мы будем соблазняться приключающимися бедствиями.

Первая причина состоит в том, что Бог попускает им терпеть беды, чтобы они вследствие величия своих заслуг и чудес не впадали в гордость. Вторая - чтобы другие не думали о них больше, чем свойственно человеческой природе, и не полагали, будто они боги, а не люди. Третья причина - чтобы сила Божия являлась могущественной, побеждающей и умножающей проповедь через людей слабых и связуемых узами. Четвертая - чтобы яснее обнаружилось терпение их самих, как людей, которые служат Богу не из-за награды, а являют такое богомыслие, что и после великих бедствий обнаруживают любовь к Нему. Пятая - чтобы мы размышляли о воскресении... Когда ты увидишь, что человек праведный терпит без конца бедствия и так уходит из этого мира... то, очевидно, Бог не захочет отпустить неувенчанными тех, кто столько потрудился, и лишить их воздаяния за труды. Поэтому необходимо должно быть время после здешней смерти, в которое они и получат воздаяние. Шестая причина в том, чтобы все подвергающиеся несчастьям имели достаточно утешения и облегчения, взирая на них (т.е. бедствующих праведников) и помня о случившихся с ними бедствиях. Седьмая - чтобы, когда мы призываем вас подражать праведным делам их, вы, по причине чрезмерной высоты их заслуг, не подумали бы, что они были люди иной породы, и не отказались бы боязливо от подражания. Восьмая - чтобы, когда нужно ублажать и сожалеть, мы знали, кого нужно почитать блаженным, а кого жалким и несчастным...» 7 .

Как пишет преподобный Исаак Сирин: «Всякий человек, о котором особенно печется Господь, познается по непрестанно посылаемым ему скорбям... Так как пока ты еще на пути, признаком приближения твоего ко граду Божию для тебя да будет следующее: встречают тебя сильные искушения, и чем ближе приближаешься и преуспеваешь, тем более умножаются находящие на тебя искушения» 8 .

Заключение. Крестный подвиг Спасителя

Исцелением болезни человеческого естества является вера в искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Страдание, крест есть единственный путь, ведущий к победе над грехом. Единородный Сын Божий ради спасения погибающего человечества претерпевает кенозис. Своим крестом Иисус Христос примирил человека с Богом, и с этих пор грех уже не имеет той власти над человеком, которую имел прежде. Страдания не исчезают в христианстве, но по сути своей приобретают совершенно новое значение, можно даже сказать, что они приобретают смысл. Страдания становятся очистительными. Для того чтобы христианину очиститься от греха и утвердиться в добре, нужно пройти эти страдания. Святитель Иоанн Максимович говорит, что «тайна праведника Иова есть тайна страдания. …Рядом с познанием страданий стоит в этой книге познание человеческого усыновления Богу, - вне этого второго нельзя проникнуть в первое» 9 . Сам Христос предупреждает нас: «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33). А святой апостол Павел свидетельствует: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр 12:5-11). А это свидетельство есть свидетельство полноты жизни и радости от торжества добра на земле. Добро есть крест, и все, что стремится к добру, подлежит страданию. Господь наш Иисус Христос страдает за людей вместе с ними. Как Сын Человеческий Он делает то, что обязаны делать все люди вместе с Ним в силу единения с Ним. Бремя креста, на котором убивается наш грех, есть общее бремя Его и наше, но на долю Христа в этом бремени приходится почти все. Он действительно взял из общего бремени за или вместо нас такую часть, которую не могли понести люди. Иисус Христос не только Страдалец, но и Сострадалец нам. И поэтому наш Спаситель хочет, чтобы мы, подобно Симеону Киринейскому (Мф 27:32), несением своих маленьких крестов в общем Кресте разделили бы со Христом Его бремя.

Страдание в руках Промысла Божия можно сравнить с алмазным резцом скульптора, преображающего каменную глыбу в статую. Таким образом, все наилучшее на земле достигается страданием и обречено Промыслом Божиим на страдание для очищения от зла. Федор Михайлович Достоевский идет еще дальше в такой оценке: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» 10 .

Литература

  1. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.
  2. Иоанн Златоуст, свт. Собрание сочинений. В 12 т. Беседы к Антиохийскому народу о статуях. Изд-во Свято-Почаевской Успенской Лавры, 2005. Т. 2. 1023 с.
  3. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Славянка, 1990. 336 с.
  4. Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М. : Благовест, 2001. 726 с.
  5. Иоанн (Максимович), свт. О страдании. Тайна Иова. Режим доступа: http://www.bible-center.ru/article/jobsecret
  6. Макарий Великий, преп. Семь слов. Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=628

_______________________

1 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.

2 Цит. по: http://lossofsoul.com/DEPRESSION/aphorismos.htm

4 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.

5 Макарий Великий, преп. Семь слов. Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=628

6 Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М. : Благовест, 2001. С. 530-532.

7 Иоанн Златоуст, свт. Собрание сочинений. В 12 т. Беседы к Антиохийскому народу о статуях. Изд-во Свято-Почаевской Успенской Лавры, 2005. Т. 2. 137 с.

8 Цит. по: Борис Пинаев. Литературный дневник. Режим доступа: http://www.stihi.ru/diary/pinaev/2010-02-16

9 Иоанн (Максимович), свт. О страдании. Тайна Иова. Режим доступа: http://www.bible-center.ru/article/jobsecret

10 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Славянка, 1990. Гл. 46.

Вопрос: Я приехал издалека. У меня был некоторый опыт внутренних переживаний, и я хотел бы обменяться впечатлениями.

Махарадж: Пожалуйста. Вы знаете, кто вы?
В: Я знаю, что я не тело и не ум.
М: Откуда вы это знаете?

В: Я чувствую, что нахожусь не в теле. Кажется, что я повсюду, везде. Что касается ума, я могу его «включать» и «выключать». Это даёт мне ощущение, что я не являюсь умом.

М: Когда вы чувствуете себя везде в мире, вы остаетесь отделённым от мира? Или вы и есть мир?

(Конечно, здесь перечислены далеко не все причины болезней.) Согласно традиционной китайской медицине, болезни происходят от дисбаланса Инь и Ян или пяти стихий Дерева, Огня, Почвы, Металла и...

Но даже если ты думаешь, что душа [или признаки жизни] постоянно рождается и навеки умирает, у тебя все равно нет причин для скорби, о могучерукий Aрджуна.

Наука - это желание доказать, что материя, достигающая определённого развития самоорганизовывается и проявляет признаки сознания.

Исторически это вышло из философии локаятика и вайбхашика, которым насчитывается не менее 5 000 лет. Но самое интересное в этой философии то, что со смертью материального тела должно...

Человек, не сознающий благодетельности страданий, еще не начинал жить разумной, т.е. истинной, жизнью.

Все великое совершается в человечестве лишь при условии страдания. Иисус знал, что этого надо было ожидать и Ему, и Он все предвидел: и ненависть тех, власть которых Он пришел разрушить, и их тайные заговоры, и их насилия, и неблагодарную измену того народа, которого болезнь Он излечивал, которого в пустыне старого общества Он питал небесным хлебом Своего слова; Он предвидел и крест, и...

Один учитель говорит: "О, щедрый Бог, как хорошо мне будет, если моя любовь принесет тебе плоды!"

Господь говорит каждой любящей душе: Я был ради вас человеком, если вы не станете ради Меня богами, то будете ко мне несправедливы.

Моей божественной природой обитал Я в вашей человеческой природе, так что никто не знал Моей божественной власти и Меня видели странствующим, как всякого другого человека. Так и вы должны скрыть вашу человеческую природу в Моей божественной природе, дабы никто не...

ВЕНЕРИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Венерические заболевания - брезгливость и презрения в сексуальных отношениях.

Это обычно проявляется при общем неуважении партнеров, при использовании кого-то для удовлетворения сексуальных желаний.

Сначала человек нарушает закон, партнер обижается и эта обида идет в космос как запрос с требованием наказать нарушителя. Через пару дней, тот, кто проявлял брезгливость, оказывается в постели с новым партнером, у которого уже есть венерическое заболевание.

Когда посетителей бывает мало, беседы Махараджа принимают более непринужденный и интимный характер. Но когда его маленькая комната оказывается полностью заполненной, он в первую очередь спрашивает, есть ли у кого-нибудь вопросы, и обычно добавляет ограничивающие или, скорее, суживающие условия, состоящие в том, что вопрос не должен относится к тому, что человек должен или не должен делать в этом мире. Другими словами, вопросы должны задаваться без отождествления с телом! Это ограничение, как...

Основные причины потери энергии на уровне физического тела

1. Энергорастратные позы: сутулость, сгорбленность или излишняя раскованность в положении тела.

2. Болезни, особенно хронические и сопровождающиеся болями или какими-либо другими негативными эффектами.

3. Неосознанные мышечные зажимы.
4. Резкие и хаотические движения, неосознанно копирующие находящегося рядом энергетического вампира: большинство дискотечных танцев, неосознанное подражание походке и позе тела другого человека...

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ

1. Давление волей на людей.
2. Навязывание своего видения, мнения.
3. "Проминание" под чужой волей.
4. Позволение другим людям навязывать себе их видение.

Рассмотрим подробнее.

1. Давление волей с желанием заставить человека сделать что-то, не вызывает головной боли пока человек не возмутится. С этого момента у давящего начинает болеть голова. У таких людей давление крови обычно повышено. Не всегда болит голова у учителей, военного начальства, директоров организаций...

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

«Вся наша жизнь – страдание», – говорится в . Об этом слышал, наверное, каждый, кто хотя бы немного знаком с буддизмом.

А что же это значит? Что есть страдание? Как объясняются причины страданий в буддизме и как с ними бороться? Именно об этом мы и предлагаем поговорить сегодня. Ответы на извечные вопросы – в статье ниже.

Что такое страдание

Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.

С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей , которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».

Эти истины гласят о том, что в мире:

  • есть страдание;
  • пристуствует так же причина страдания;
  • возможно прекращение страданий;
  • существует путь, который к этому ведет.

О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».

Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.

При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.

Учение описывает 4 главных страдания:

  • рождение;
  • старение;
  • болезнь;
  • смерть.

Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.

«А в чем состоит благородная истина о страдании? И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание» (Сутра запуска колеса Дхармы).

При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы.

Какова его причина

На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий.

И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха».

Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев.


При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ.

Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию.

Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из – бесконечной череды перерождений.

Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания.


Далай Лама XIV, лидер буддистов тибетского направления

Нынешний Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания:

  • омраченные действия;
  • скверны.

Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания.

Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие.

Как его прекратить

Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.


Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.

Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является.

Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.

Этот путь также называется « ». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:

  • понимание – взгляды, которые строятся на четырех благородных истинах;
  • мысль, решимость – намерение следовать правильным путем, идти к освобождению;
  • речь – слова, наполненные добротой, искренностью, правдой и отвергающие ложь, нетерпимость, брань;
  • действие – поведение, которое отрицает причинение зла, ложь, воровство, прелюбодеяние, алкоголь;
  • образ жизни – только честные источники дохода, мирные пути заработка;
  • усилие – постоянное совершенствование, воспитание себя;
  • внимание – отказ от страстей, успокоение ума;
  • сосредоточение – постоянная практика, медитация, созерцание.


Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.

Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня».

Заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели подробнее причины страданий. Мы обязательно продолжим эту тему в последующих статьях.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась эта статья, и вы почерпнули из нее что-то полезное для себя — поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорых встреч!

Loading...Loading...