Крещение Господне (Богоявление). Приметы и поверья




Каждый православный человек должен знать, какого числа отмечается крещение. Ежегодно 19 января христианский народ празднует великий праздник Крещение Иисуса Христа. Дата этого дня и в 2019 году остается неизменной. Что касается времени, то дата все время разная.

  • Освещение воды
  • Другие традиции
  • Ныряние в прорубь

Освещение воды

Накануне праздника, вечером 18 января в храмах начинаются службы. Если есть желание следовать православным традициям и ощущать всю благодать светлого праздника, то следует обязательно сходить на службу. Служба начинается в вечернее время и переходит в утренний период. После окончания литургии начинается обряд освящения воды.

После этого обряда каждый прихожанин может набрать себе святой целительной воды. Не надо набирать как можно больше жидкости, достаточно взять с собой небольшую бутылочку, наполнить ее, а по приходу домой разбавить освещенной водой обычную воду из-под крана.

Известно, что вода способна заряжаться окружающей ее энергией, поэтому при добавлении святой воды к обычной ее свойства не теряются. Многие исследователи подтверждают тот факт, что в ночь с 18 на 19 января структура воды становится более упорядоченной. В храмах освещение воды проходит не только накануне праздника, но и в день крещения, поэтому за святой водой можно прийти и 19-ого числа.




Другие традиции

Помимо освещения воды, которую можно и нужно использовать для приема внутрь и для приготовления пищи, также освещаются и водоемы. Существует традиция: в день крещения окунаться в водоем. Поскольку праздник проходит в зимнее время, на замерзших от холода водоемах прорубают прорубь в виде креста, и, по окончанию службы, священник выходит на улицу, дабы освятить купальню. Окунаться надо только в освященную купальню, иначе обряд потеряет свой смысл.

Священник читает молитву над водоемом, а затем трижды окунает в него свой крест. После этой процедуры каждый желающий, по очереди может совершить обряд купания. Церковь не принуждает выполнять этот обряд, это сугубо личное дело каждого прихожанина. Те, кто не готов окунуться в водоем в зимнее время может просто умыть лицо водой из освященного источника.

Считается, что после купания в день крещения душа человека избавляется от грехов, очищается от всего плохого и тягостного. Те, кто ежегодно выполняют этот обряд, говорят, что после купания чувствуют себя заново рожденным, внутри появляется легкость, будто и вправду святая вода забрала все плохое.

Ныряние в прорубь

Многие решаются окунаться в прорубь, чтобы проверит свою силу духа. Но, решившись на этот подвиг, следует учесть, что день крещения славится своими морозами. Недаром в народе говорят: «скоро наступят крещенские морозы». Также существует поверье, что если после купания человек заболевает, значит у него много грехов, которые «выходят» вместе с болезнью.




Если есть желание совершить обряд купания в проруби, то следует заранее узнать, когда и в какое время следует окунаться в прорубь. В большинстве храмов водоемы освещаются утром 19 января, только после этого можно приступать к купанию.

В день крещения в 2019 году купаться можно и в ночь с 18 на 19 января. Многие храмы завершают службы уже к полуночи, а затем, всем приходом отправляются на заранее прорубленную прорубь, чтобы осветить источник и начать выполнять обряд. Следует соблюдать крайнюю осторожность при ночном купании, местность должна быть обязательно подсвеченной. Также есть риск поскользнуться на льду и упасть, так что лучше прихватить с собой тапочки с устойчивой к скольжению подошвой.

Обычно, купальни открыты до 4 утра, а затем их вновь открывают 19 января в дневное время с часа дня до 6 вечера.

В каждом храме служба начинается в разное время, поэтому, перед праздником следует уточнить у настоятеля храма, в который планируется поход, в котором часу они начинают службу. Как правило, служба начинается около 23:00 18 января, но чтобы не пропустить ничего важного, лучше уточнить время. С полным списком православных праздников и постов можете ознакомиться в нашей .

Конечно, верить в Крещение Господне в 2019 году это дело личного характера. Однако хочется заметить, что не зря такой день передается из поколения в поколение. Причем соблюдаются все традиции и обряды православного народа.




Целительная вода, которая набрана именно в этот период времени способна исцелять людей от многих коварных и не простых недугов, которые мучали их многие годы. Еще издавна люди начали набирать и крестить воду. Конечно, такой обряд совершается самим «Батюшкой», который при этом читает молитву.

Крещение в 2019 году проводится точно так же как и в предыдущие годы и имеет свои традиции. Например, многим известно, что перед таким важным праздником хозяева в доме рисуют над входными дверьми и оконными рамами крестики, которые в свою очередь оберегают жилье от злой, нечистой силы.

Так же крещенский мороз не помеха для похода в полночь за целебной водой, которую набирают в водоемах, речках или проруби. Хотя на сегодня российский народ предпочитает набирать такую воду именно при церкви, истинно веря в ее чудотворную силу. Люди собираются на службу, после чего в небольшие емкости набирают целебную жидкость.

Крещение является важным праздником в жизни многих людей. Именно поэтому некоторые из них соблюдают традиции. Например, считается, что в это время нельзя ничего одалживать, особенно деньги. Потому что иначе человек будет испытывать нужду целый год.




В России многие православные чтят традиции своего народа, поэтому в такой важный день ничего не выносят из дома. Считается, что, таким образом, они вынесут счастье и достаток, а вот произвести подсчет «добра» или денег, наоборот поможет приумножить капитал в будущем времени.

Когда будет Крещение Господне известно, а так же необходимо знать, что в этот день нельзя ругаться и спорить, иначе содеянные дела приведут к беде. Так же в доме не выметают при отъезде в этот день членов семьи, иначе человек обратно может не вернуться.

По христианским традициям крещенный в такой день человек проживет долгую и счастливую жизнь. Поэтому многие родители стараются крестить своих младенцев именно на Крещение Господне. Добрые дела, проделанные в это время, сулят благополучие и дальнейшую прибыль.

Крещение 2019 года, какого числа интересует многих, потому что каждый хочет избавить свой дом от негатива и не доброй силы. Ведь богоявление по преданию произошло свыше, поэтому люди искренне верят в чудотворные силы Господа.




Как известно в Крещение, многие люди, желая очистить свое тело и душу ныряют в прорубь. Конечно, в летний период желающих стало бы больше. Однако «Крещенские морозы» не отпугивают верующих людей своей суровостью. Причем считается что если после этого человек заболел, то это только для того чтобы избавиться от нечисти поселившейся в его теле, а вместе с болезнью злой дух покинет тело этого человека.

Существует еще множество разных традиций русского народа, но самая главная заключается в том, что именно в период Крещения необходимо набрать святой воды и обрызгать все углы в доме. Не обязательно набирать много жидкости можно взять немного и разбавить обыкновенной водой из крана. Таким образом, жидкости получится столько, сколько нужно.



Крещение отмечается ежегодно 19 января. Это великий двунадесятый праздник в православии. В церковном календаре он имеет название Крещение Господне (Святое Богоявление). Крещение завершает период рождественских праздников.

История Крещения.

Это великий праздник Православной Церкви. Он называется также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением — потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог — это вечный свет, просвещающий мир.

Слово «крещаю», «крещу» означает по-гречески «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода - начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать - как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и ТЫ ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он - Избранник Божий», - подтверждает Иоанн Креститель. («Мессия» по-еврейски - то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»). Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение - это начало восстановления первоначального образа Божьего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.
Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления - в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Традиции и обряды праздника.

На Крещение люди посещают богослужения, на которых совершают таинство причащения богоявленской водой. В ночь на 19 января в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в утреннюю литургию. Люди приносят святую воду домой, окропляют ею углы комнат, чтобы уберечь жилище и членов семьи от нечистой силы.
В ночь на 19 января принято загадывать желания.

В праздничный день семьи собираются за пышным столом, на котором присутствуют разные вкусности. Пост 19 января отсутствует.

Крещение завершает период святочных колядований и гаданий. В этот день люди убирают и прячут до следующего года новогодние и рождественские украшения. Хозяйки собирают сено, которое клали под скатерть на Рождество, и отдают его домашним животным.

Важный атрибут праздника - купание в проруби.

Православная Церковь противилась празднованию Святок, на которых люди грешили путем обращения к нечистой силе в обрядах ряжения и гаданий, берущих свои корни с языческих времен. Лица духовенства пошли на компромисс, придумав обряд купания на Крещение. Для этого в природных водоемах делают прорубь - иордань, которую батюшка освящает путем опускания в нее креста. Считается, что тот, кто три раза окунется в иордани, очистится от грехов. Купание на Крещение набирает популярности не в целях духовного очищения, а как процесс закаливания.

Свойства крещенской воды.

Православная Церковь именует крещенскую воду великой Агиасмой (Святыней). Агиасма способна оставаться свежей и не портиться на протяжении всего года. Прихожане освящают воду в храмах во время богослужений. Если не удается пойти в церковь или место жительства находится далеко от места ее расположения, то в качестве крещенской воды можно заготовить воду из любого природного водоема. Считается, что в этот день вся вода обладает чудодейственными свойствами.

В некоторых регионах батюшки посещают дома своих прихожан и окропляют их великой Агиасмой. Такой обряд помогает очистить дом от злых духов. Богоявленская вода способна исцелять от болезней. Лица духовенства рекомендуют употреблять ее по ложечке в утренние часы натощак с кусочком просфоры. В селах на Крещение люди поят скотину освященной водой. Она помогает им перенести крещенские морозы, хорошо плодиться и не болеть.

Гадания.

В ночь на Крещение на земле царит магическая атмосфера. В этот период люди просят у высших сил открыть тайну будущего. При помощи магических обрядов и ритуалов они пытаются увидеть грядущие события и получить знаки судьбы. Хорошие предсказания вселяют надежду и веру на счастливое будущее, а плохим не стоит уделять особого внимания. Главным атрибутом для совершения гаданий является освященная в церкви вода. Люди верят, что она наделена волшебством и способна помогать устанавливать связь с небесными силами.

Что нельзя делать на Крещение.

19 января запрещается запасать святую воду в огромных количествах. В святой день нельзя ссориться, ругаться, лгать, жаловаться, сплетничать, допускать плохие мысли. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, проводить уборку дома, стирать, резать ножницами. Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу. Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми. 19 января, после окончания Крещенского сочельника, запрещается гадать.

Приметы и поверья

  • Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным.
  • Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь.
  • В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется.
  • Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь.
  • Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж. Если первым встречным будет пожилой мужчина, то она весь год будет одинокой.

Крещение Господне - один из главных праздников Православной Церкви. В ночь на Крещение люди ходят в храмы на всенощные бдения, которые заканчиваются утренней божественной литургией и освящением воды. Богоявленская вода обладает чудодейственной силой. Она способна исцелять и оберегать от нечисти.

Богоявление

Праздник , или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов - от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).

«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество - на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, - Христос ныне возвещает».

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони… ».
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа - Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, - говорит Предтеча,- но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», - говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.

Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события - «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» - Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».

Предпразднство

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одноro раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя- трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После б-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримия, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - Ч вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом завете, во время странствования иудеев в пустыни, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой - великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится:
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д.

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пьем без сомнения сию святую воду».

Всенощное бдение праздника

Всенощное бдение на праздник Крещения (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо. Чин великого повечерия тот же, что и на : великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».

На утрени, по полиелее - величание:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».

Канонов два: св. Космы Маиумского - «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина - «Шествует морскую волнящуюся бурю…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».

Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». (В русском переводе: «Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты - Предстательница христиан, Тебя мы величаем»).

Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии (до отдания праздника включительно).
К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы.

Литургия

В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия св. Василия Великого в день праздника бывает тогда, когда он совпадает с воскресеньем или понедельником (так как накануне этих дней - в субботу или воскресенье, то есть в Навечерие праздника, совершалась в свое время литургия св. Иоанна Златоуста).

На литургии: антифоны праздника. Входное: «Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь, и явися нам». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…»- в напоминание новопросвещенным, то есть крестившимся в древности в Навечерие праздника, что они «во Христа облеклись».

В православии считается, что после обряда крещения у ребенка появляется свой ангел-хранитель. Поэтому, вполне понятно, что родителей волнует столь важный вопрос, когда можно крестить ребенка в 2015 году календарь. Священники говорят, что лучше всего крестить ребенка с младенчества, но как правильно выбрать дату?

Важные моменты

В народе было принято крестить ребенка практически сразу после рождения. Как только исполнялось малышу 8 недель, его сразу несли в церковь и свергали таинство. В наше время не все родители решаются на такое раннее крещение. Опасаться этого не стоит, потому что, согласно церковным законам, можно крестить ребенка в любом возрасте. На праздник можно приготовить .

Раньше крестили именно на восьмую неделю, потому что считалось, что мать уже полностью восстановилась после родов и сможет присутствовать на обряде крещения. В принципе, в некоторых семьях считалось, что присутствие матери не обязательно и крестины назначали на более ранний период. Современные священники говорят, что сегодня не стоит торопиться нести ребенка в церковь. У родителей есть время, так что, нужно подождать, чтобы малыш окреп и хоть немного привык к окружающему его миру. У родителей будет время, чтобы вдумчиво выбрать крестных, организовать праздник, купить одежду для крещения.

Интересно! Чем раньше крестят ребенка, тем легче он переносит обряд окунания в чан. У самых маленьких еще сохраняются внутриутробные рефлексы, и они могут задерживать дыхание. Именно по этой причине во время совершения таинства чаще всего кричат дети постарше, а не самые маленькие новорожденные.

Есть ли дни, когда крестить нельзя

Выбирая дату, когда можно крестить ребенка в 2015 году после Пасхи или в другой период времени, стоит учесть, что запрещенных дней нет. Мы привыкли, что периоды постов считаются неподходящими для венчания, например. Но на таинство крещения такие обряды не распространяются. Просто, нужно заранее будет обговорить желаемую дату со священником.

Крестить ребенка можно и на саму Пасху, и в Святочную неделю после наступления этого праздника. Другое дело, что трудно будет найти церковь, потому что, в этот период активно проводятся службы, в церкви постоянно находится много народа. Оптимальное время после Пасхи – это уже через неделю после праздника, когда церковная жизнь станет спокойнее и выйдет на свои повседневные рельсы.

Проведение таинства Крещения

Дат, когда нельзя крестить ребенка, не существует. Но нужно все заранее обговаривать со священником. Если в церкви в городе расписание уже забито на месяцы вперед, можно попробовать обратиться к деревенским церквям. На крещение можно звать гостей, но не стоит устраивать грандиозный праздник: только близкие родственники, крестные родители. Конечно, гости должны выглядеть скромно, а всем лицам женского пола нужно покрыть голову и надеть юбку ниже колена, чтобы войти в храм. На праздничный стол можно подать .

Важно! Крестных родителей необходимо выбирать ответственно. Это не должны быть просто ваши лучшие друзья, с которыми вы постоянно ездите на шашлыки. Необходимо, чтобы крестные родители были крещеными, знали законы церкви. Ведь, главная задача крестных родителей – приучать ребенка к церкви, рассказывать о религии. Многие считают, что крестными могут быть только родственники, но это тоже неправильно. Нужно выбрать набожных людей, которым вы доверяете, с которыми общаетесь.

Крещение Господня православные христиане отмечают 19 января по новому стилю. История праздника: традиции праздника Крещения Господнего пошли еще с древнейших времен, однако, он практически не связан с языческими суевериями, в отличие от многих других. Это один из первых праздников христианской Церкви, он был установлен еще при апостолах, упоминания о данном событии хранят все четыре Евангелия.


Прежнее название - «Епифания» означает «явление», или «Теофания» - «Богоявление». Само же слово «крещение» с греческого языка переводится как «погружение в воду».

Согласно писаниям, когда опасность для детей миновала, Иисус возвратился из Египта в Галилею. Сын Божий жил в небольшом городе Назарет вместе с матерью и подрабатывал там плотником, пока ему не исполнилось 30 лет.

С этого возраста, по иудейскому закону, разрешалось проповедовать в синагогах и принимать сан священника. Тогда Христос отправился к Иоанну, на берег священной реки Иордан. Как гласит легенда, каждый крестившийся там заходил в воду до шеи, и покидал купель, только совершив полную исповедь. Спаситель же, у которого не было грехов, не мог находиться в реке. Когда Господь вышел на берег, небеса разверзлись, и на него сошел Святой дух в виде голубя.

Как отмечают праздник Крещение Господне

Богоявлению предшествует Крещенский сочельник или, как его еще называют, Навечерие. На Руси весь этот день держали строжайший пост, а во время вечерней службы церкви не могли вместить всех желающих. Накануне праздника в храмах, вспоминая об омовении Иисуса Христа в реке Иордан, также освящают воду. Утром же верующие совершают Крестный ход к природному водоему. Во льду вырубают крестообразную купель, а батюшка освящают ее, погружая туда серебряный крест. Считается, что погружение в такую иордань очищает и тело, и душу.

В Ветхом завете вода – символ начала жизни, именно из нее происходят все существа. В то же время вода напоминает о великом потопе и очищении земли от грешников, а человечества — от зла и корысти.

Об освященной жидкости, набранной в день Крещения, ходят легенды. Ее наделяют чудодейственной и исцеляющей силой, каплями окропляли дом, урожай и даже скотину, чтобы защитить семью и имущество от дурного глаза. Такую воду можно хранить весь год, а то и несколько лет, она долгое время не портится.

Народные приметы связывают праздник Богоявления с приходом сильных морозов, которые также позволяют очистить землю от различных микробов и бактерий.

Поздравления с Крещением Господним

Крещенский, ой, мороз суровый.
Желаю прежде я всего,
Чтобы в купаниях моржовых
Не отморозил ничего.

Коль в воду лез, прочтя молитву
Для очищения души,
То тело грей, достав пол-литра,
Чтоб было дальше чем грешить…

Торжеств январских эстафета
Финал объявит этим днем,
Не ради пьянки - для эффекта
Оздоровительного пьем:

За жар любви тост непременно,
За сногсшибательный успех,
Чтоб бедам счастье шло на смену,
И жизнь чтоб радовала всех!

— — — — — — — —

В день славный Господа Крещение,
Желаю радости и просветления,
Свершения желаний и чудес
Божественного света от небес,
Святой воды холодной ощутить глоток,
И помолиться, чтобы Бог помог чуток.
И голубь белый вознесется над землей,
Дух снизойдет на каждого из нас святой.

— — — — — — — —

Вновь Крещение не балует погодой.
Мокрый снег, пурга и гололед.
Не порадуешь себя красивой одой,
Несмотря на это, он придет.

Он придет, красивый, светлый, чистый
В пеньи, гомоне, сиянии свечей.
Праздник, пред которым все лучится -
Счастье лиц, мерцание свечей.

Праздник должен быть в душе и это благо.
Поздравления свои я всем Вам шлю.
Примириться всем пред Богом надо.
Всех целую, радуюсь, люблю!

— — — — — — — —

На Крещение Господне пусть
Не будет бед, уходит грусть,
Сердце прекрасным наполняется,
Мечта одна и за другой сбывается!

Всевышний счастья посылает,
Грехи большие, малые прощает,
Пусть все, кто в речку Иордан войдет,
Спокойствие в душе найдет.

— — — — — — — —

В День Крещения Господня,
Укрепляем свою веру:
После проруби - не зябко,
А здоровье вновь отменно!

Мы не зря постились долго,
Очищая мысли, душу!
К таинству, прильнув волнуясь,
Несмотря на злую стужу!

В этот день не слышно песен,
Праздник тихий и семейный,
Ожидаем снова чуда,
Дружно молимся со всеми!

Так как Крещение и купание в проруби считается очищением, то в этот день можно пожелать окружающим начала новой, праведной и счастливой жизни, которая начнется с обретением Господа в душе и сердце; чтобы на каждого страждущего снизошла благодать Божья, а все горести отступили. Пусть вода, освященная в праздник, каждой каплей своей дарует людям здоровье физическое и духовное, возрождает семьи, восстанавливает мир и покой в обществе.

Loading...Loading...