Когда лунное затмение в апреле. Обращаем внимание в этот период на вопросы, связанные с безопасностью и собственностью

Многие ученые до сих пор мучаются в догадках, где находиться душа человека?

Впервые упоминание о душе человека встретилось в тибетской «Книге мертвых». В ней были описаны первые попытки ответить на волнующие вопросы о душе человека.

Что такое душа?

О том, что такое душа, написано очень много, постоянно ведутся споры и дебаты, проводятся даже научные конференции. Но сейчас, намного более важно то, что большинство людей и прогрессивных учёных уже признают существование души. Ведь без существования души абсолютно всё, сама жизнь и существование человека, было бы бессмысленным.

Жизнь в теле необходима душе для ускоренного развития, за счёт возможности накапливать большие объёмы энергии (благодаря физическому телу). Развитие, таким образом, может ускоряться в сотни раз.

Правда ли то, что душа человека бессмертна? – над этим вопросом и по сей день задумываются очень многие. Из-за своего высокого предназначения душа имеет возможность обрести бессмертие, которое изначально заложено в её природе. Но нужно сказать, что далеко не каждая душа, проходя эволюцию, получает такое право. Если душа, на определённом этапе пути не выбирает Путь Света (вход в Иерархию Света и Служение Богу), а выбирает тёмный путь (служение Злу), и после множественных попыток Высших Сил вернуть человека на путь истинный, душа всё равно выбирает путь Зла - она лишается бессмертия и полностью разрушается (когда в сознании накапливается критический объём зла и шансы вернуть и исцелить душу становятся равны нулю).

Где находится душа человека?

Изучая вопрос, где же находится душа человека, ученые провели массу опытов и наблюдений. Результаты были поражающие. Практически все полученные данные совпадали с описаниями в «Книге мертвых». Не понятно только откуда авторы этой книги черпали информацию.

Ученые считают, что такую информацию невозможно нигде получить, кроме как из собственной головы. У каждого человека, где-то в подкорке храниться память веков. Чтобы извлечь эту информацию, необходим гипноз и психоанализ. С помощью гипноза можно узнать, где душа была раньше. Это одно из предположений ученых.

С древних времен для ответа на вопрос, где находится душа человека, люди ищут то, что способствует жизни человека. У живого человека присутствует дыхание, у мертвого – его нет. Опираясь на это мнение, были сделаны выводы, что душа находится в области органов дыхания.

Жизнь невозможна без крови – значит, кровь является носителем души. Так считают многие.

Эскимосы помещают душу в шейные позвонки, так как без них тело не способно жить.

Жители Вавилона считали невозможным жизнь человека без ушей. К сожалению, у современных людей и сейчас нет конкретного мнения.

Где живет душа в теле человека? Актуальное мнение

По результатам опросов относительно того, где живет душа в теле человека, было определено, что большая часть населения считает, что душа находиться в сердце или в районе него. Возможно, это именно так. Ведь недаром душевного человека называют еще сердечным. Смысл этих слов в этом контексте одинаковый.

В последнее время наука все больше стала склоняться к «сердечной» гипотезе. Медики считают, что душа находиться не в мозге, а в сердце. Именно в сердце запрограммирована личность. Именно сердце способно контролировать деятельность мозга, а не наоборот.

Что происходит с душой после смерти?

Как вы считаете, что происходит с душой после смерти? Верите в то, что душа человека продолжает жить после его смерти?

Вера в то, что после смерти душа человека или, по некоторым представлениям – его бессмертный дух – покидает тело и продолжает существование, можно встретить в любой культуре мира. Немало людей верит в жизнь после смерти и в то, что после смерти дух или душа покойника может вмешиваться в жизнь живых людей. Случайно ли в разных народах, живших на разных континентах и не имевших друг с другом связи, сформировалась вера в загробную жизнь? Причём, во многих деталях эти убеждения оказываются очень похожими.

Живущие в Африке нигерийские племена верят, что существует некая эфемерная субстанция, которая является носителем сознания и которая не умирает со смертью человеческого тела. Эта субстанция, или душа умершего, может причинить вред живым. Например, если тело умершего похоронить без причитающихся обрядов и почестей, то его душа будет мстить своим родственникам.

На другом конце света – в Китае – также верят в то, что если во время похорон не соблюдать положенные обряды, то души умерших вернуться и будут досаждать живым или даже могут убить их.

Уже на заре истории человека жители Древнего Египта неукоснительно исповедовали культ загробной жизни. Когда умирал фараон, то его рабов и ближайших слуг убивали, веря, что тогда «на том свете» будет кому послужить усопшему повелителю.

Откуда у разных народов появилась твёрдая вера в жизнь после смерти и страх перед духами умерших? Вряд ли бы это стало возможным, если бы для этого не было бы никаких причин. И такие причины, без сомнения, существуют!

Приглашаем узнать еще много интересных фактов и мнений о таинственных сторонах жизни с помощью многочисленных статей, размещенных на нашем портале.

Материал для данной статьи частично взят с сайтов http://www.gorockop.ru и http://www.psychology-faq.com

Вопрос состояния души после смерти волнует всех. Есть ли жизнь после смерти ? Если есть душа, что видит и слышит душа после смерти? Что делает душа после смерти человека? Я поработал над многими материалами о душе после смерти и попытался поискать ответы на эти волнующие вопросы.

Душа после смерти видит и слышит

В «сборнике» рассказов людей, переживших клиническую смерть, мы можем увидеть то, что делает, испытывает, видит и слышит душа после смерти — после ее отделения от тела. Во время процесса умирания, когда человек достигает своего предельного состояния, он слышит, как врач признает его мертвым. Затем он видит своего двойника, как безжизненное тело, лежа под ним, в окружении врачей и медсестер, которые пытаются его оживить. Эта неожиданная сцена потрясающая для человека, который в первый раз видит себя вне своего тела. Именно в этот момент он начинает понимать, что все его способности — видеть, слышать, думать, чувствовать и т.д. — продолжают работать, но теперь совершенно независимо от его внешней оболочки.

Найдя себя парящим над людьми в комнате, человек инстинктивно старается, чтобы они знали о его присутствии, коснувшись пером кнопки или обращаясь к одному из них. Но, к его ужасу, он полностью отрезан от всех. Никто не слышит его голоса и не обращает внимание на его прикосновения. В то же время, он находится в недоумении от его чувства облегчения, мира и даже счастья. Нет больше той части себя, что «я», которое страдает, которая нуждается и всегда на что-то жаловалось. Пережив такую легкость, душа после смерти, как правило, не хочет вернуться в свое тело.

В большинстве зафиксированных случаев временной смерти, после нескольких минут наблюдения, душа возвращается в тело и, таким образом, завершает свое знание жизни. Но иногда бывает, что душа продолжает перемещаться дальше в духовный мир. Некоторые описывают это состояние как путешествие через темный туннель. После этого некоторые души попадают в мир большой красоты, где они иногда встречают умерших родственников. Другие попадают в царство света и встречают существо света, от которого испытывают чувства Великой любви, излучения, согревающие душу. Некоторые утверждают, что это-наш Господь Иисус Христос, в то время как другие говорят, что это-ангел, но все согласны с тем, что это кто-то, полный добра и сострадания. Но некоторые другие попадают в мир темноты, где они видят отвратительные и жестокие существа.

Иногда после смерти встреча с таинственным светом сопровождается «обзором» жизни, когда человек вспоминает свое прошлое и дает нравственную оценку своим поступкам. После этого некоторые люди видят что-то подобное вроде барьера или границы. Они чувствуют, что, перейдя его, они не смогут вернуться в физический мир.

Не все люди, пережившие временную смерть, испытывают все этапы, описанные выше. Значительный процент людей, возвращенных к жизни, ничего не может вспомнить, что случилось с ними «на другой стороне». Указанные выше явления размещаются в порядке частоты их от наиболее к наименее вероятным. По данным некоторых исследований, только один из семи людей, которые покидали свои тела, рассказывали о видении света и разговаривали с существом света.

Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных клиниках. Прежде, она почти не применялась. Следовательно, существуют различия между рассказами о жизни после смерти в древней, традиционной и современной литературе. Религиозные книги старой эпохи описывали явления душ умерших, которые рассказывали, что они видели рай или ад, и имели потусторонние встречи с ангелами или демонами.

Эту первую категорию можно рассмотреть как описания «дальнего космоса», так как они рассказывают нам о духовном мире, далеком от нашего собственного. Вторая категория зафиксированная врачами, описывает главным образом «ближний космос», то есть первый опыт души после смерти, которая только что покинула тело. Они интересны тем, что они дополняют первую категорию и дают нам ясное представление о том, что ждет каждого из нас на другой стороне. Между этими двумя категориями-эта история. Опубликованное архиепископом Никоном в «Троице Страниц» в 1916 году произведение под названием «Невероятное для многих, но истинное происшествие», охватывает оба мира- «близко» и «далеко». В 1959 году эта история под названием «Свято-Троицкий Монастырь» переиздана в виде брошюры, ее элементы будут приведены здесь в сокращенном виде. Она включает в себя элементы как более древних, так и современных явлений загробной жизни.

Все мы в час нашей смерти должны увидеть и пережить многое, к чему мы не привыкли. Цель данной брошюры — расширить и уточнить наше понимание неизбежной разлуки с бренным телом. Некоторые считают, что смерть-это сон без сновидений. Закрыть глаза, заснуть и ничего больше, просто мрак. Сон заканчивается утром, а смерть-это навсегда. Многие очень боятся неизвестного и их мучает вопрос: «что со мной будет?» Они стараются не хотеть думать о смерти. Однако, глубоко внутри нас всегда есть понимание неизбежности и сопровождающее ее чувство тревоги. Каждому из нас придется пересечь эту границу. Мы должны подумать об этом и подготовиться.

Некоторые говорят: «а что тут думать и готовиться? Это вне нашего контроля. Наше время, придет, и мы умрем, и все. Пока есть время, мы должны сделать все от нас зависящее от жизни. Есть, пить, любить, добиться власти и славы, денег заработать, и т.д. Не думать ни о чем неприятном, или расстраиваться и, конечно, не думать о смерти.» Так многие и делают.

Еще на раз каждый из нас может задавать более тревожные вопросы: «а что, если это не так? Что, если смерть- это не конец? А что, если я оказываюсь в совершенно новом месте с моей способностью видеть, слышать и чувствовать? И, самое главное,- что, если наше будущее за этим порогом частично зависит от пути, по которому мы жили в этой жизни, и то, чем мы были прежде, прежде чем мы переступили порог смерти?»

К. Икскуль был типичным молодым интеллектуалом дореволюционной России. Он был крещен в детстве и вырос в православной среде, но, как это было принято среди интеллигенции, был равнодушен к религии. Иногда он заходил в церковь и праздновал Рождество, Пасху, и даже принимал святое Причастие раз в год, но относил много православия к старомодным предрассудкам, в том числе учение о жизни после смерти. Он был уверен, что смерть-конец существования человека.

В один момент в его жизни, он заболел воспалением легких. Он был серьезно болен в течение длительного времени и в итоге был госпитализирован. Он не думал о своей грядущей смерти. Вместо этого он рассчитывал на восстановление быстро, так что он может вернуться к своей обычной рутинной жизни. Однажды утром он вдруг почувствовал себя намного лучше и подумал, что его, наконец, болезнь отпустила. Однако, к его удивлению, из-за этого врачи даже стали больше озабочены. Они даже принесли ему кислородный баллон и вскоре он почувствовал, как последовала полная диссоциация его от своего окружения. (Читайте следующую страницу, нумерация — ниже )

Добавьте статью в закладки, чтобы вновь вернуться к ней, нажав кнопки Ctrl+D .Подписку на уведомления о публикации новых статей можно осуществить через форму "Подписаться на этот сайт" в боковой колонке страницы. Если что непонятно, то, читайте .

Потусторонний мир - весьма интересная тема, о которой каждый задумывается хоть раз в жизни. Что после смерти происходит с человеком и его душой? Может ли он наблюдать за живыми людьми? Эти и многие вопросы не могут не волновать. Самым интересным является то, что существует немало различных теорий о том, что после смерти происходит с человеком. Попробуем в них разобраться и ответить на вопросы, волнующие многих людей.

«Тело твоё умрет, а душа будет жить вечно»

Этими словами обращался в своем письме к умирающей сестре епископ Феофан Затворник. Он, как и другие православные священники, верил в то, что умирает только тело, а вот душа живет вечно. С чем это связано и как это объясняет религия?

Православное учение о жизни после смерти слишком велико и объемно, поэтому рассмотрим лишь некоторые его аспекты. В первую очередь для того, чтобы понять, что после смерти происходит с человеком и его душой, необходимо выяснить, какова же цель всей жизни на земле. В Послании к евреям Святого Апостола Павла есть упоминание о том, что каждый человек должен когда-то умереть, а после этого будет суд. Именно так сделал Иисус Христос, когда добровольно отдался врагам на смерть. Тем самым он смыл грехи многих грешников и показал, что праведных так же, как и его, однажды ждет воскрешение. Православие считает, что если бы жизнь не была вечной, то она бы не имела смысла. Тогда бы люди действительно жили, не зная ради чего они рано или поздно умрут, не было бы смысла делать добрые дела. Именно поэтому душа человека бессмертна. Иисус Христос открыл для православных и верующих врата Небесного Царства и смерть является лишь завершением приготовления к новой жизни.

Что такое душа

Душа человека после смерти продолжает жить. Она является духовным началом человека. Упоминание об этом можно встретить в Бытие (2 глава), а звучит оно примерно следующим образом: «Бог создал человека из земного праха и в лицо его подул дыханием жизни. Теперь человек стал живой душой». Священное писание «говорит» нам о том, что человек двусоставен. Если тело способно умереть, то душа живет вечно. Она - живая сущность, наделенная способностью мыслить, помнить, чувствовать. Иными словами, душа человека после смерти продолжает жить. Она все понимает, чувствует и - самое главное - помнит.

Духовное видение

Для того чтобы убедиться в том, что душа действительно способна чувствовать и понимать, необходимо лишь вспомнить случаи, когда тело человека на некоторое время умирало, а душа все видела и понимала. Подобные истории можно прочитать в самых различных источниках, например, К. Икскуль в своей книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» описывает, что происходит после смерти с человеком и его душой. Все, что написано в книге, является личным опытом автора, который заболел тяжелой болезнью и испытал на себе клиническую смерть. Практически все, что можно прочитать на эту тему в различных источниках, очень схоже между собой.

Люди, которые испытали на себе клиническую смерть характеризуют её белым окутывающим туманом. Внизу виднеется тело самого человека, рядом - его близкие и врачи. Интересно, что душа, отделившаяся от тела, может перемещаться в пространстве и все понимает. Некоторые утверждают, что после того, как тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, душа проходит по длинному тоннелю, в конце которого горит яркий белый цвет. Затем, как правило, в течение некоторого времени душа снова возвращается в тело, и сердце начинает биться. А если человек умирает? Что тогда происходит с ним? Что делает душа человека после смерти?

Встреча с себе подобными

После того как душа отделяется от тела, она может видеть духов, как плохих, так и хороших. Интересно то, что, как правило, она притягивается к себе подобных, и если при жизни какая-либо из сил имела на нее влияние, то и после смерти она будет к ней привязана. Этот период времени, когда душа выбирает себе «компанию», называют Частным Судом. Именно тогда становится совершенно понятно, напрасно ли прошла жизнь этого человека. Если он выполнял все заповеди, был добр и щедр, то, несомненно, рядом с ним будут находиться такие же души - добрые и чистые. Противоположная ситуация характеризуется обществом падших духов. Их ждут вечные муки и страдания в аду.

Первые несколько дней

Интересно, что происходит после смерти с душой человека в первые несколько дней, ведь этот период является для нее временем свободы и наслаждения ею. Именно в первые три дня душа может свободно перемещаться по земле. Как правило, она находится в это время возле своих родных людей. Она даже пытается с ними говорить, но получается это с трудом, ведь человек не способен видеть и слышать духов. В редких случаях, когда связь между людьми и умершими очень велика, они чувствуют присутствие родной души рядом, но не могут этого объяснить. По этой причине погребение христианина совершается именно спустя 3 дня после смерти. Кроме того, именно этот период необходим душе для того, чтобы осознать, где она теперь находится. Ей приходится нелегко, она, возможно, не успела с кем-либо попрощаться или что-либо кому-то сказать. Чаще всего человек не готов к смерти, и эти три дня нужны ему, чтобы понять суть происходящего и попрощаться.

Однако в каждом правиле бывают исключения. Например, К. Икскуль начал свое путешествие в другой мир в первый день, поскольку так велел ему Господь. Большинство святых и мучеников были готовы к смерти, и для того, чтобы перейти в другой мир, им понадобилось всего лишь несколько часов, ведь это и была их основная цель. Каждый случай совершенно разный, а сведения поступают лишь от тех людей, которые испытали «посмертный опыт» на себе. Если же говорить не о клинической смерти, то здесь все может быть совершенно по-другому. Доказательством того, что в первые три дня душа человека находится на земле, служит и то, что именно в этот период времени родственники и друзья усопших чувствуют их присутствие рядом.

Следующий этап

Следующая ступень перехода в загробный мир очень сложная и опасная. На третий-четвертый день душу ожидают испытания - мытарства. Их насчитывают около двадцати, и все их нужно преодолеть, чтобы душа смогла продолжить свой путь. Мытарства - это целые столпотворения злых духов. Они преграждают путь и обвиняют её в грехах. В Библии также рассказывается об этих испытаниях. Мать Иисуса - Пречистая и Преподобная Мария, - узнав о скорой смерти от Архангела Гавриила, просила сына о том, чтобы он избавил её от бесов и мытарств. В ответ на её просьбы Иисус сказал, что после смерти он за руку отведет её на Небеса. Так и произошло. Данное действо можно видеть на иконе «Успение Богородицы». На третий день принято усердно молиться за душу усопшего, таким образом можно помочь ей пройти все испытания.

Что происходит через месяц после смерти

После того как душа прошла мытарства, она поклоняется Богу и отправляется снова в путешествие. На этот раз её ожидают адские бездны и небесные обители. Она смотрит, как мучаются грешники и как радуются праведники, но собственного места у нее еще нет. На сороковой день душе назначается место, где она, как и все, будет ждать Высшего Суда. Существуют также сведения о том, что только до девятого дня душа видит небесные обители и наблюдает за праведными душами, которые живут в счастье и радости. Остальное время (около месяца) ей приходится смотреть на муки грешников в аду. В это время душа плачет, скорбит и покорно ждет своей участи. На сороковой день душе назначается место, где она будет ждать воскресения всех мертвых.

Кто и куда попадает

Конечно же, только Господь Бог вездесущ и точно знает, куда попадает душа после смерти человека. Грешники попадают в ад и проводят там время в ожидании еще больших мук, которые настанут после Высшего Суда. Иногда такие души могут приходить во снах к друзьями и родственникам, прося о помощи. Помочь в такой ситуации можно, помолившись за грешную душу и попросив у Всевышнего отпущения её грехов. Известны случаи, когда искренняя молитва за усопшего человека действительно помогала ему перейти в лучший мир. Так, например, в 3 столетии мученица Перпетуя увидела, что судьба её брата похожа на наполненный водоем, который был расположен слишком высоко, чтобы он мог до него дотянуться. Дни и ночи она молилась о его душе и со временем увидела, как он дотрагивается к водоему и переносится в светлое чистое место. Из вышесказанного становится понятно, что брат был помилован и отправлен из ада в рай. Праведники же, благодаря тому, что прожили свою жизнь не зря, попадают в рай и с нетерпением ждут Судного дня.

Учение Пифагора

Как уже было сказано ранее, существует огромное количество теорий и мифов относительно загробного мира. На протяжении многих столетий ученые и духовенство изучали вопрос: как узнать куда попал человек после смерти, искали ответы, спорили, искали факты и доказательства. Одной из таких теорий было учение Пифагора о переселении душ, так называемой реинкарнации. Этого же мнения придерживались такие ученые, как Платон и Сократ. Огромное количество информации о реинкарнации можно встретить и в таком мистическом течении, как Каббала. Суть её состоит в том, что у души есть определенная цель, или урок, который она должна пройти и выучить. Если в течение жизни человек, в котором живет данная душа, не справляется с этой задачей, она перерождается.

Что происходит с телом после смерти? Оно умирает и воскресить его невозможно, а вот душа ищет себе новую жизнь. В данной теории интересным является и то, что, как правило, все люди, которые состоят в семейном родстве, связаны совершенно не случайно. Если говорить конкретнее, то одни и те же души постоянно ищут друг друга и находят. Например, в прошлой жизни ваша мама могла быть вашей дочерью или даже вашим супругом. Поскольку душа не имеет пола, она может иметь как женское начало, так и мужское, все зависит от того, в какое она попадет тело.

Бытует мнение, что наши друзья и вторые половинки - это также родственные души, которые связаны с нами кармически. Есть и еще один нюанс: например, у сына и отца постоянно возникают конфликты, никто не хочет уступать, до последних дней два родных человека буквально воюют между собой. Скорей всего, в следующей жизни судьба снова сведет эти души вместе, как брата и сестру или как мужа и жену. Так будет продолжаться до тех пор, пока они оба не найдут компромисс.

Квадрат Пифагора

Сторонники теории Пифагора чаще всего интересуются не тем, что происходит с телом после смерти, а тем, какое воплощение проживает их душа и кем они были в прошлой жизни. Для того чтобы выяснить данные факты, был составлен квадрат Пифагора. Попробуем в нем разобраться на примере. Допустим, вы родились 03 декабря 1991 года. Нужно записать полученные цифры в строчку и провести с ними некоторые манипуляции.

  1. Необходимо сложить все числа и получить основное: 3 + 1 + 2 + 1 + 9 + 9 + 1 = 26 - это будет первое число.
  2. Далее необходимо сложить предыдущий результат: 2 + 6 = 8. Это будет второе число.
  3. Для того чтобы получить третье, из первого необходимо вычесть удвоенную первую цифру даты рождения (в нашем случае 03, ноль мы не берем, вычитаем тройку, умноженную на 2): 26 - 3 х 2 = 20.
  4. Последнее число получаем путем складывания цифр третьего рабочего числа: 2+0 = 2.

Теперь запишем дату рождения и полученные результаты:

Для того чтобы узнать, какое воплощение проживает душа, необходимо посчитать все числа, кроме нулей. В нашем случае душа человека, родившаяся 3 декабря 1991 года, проживает 12 воплощение. Составив из этих чисел квадрат Пифагора, можно узнать, и какими характеристиками она обладает.

Некоторые факты

Многих, конечно же, интересует вопрос: есть ли жизнь после смерти? Ответ на него пытаются дать все мировые религии, но однозначного до сих пор нет. Вместо этого в некоторых источниках можно встретить некоторые интересные факты касательно этой темы. Конечно же, нельзя сказать, что утверждения, которые будут приведены ниже, являются догмой. Это, скорей всего, лишь некоторые интересные размышления на эту тему.

Что такое смерть

Сложно ответить на вопрос, есть ли жизнь после смерти, не выяснив основные признаки этого процесса. В медицине под этим понятием понимают остановку дыхания и сердцебиения. Но не следует забывать, что это есть признаки смерти тела человека. С другой стороны, существуют сведения о том, что мумифицированное тело монаха-священника продолжает подавать все признаки жизни: мягкие ткани продавливаются, суставы сгибаются, от него исходит благоухание. В некоторых мумифицированных телах даже растут ногти и волосы, что, возможно, подтверждает тот факт, что определенные биологические процессы в почившем теле все-таки происходят.

А что происходит через год после смерти обычного человека? Конечно же, тело разлагается.

В заключение

Учитывая все вышенаписанное, можно сказать, что тело - это всего лишь одна из оболочек человека. Помимо него, существует и душа - вечная субстанция. Практически все мировые религии сходятся на том, что после смерти тела, душа человека еще живет, кто-то считает, что она перерождается в другом человеке, а кто-то - что она живет на Небесах, но, так или иначе, она продолжает существовать. Все мысли, чувства, эмоции - духовная сфера человека, которая живет, несмотря на физическую смерть. Таким образом, можно считать, что жизнь после смерти существует, однако она больше не взаимосвязана с физическим телом.

Иногда хочется верить, что покинувшие нас близкие приглядывают за нами с небес. В этой статье рассмотрим теории о посмертии и выясним есть ли зерно истины в утверждении, что умершие видят нас после смерти.

В статье:

Видят ли нас умершие после смерти - теории

Для того чтобы с точностью ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть основные теории о том, . Рассматривать версию каждой из религий будет достаточно сложно и трудоёмко. Так что существует неофициальное разделение на две основные подгруппы. Первая говорит о том, что после смерти нас ждёт вечное блаженство в «другом месте» .

Вторая - о полном , о новой жизни и новых возможностях. И в обоих вариантах существует возможность того, что умершие видят нас после кончины. Сложнее всего понять это, если вы считаете верной вторую теорию. Но стоит задуматься и ответить на вопрос - как часто вас посещают сны о людях, которых вы никогда в жизни не видели?

Странные личности и образы, которые общаются с вами так, словно давно вас знают. Или вообще не обращают на вас внимания, позволяя спокойно наблюдать со стороны. Некоторые считают, что это - просто люди, которых мы видим каждый день, и которые просто непонятным образом отложились в нашем подсознании. Но откуда тогда берутся те стороны личности, о которых вы не можете знать? Они разговаривают с вами определённым, незнакомым вам образом, используют слова, которых вы никогда не слышали. Откуда это берётся?

Легко апеллировать к подсознательной части нашего мозга, ведь никто не сможет с точностью сказать, что именно там происходит. Но это - логический костыль, ни более и не менее. Ещё существует возможность, что это память о людях, которых вы знали в прошлой жизни. Но часто обстановка в таких снах поразительно напоминает нашу с вами современность. Как ваша прошлая жизнь могла выглядеть так же, как ваша нынешняя?

Самая благонадёжная, по многим суждениям, версия говорит о том, что это - ваши мёртвые родственники, посещающие вас во снах. Они уже перешли в другую жизнь, но иногда тоже видят вас, а вы - их. Откуда они говорят? Из параллельного мира, или из другой версии реальности, или из другого тела - однозначного ответа на этот вопрос нет. Но одно можно сказать точно - таков способ общения между душами, которые разделены пропастью. Всё-таки наши сны - удивительные миры, где подсознание гуляет свободно, так почему бы ему не заглянуть на огонёк? Тем более, что существуют десятки практик, которые позволяют спокойно путешествовать во снах. Многие испытывали подобные ощущения. Это - одна версия.

Вторая касается мировоззрения, в котором говорится, что души умерших уходят в другой мир. На Небеса, в Нирвану, мир эфемерный, воссоединяются с общим разумом - таких взглядов существует превеликое множество. Их объединяет одно - человек, перешедший в другой мир, получает огромное количество возможностей. А так как он связан узами эмоций, общих переживаний и целей с теми, кто остался в мире живых - естественно он может общаться с нами. Видеть нас и пытаться как нибудь помочь. Не раз и не два можно услышать истории о том, как мёртвые родственники, или друзья, предупреждали людей о больших опасностях, или советовали, как поступить в сложной ситуации. Как такое объяснить?

Существует теория, что это - наша интуиция, появляющаяся в момент, когда подсознание более всего доступно. Оно принимает близкую нам форму и пытаются помочь, предостеречь. Но почему оно принимает форму именно мёртвых родственников? Не живых, не тех, с кем у нас прямо сейчас существует живое общение, а эмоциональная связь сильна как никогда. Нет, не их, а именно умерших, давно, или недавно. Бывают случаи, когда людей предупреждают родственники, которых они почти забыли - виденная всего несколько раз прабабушка, или давно умерший двоюродный брат. Ответ может быть только один - это прямая связь с душами умерших, которые в нашем сознании приобретают ту физическую форму, которая была у них при жизни.

И есть третья версия, которую можно услышать не так часто, как первые две. Она говорит о том, что первые две верны. Объединяет их. Получается у неё вполне неплохо. После смерти человек попадает в иной мир, где благоденствует, пока ему есть кому помогать. Пока его помнят, пока он может проникнуть в чьё-нибудь подсознание. Но память человеческая не вечна, и наступает момент, когда умирает последний родственник, который хотя бы изредка вспоминал его. В такой момент человек и перерождается, чтобы начать новый цикл, обзавестись новой семьёй и знакомыми. Повторить весь этот круг взаимопомощи между живыми и мёртвыми.

Что видит человек после смерти

Разобравшись в первом вопросе, нужно конструктивно подойти к следующему - что видит человек после смерти? Как и в первом случае, никто не сможет с полной уверенностью заявить, что же именно встаёт перед нашими глазами в этот скорбный момент. Существует множество рассказов людей, переживших клиническую смерть . Рассказы о туннеле, ласковом свете и голосах. Именно из них, как считают самые авторитетные источники, и складывается наш посмертный опыт. Для того чтобы пролить побольше света на эту картину, нужно сделать обобщение всех историй о клинической смерти, найти пересекающиеся сведения. И вывести истину, как некий общий множитель. Что же видит человек после смерти?

Прямо перед смертью в его жизни наступает некое крещендо, самая высокая нота. Предел физических страданий, когда мысль начинает понемногу затухать и в конце концов тухнет совсем. Часто последнее, что он слышит - как врач объявляет об остановке сердца. Зрение затухает окончательно, постепенно превращаясь в туннель света, а потом покрываясь окончательным мраком.

Второй этап - человек словно появляется над своим телом. Чаще всего он висит в несколько метрах над ним, имея возможность рассмотреть физическую реальность до последней детали. Как врачи пытаются спасти ему жизнь, что они делают и говорят. Всё это время он находится в состоянии сильного эмоционального шока. Но когда буря эмоций успокаивается, он понимает, что с ним таки произошло. Именно в этот момент с ним происходит изменения, которые никак не обратить. А именно - человек смиряется. Смиряется со своим положением и понимает, что даже в таком состоянии всё равно есть дорога вперёд. Точнее - вверх.

Что видит душа после смерти

Разбираясь с самым важным моментом всей истории, а именно с тем, что видит душа после смерти, нужно понять важный момент. Именно в ту секунду, когда человек смиряется со своей участью и принимает её - он перестаёт быть человеком и становится душой . До этого момента его духовное тело выглядело точно так же, как в реальности выглядит тело физическое. Но, поняв, что оковы физического больше не держат его духовное тело, оно начинает терять свои первоначальные очертания. После чего вокруг него начинают появляться души его мёртвых родственников. Даже здесь они стараются помочь ему, дабы человек перешёл дальше, на следующий план своего существования.

И, когда душа двигается дальше, к ней приходит странное существо, которое невозможно описать словами. Всё, что можно понять абсолютно точно - от него исходит всепоглощающая любовь, желание помочь. Некоторые побывавшие за гранью говорят, что это наш общий, первый предок - тот, от кого произошли все люди на земле. Он спешить помочь ещё ничего не понимающему мертвецу. Существо задаёт вопросы, но не голосом, а образами. Оно прокручивает перед человеком всю его жизнь, но в обратном порядке.

Именно в этот момент он осознает, что приблизился к некому барьеру. Его не видно, но его можно ощутить. Словно некая мембрана, или тонкая перегородка. Рассуждая логически, можно прийти к выводу, что это - именно то, что отделяет мир живых от . Но что происходит за ней? Увы, такие факты не доступны никому. Всё потому, что человек, который пережил клиническую смерть, так и не перешагнул за эту черту. Где-то рядом с ней врачи вернули его к жизни.

В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего Христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настоящее время “посмертные” опыты получают совершенно неверное толкование, Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.
Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными “посмертными” опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключение мы специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)
Жизнь после смерти

Безграничным и безутешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем” (1Кор. 15, 32). Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное. Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: “Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая” (“Душеполезное чтение”, август 1894).
После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: “Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза” (св. Амвросий “Смерть как благо”).
Преп. авва Дорофей, Отец Газский VI века, суммирует учение ранних Отцов по этому вопросу: “Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят Отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В тот день исчезают [все] помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает… А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит, и ничего из этого для нее не погибает… И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела” (Авва Дорофей. Поучение 12).
Великий подвижник V века, преп. Иоанн Кассиан, ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: “Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 22-28)… Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать… они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т.е. душа), в которой, по блаженному Апостолу, заключается образ Божий и подобие (1Кор. 11, 7; Кол. 3, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их” .
Современные “посмертные” опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть всем христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения
Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.
Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше -в гл. 1, ч.2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.
Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: “Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружат твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь”.

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.
Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми “на курорте” счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.
Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как частного суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.
Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: “Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих” .
В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: “Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость” (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).
В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: “Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут… Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому” (“Душеполезное чтение “, август 1894).
Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило , которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные “посмертные” опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.
Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила “посмертного” опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок посмертного опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых “мытарств”, на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.
В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той “невидимой брани”, которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.
Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: “Помогите!” – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительное засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы… Не забудьте так сделать… Се и любовь!”
Критики православного учения часто неправильно понимают тот “мешок золота”, из которого на мытарствах Ангелы “платили за долги” блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием “сверхдолжных заслуг” святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.
Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В “Каноне на исход души”, читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:
“Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли” (песнь 4).
“Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа” (песнь 6).
“Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице” (песнь 8).
Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще тридцати семи дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.
Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.
Учение Церкви о состоянии душ на небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.
Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях. В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания .
Аналогичный рассказ есть в житии подвижницы, почившей уже в нашем XX веке, монахини Афанасии (Анастасии Логачевой): “В свое время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося. Пошла первоначально к Пелагее Ивановне блаженной , жившей в Дивеевском монастыре, посоветоваться, что бы ей сделать для облегчения загробной участи своего брата, несчастно и нечестиво окончившего свою земную жизнь. На совете решено было так: затвориться Анастасии в своей келье, поститься и молиться за брата, каждодневно прочитывать по 150 раз молитву: Богородице, Дево, радуйся… По истечении сорока дней ей было видение: глубокая пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нем – два человека с железными цепями на шее и один из них был ее брат. Когда она сообщила о сем видении блаженной Пелагее, то последняя посоветовала ей повторить подвиг. По истечении вторично 40 дней, она увидела ту же пропасть, тот же камень, на котором были те же два лица с цепями на шее, но только брат ее встал, походил около камня, опять упал на камень, и цепь оказалась на шее его. По передаче сего видения Пелагее Ивановне, последняя посоветовала в третий раз понести тот же подвиг. Через 40 новых дней Анастасия увидела ту же пропасть и тот же камень, на котором находился уже только один неизвестный ей человек, а брат ее уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне говорил: “хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные заступники”. После сего, блаженная Пелагея сказала: “Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства” .
Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно “фотографии” того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: “Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). (До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения.) “Как можешь ты, Святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?” – спросил Иеромонах. – “Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв”.
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение “о иже в аде держимых”.
Св. Григорий Великий, отвечая в своих “Собеседованиях ” на вопрос: “Есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти”, учит: “Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына” (IV; 57,60).
Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).
Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни; “Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться”… Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.
Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском Императоре Траяне, – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого Императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”.
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.
Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать “Молитвы на исход души”, которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминовение должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.
Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

Молитва на исход души

Боже Духов и всякия плоти! Ты твориши ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Пред Тобою трепещут Херувимы и Серафимы и тьмы тем и тысяща тысящ со страхом и трепетом выну предстоят Престолу Твоему. Ты за хотящих улучити спасение посылаеши на служение святых Твоих Ангелов; Ты и нам грешным коемуждо даеши святаго Ангела Твоего, яко пестуна, еже хранили ны во всех путех наших от всякаго зла и таинственно наставляти и вразумляти ны даже до последняго издыхания нашего. Господи! Ты повеле еси изъяти душу от приснопоминаемаго(-мой) нами раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), воля Твоя – воля святая; молим Тя, Жизнодавче Господи, не отними точию ныне от души его (ея) сего пестуна и хранителя ея, не остави ю едину, яко в путь шествующую; повели ему, яко хранителю, не удалятися помощию в сем страшном прохождении ея в мир горний невидимый; молим Тя, да будет убо ей заступником и защитником от злаго сопротивника в прохождении мытарств, дондеже преведет ю к Тебе, яко к Судии неба и земли. О, страшно прохождение сие для души, грядущей на суд Твой нелицеприятный, и имущей в прохождении сем истязатися духами злобы поднебесными! Темже убо молим Тя, Преблагий Господи, благоволи и еще послали святых Твоих Ангелов душе преставльшагося(-шейся) к Тебе раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), да защитят, оградят и сохранят ю от нападения и истязания страшных и злых оных духов, яко истязателей и мытарей воздушных, служителей князя тьмы; молим Тя, свободи ю сего злаго обстояния, да не срящет ю злых демонов полчище; сподоби ю безбоязненно, благотишно и невозбранно преяти от земли страшный сей путь со Ангелы Твоими, да вознесут ю поклонитися Престолу Твоему и да приведут ю к свету Твоего милосердия.

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе “Точного изложения православной веры ” преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:
“Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято…
Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние…
Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь” (стр. 267-272).

Loading...Loading...