Что такое истинной картины мира. Что такое картина мира

совокупность мировоззренческих знаний о мире; «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (немецкий философ Ясперс). Различают чувственно-пространственную, духовно-культурную и метафизическую картины мира, а также физическую, биологическую, философскую картины мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАРТИНА МИРА

целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в об-ве в рамках исходных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, К. м. обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически попытки последовательного построения К. м. в осн. были связаны с натурфилософией. В совр. науке осмысление К. м. происходит по линии рефлексии над наукой и в русле культурологического, лингвистического н семиотического анализа коллективного сознания, прежде всего на материале изучения фольклора и мифов. Чаще всего под К. м. имеют в виду научную К. м., под к-рой понимается система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний. Научная К. м. - связующее звено-между мировоззрением и фундаментальными специальными формами теоретического освоения действительности. Она выделяет осн. исследуемые объекты, типологизирует и характеризует общие их соотношения. Характер К. м. в значительной мере обусловлен представлениями лидирующей фундаментальной области науки, хотя она, в свою очередь, служит важным элементом интерпретации отдельных теорий и. концепции. Принято выделять 3 разноуровневых типа научной К. м.: 1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); 2) естественнонаучная (предстающая как комплекс общих воззрений на природу) и социально-историческая картина действительности (система общих взглядов на об-во); 3) частнонаучные К. м. (являющиеся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности - биологической, геологической и т. п.). В настоящее время наиболее разработанной является физическая картина мира. Прогресс в науке сопровождается расширением и углублением границ познания, изменением содержания решаемых задач. Новые факты постепенно начинают приходить в противоречие с принятыми воззрениями и заставляют переосмысливать их. Вызревают радикальные смены одних образов мира другими как в отдельных областях познавательной деятельности, так и на уровне научной К. м. в целом. Важная тенденция в развитии К. м. связана с преодолением исходного антропоцентризма в видении мира за счет качественных преобразований взглядов на мир в трудах Коперника (преодоление геоцентризма), Дарвина (наведение мостов между живой и неживой природой). Совр. научная К. м. определяется синтезом разнообразных областей знания, прежде всего за счет выработки общенаучных эволюционистских концепций, распространяемых и на неживую природу. Эта тенденция уже привела к формированию идей синергетики и глобального эволюционизма. Ныне происходит переход к научной К. м„ отражающей существенную нелинейность мира, расширение представлений о взаимоотношении энергетических и информационных воздействий. Важную роль в формировании совр. К. м. в социально-историческом плане играет новое политическое мышление, представление о взаимосвязи и взаимозависимости, известной целостности мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мир не хорош и не плох, - утверждали ещё мудрецы древности, - он таков, каким мы его воспринимаем. У каждого человека есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек действует и чувствует себя, как отмечал Э. Берн, не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. Специфика формируемой в голове человека картины мира определяет глубину и границы познания, эмоциональное отношение и готовность активного действия в нем.
Всем нам известны случаи, когда даже наиболее честные очевидцы, наблюдавшие одно и тоже событие, нередко предоставляют о нем противоречивые сведения. Вроде бы все видели и слышали все, что происходило, но каждый будет рассказывать и трактовать по – своему. Оперативные сотрудники правоохранительных органов часто сталкиваются с такой ситуацией. Что существенно порой осложняет их работу. Это происходит потому, что у нас у всех может существенно отличаться построение и восприятие картины мира. Так называемая топографическая карта того мира, в котором мы живем.
Пример: У каждого из нас есть знакомые, для которых мир образован только преступниками, негодяями, злодеями, шарлатанами, стихийными бедствиями, болезнями и другими ужасами. И они ничего не придумывают, они просто так его видят. То есть из всего потока информации они воспринимают только ту, которая подтверждает их мировосприятие и не видят ничего другого. Чтобы вы им не говорили о радостях жизни, они вам сразу приведут кучу примеров, что в жизни все ужасно. Самое главное, что они это не придумывают – они реально так воспринимают этот мир.
Другой пример: Не у каждого из нас есть такие знакомые, но у тех у кого есть поймут о чем я говорю. Это те, для которых мир - бесконечный повод для радости. Их гораздо меньше - в современном мире создать и сохранить такую "карту" очень сложно. Но тем не менее эти люди иногда встречаются, а каждая встреча с ними всегда почти удивительна. Соприкасаясь с ними, мы на какое-то время начинаем видеть все окружающее их глазами и тогда весь мир вокруг нас в буквальном смысле начинает светиться. Но стоит нам отойти от них, как все волшебство пропадает - у нас просто нет этой "карты", вернее - она недостаточно устойчива для того, чтобы мы могли поддерживать её в одиночку.

Это происходит потому, что люди ощущают и действуют не в соответствии с «беспристрастными» фактами, а исходя из собственного представления о них. Здесь следует разграничить такие понятия как «описание мира» и «картина мира».
«Описание мира» - это система представлений об объектах, формах, вещах, их взаимодействиях, т.е. это координационная сетка, которую мы набрасываем на реальность. Это язык, на котором мы разговариваем с миром и описываем его.
«Картина мира» - это воспринимаемая реальность, та картинка, которую мы воспринимаем всеми нашими органами ощущения. Это значит: видим, слышим, чувствуем, мыслим.
Во всех духовных традициях мы можем встретить следующее утверждение, что человек – есть проводник бесконечного океана знания и силы. То есть человек, он же проводник, пропускает через себя знание и на выходе получается воспринимаемая и отображенная реальность. И результат этого процесса во многом определяется свойствами данного проводника. А проводники могут сильно отличаться друг от друга.
Еще в древнейшем памятнике герметизма Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста было сказано: «Что внутри, то и снаружи» . В восприятии картины мира жестко выполняется закон, который на языке современной психологии звучит так: «без концепции нет перцепции». Другими словами: нет в описании – нет и в восприятии. Если чего-то нет в описании мира, то какими бы умными мы не были, если в поле нашего восприятия чего-то нет, то оно само собой никогда не появится. В картине мира принципиально не может появиться объект, которому в описании, не приписан статус существования.
Именно этот закон работает в нашей жизни. Если в описании мира женщины «все мужики – сволочи», то и в ее реальности не может появиться «принц». Вспомните героиню романа Александра Грина «Алые паруса» - Ассоль. Она очень рано потеряла свою маму, и жила с отцом в бедности и нужде. Однажды Ассоль гуляла в лесу, где встретила старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику, и стала ждать принца. А, в один прекрасный день её мечта сбылась. Автор в художественном произведении смог передать один из основополагающих законов нашей жизни.


Можем поговорить еще об одном секрете, который искусно используется во всех системах от самых древних (шаманизм, знахарство, магия) до современных (биоэнергетика, НЛП). Этот секрет также прост на первый взгляд, но также, как и закон о котором мы говорили выше, не всеми применяется в жизни. А те, кто знаком с ним и применяет его в жизни, и для них реальность та, которую они хотят видеть. Другими словами – это один из секретов исполнения желания. Итак, данный аспект информационного процесса кратко можно выразить формулой: "Форма пуста". Иначе говоря, если попробовать изложить кратко: любое описание мира использует форму, но форма изначальна пуста. Сама по себе она не несет какого-либо определенного смысла. Лишь человек наполняете форму тем или иным содержанием. Одна и та же форма может присутствовать в разных описаниях с совершенно различными смыслами. Мы не можем что-то адекватно интерпретировать, не будучи в контексте конкретного описания мира. Это обстоятельство как раз и не дает существовать какой бы то ни было картине мира отдельно от его описания. Свойство пустоты формы, возможность отождествления формы с каким-либо содержанием – это тот секрет, который используется при изменении той реальности, которая существует на ту, которая желательна.


Я чуть отвлеклась от темы, вдаваясь вглубь. Поэтому, вернемся непосредственно к понятию КАРТИНА МИРА. Мы уже определись с тем, что у каждого из нас картина мира своя. И она может существенно отличаться от картины мира другого. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но, точно так же, сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у олигарха и рабочего, у замужней женщины и женщины, торгующей своим телом, у успешного человека и у неудачника и т.д.
Итак, что же это такое картина мира?
Вот как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизики это:
система образов (и связей между ними) - наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.
В соответствии с этими особенностями картина мира:
целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.
Картина мира - сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента - мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Мировоззрение -ядро общественного и индивидуального сознания. Это - отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения - идеалы как решающие жизненные цели.
Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.
Согласно З. Фрейду, мировоззрение - интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.
Мировосприятие - (то есть чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Мироощущение – представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.
Если бы можно было бы изменить мироощущение – сама бы жизнь стала иной. (Кэтрин Мэнсфилд)
Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте - новую картину мира. Прогресс - развитие человека и человечества - это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.


Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное - и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры. По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода[
Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:
масштабность;
чёткость;
эмоциональная окрашенность;
свет и мрак;
присутствие прошлого, настоящего и будущего;
аналитизм и синтетизм;
выделенность субъекта из внешней среды;
активность-пассивность;
знаковость (символичность);
рефлексивность;
насыщенность межчеловеческими отношениями;
конформность;
детерминированность мироустройства;
степень общей развитости;
особенности развития репрезентативной системы.
Осознание того, что можно измениться самому, изменить свое мировоззрение и убеждения - существенная часть процесса управления своей жизнью.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Абхазы // Народы России. Энциклопедия. М, 1994.

2. Борисов И. Грузино-осетинский конфликт // Азия и Африка сегодня, 2001, № 4.

3. Борисов И. Грузино-абхазское противостояние // Азия и Африка сегодня, 2001, № 5.

4. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М, 2001.

5. Гушер А. Россия – Грузия. Утраченное доверие // Азия и Африка сегодня, 2000, № 6 – 7.

6. Гушер А. Геополитическая ситуация в Закавказье // Азия и Африка сегодня, 2003, № 10.

7. Записки А.П. Ермолова. 1798 – 1826 гг. М, 1991.

8. Зарубежное военное обозрение, 2008, № 8 – 9.

9. Здравомыслов А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. М, 1998.

10. Комерсантъ №140 - 155, 09 - 30.08 2008 г.

11. Крылов А.Б. Абхазия. Социальный портрет непризнанного государства // Азия и Африка сегодня, 1998, № 11.

12. Крылов А.Б. Грузино-абхазский конфликт: история и современность // Кавказский сборник. Т №2 (34). М, 2005.

13. Леонтьев М.В. Жуков Д.А. «Независимая» Грузия: бандит в тигровой шкуре. М, 2008.

14. Морозов Ю. Грузия – Абхазия. Межнациональные конфликты – питательная среда криминала // Азия и Африка сегодня, 2003, № 3.

15. Мяло К.Г. Россия и последние войны XX века (1989 - 2000). К истории падения сверхдержавы. М, 2002.

16. Независимая газета №167 (4514), 11.08 2008 г.

17. Новая газета № 58 (1376), 11.08 – 13.08.2008 г.; №59 (1371) 14.08 – 17.08.2008г.

18. Осетины // Народы России. Энциклопедия. М, 1994.

19. Панарин С.А. Позиционно-исторические факторы кавказской политики // Полис, 2001, № 2.

20. Потто В.А. Кавказская война: в 5 т.; Т. 2, 5: Ставрополь, 1994.

21. Присяга абхазского князя Георгия Шарвашидзе (Сефар-Али бека) при вступлении в подданство России // Под стягом России: сборник архивных документов. М, 1992.

22. Стукало С.Н. Цхинвали в огне. М, 2008.

23. Сулаберидзе Ю.С. Грузинский политический театр // Полис, 2001, №4.

24. Хаджи Мурат Ибрагимбейли. Кавказ в Крымской войне 1853 – 1856 гг. и международные отношения. М, 1971.

25. Цуциев А.А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774 - 2006). М, 2006.

26. Цуциев А.А. Осетино-ингушский конфликт (1992 - …) его предыстория и факторы развития. М,1998.

27. Широкорад А.Б. Утерянные земли России. Отколовшиеся республики. М, 2007.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:

1. История Осетии – http://aors.narod.ru/

2. Латынина Ю. 200 км танков. О российско-грузинской войне - http://www.ej.ru/?a=note&id=8579

3. Материалы газеты «Комерсантъ» - www.kommersant.ru

4. Материалы ООН – http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=8790 и др.

5. Материалы сайта Независимой Республики Южная Осетия – http://www.iriston.ru/ru/index.php


6. Материалы сайта осетинской диаспоры - http://www.iriston.ru/ru/

7. Новостной портал Грузии – http://www.news.ge

8. Новая газета - http://www.novayagazeta.ru/data/2008/63/06.html

9. Правозащитный центр «Мемориал» http://www.memo.ru/2008/10/28/2810081.html

ПОДРОБНЕЕ СМ. ресурсы Интернета в книге Стукало С.Н. Цхинвали в огне. М, 2008, с. 340 – 347.

ВВЕДЕНИЕ

Ведущей тенденцией развития цивилизации третьего тысячелетия стала интеграция наук. Достижения микроэлектроники, информатики и биотехнологии преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство. «И совершенно естественно, что новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом и самого человека в их взаимосвязи с Природой».

Успехи естествознания ХХ в. во многом связаны с исследованиями на уровне ядер, атомов, молекул, клеток. На результаты подобных исследований опираются современные наукоемкие технологии, позволяющие производить высококачественную продукцию и, прежде всего, товары повседневного спроса. Знакомство с основами естествознания позволяет оценить перспективы развития современных наукоемких технологий, а следовательно сделать прогноз об экономических, экологических, социальных и политических последствиях, оценить необходимые затраты для изготовления такой продукции, оценить возможные направления развития наукоемких технологий в ХХ1 в..

Лекарства нового поколения и искусственные ферменты, синтетические и композиционные материалы, искусственные кристаллы и аморфные металлы, сорта сельскохозяйственных растений, устойчивые к болезням и вредителям, – это, с одно стороны, объекты разработки естествоиспытателей, а, с другой стороны, – это продукты потребления различных отраслей промышленности, производящих в широком ассортименте товары повседневного спроса.

Новая материальная база, новые технологии лежат в основе любого перспективного дела. И знание основ естествознания позволяет оценить перспективные направления в технологии.

Мир, существующий вокруг нас и внутри нас, отражают наука, искусство и религия. Каждый из способов отражения носит свои черты и, как правило, свои области применения. Существует довольно значительный круг вопросов, где пересекаются эти три способа отражения мира.

В сою очередь, науку принято делить на естественные, гуманитарные науки и технику. Такое деление связано со спецификой объектов изучения. Нас в первую очередь будет интересовать наука.

В природе, в большей части, действуют не зависящие от человека, слепые, стихийные силы. В обществе, как правило, ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании делались и делаются попытки противопоставить естественнонаучную культуру гуманитарной культуре (например, дискуссия о «физиках» и «лириках» в 60-е годы ХХ в.). Вместе с тем, между способами описания мира, используемыми в естественных науках, и способами, используемыми в гуманитарных науках, существует значительная разница, что дало основание английскому писателю и ученому Чарльзу Перси Стоуну в 1959 г. прочитать в Кембриджском университете лекцию «Две культуры и научная революция» . В лекции обращалось внимание на возникновение пропасти между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой научной культурой, связанной с научно-техническим прогрессом. Все увеличивающееся взаимонепонимание между учеными и «литературными интеллектуалами», по Стоуну, может привести к гибели человеческой культуры, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы, для сближения точек зрения излишне практичных «физиков» и индивидуалистами «лириками». Здесь гуманитарные науки отождествлялись с культурой в целом.

Сближение естественных наук и культуры не только возможно, но и закономерно, т.к. в основе научной и культурной деятельности лежит творчество. Часто дискуссии о «физиках» и «лириках» по сути дела отражают тоску об универсалах эпохи возрождения и энциклопедистах. Тем не менее, беспокойство общественности обосновано.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от животного, является то, что он в своих действиях опирается на разум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степень эффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того, насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какой мере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой им приходится действовать и применять свои знания.

С давних пор в человеческой жизни большое значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственное практическое значение, но и те, которые относились к общим представлениям о природе, обществе и самом человеке. Именно последние как бы скрепляют в единое целое духовный мир людей. На их основе возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этом играет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир, т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, и найти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних времен людей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народов и всего человечества, о счастье и справедливости в человеческой жизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желания понять природу и общественные явления человечество не создало бы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира , изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия". В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений.

Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной , взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается . Поэтому понятие "картина мира" занимает особое место в структуре естествознания.

Картина мира :

· система образов (и связей между ними) – наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;

· порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира :

· целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;

· представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;

· имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира -- сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента – мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Мировоззрение – концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы – каркас картины мира – представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) – это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте – новую картину мира. Прогресс – развитие человека и человечества – это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное – и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры . По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода .

«Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре окружающей человека действительности, способах ее функционирования и развития.

Картина мира формируется, с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а, с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира - сложно структурированная целостность, включающая концептуальную часть картины мира и совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.

Проблемы РКМ: Соотношение Бога и человека

Идеи РКМ: Божественное творение мира и человека

Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека.

Идеи ФКМ: монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношении мышления к бытию.

Проблемы НКМ: Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых, частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Религиозная Картина Мира (РКМ)

- совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак РКМ - разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым.

Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Религиозный ответ на вопрос «Зачем я живу?» заключается в спасении души.

РКМ разрабатывается теологами.

Научная картина мира (НКМ) - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке

Особенности НКМ:

1. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д.

Религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.

2. Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.

Человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения - левополушарно.

Философская картина мира дает предельно общее представление о нем. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

Особенности ФКМ:

1. В отличие от РКМ, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент.

Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки.

На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж. Бруно.

Механистическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция).

Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.

2. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.

3. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины.

КАРТИНА МИРА

КАРТИНА МИРА

Система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К. м. К. м. древних индийцев не похожа на К. м. средневековых рыцарей, а К. м. рыцарей не похожа на К. м. их современников-монахов. В свою очередь, К. м. монахов-доминиканцев не похожа на К. м. францисканцев и т. д. В то же время, можно выделить универсальную К. м., свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция (основной инструмент при описанииили реконструкции К. м.) белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу - жизни, а черное - отрицательному началу - смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными У отдельной личности К. м. будет детерминирована прежде всего его характером (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ): у сангвиника-экстраверта и реалиста К. м будет явно противоположной К. м. шизоида-интроверта и аутиста (см. АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). Своя К. м. будет у параноика и у больного шизофренией и психозом. К. м. будет меняться при измененных состояниях сознания. Человек, погруженный в виртуальную реальность, также будет видеть мир совершенно по-своему. К. м. опосредована тем культурным языком, на котором говорит данная группа (см. ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ). Термин К. м. был введен впервые Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера. Можно ли описать К. м. ХХ в.? Прежде всего ясно, что будут очень различаться К. м. начала, середины и конца века; К. м. венской культуры начала века будет не похожа на К. м. петербургской культуры "серебряного века" и т. д. Свои К. м. у символизма, акмеизма, сюрреализма, постмодернизма. И всеже ХХ в. не был бы единством, если бы нельзя было хоть в общих чертах обрисовать его К. м. в целом. Для этого сравним К. м., характерную для ХIХ в., и – по контрасту - К. м. ХХ в. В целом, если сопоставить представления о мире ХIХ и ХХ вв., то надо будет вспомнить самое фундаментальное традиционное философское противопоставление бытия и сознания. В ХIХ в. это противопоставление было действительно очень важным и в целом картина была позитивистской, или материалистической, то есть бытие представлялось первичным, а сознание вторичным. Конечно, большую роль в ХIХ в. играли идеалистические и романтические представления, где все было наоборот, но в целом К. м. ХIХ в. видится именно такой - позитивистской. Что в этом смысле можно сказать о ХХ в.? Наверное, то, что здесь вся эта оппозиция перестала играть роль: противопоставление бытия и сознания перестало играть в ХХ в. определяющую роль. Действительно, уже логический позитивизм (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ) отменил проблему соотношения бытия и сознания как псевдопроблему традиционной философии и на ее место поставил другое противопоставление - языка и реальности. Поэтому термин "язык" остался у философов и лингвистов, а наиболее фундаментальной оппозицией К. м. ХХ в. стало противопоставление текст - реальность. Причем, мифологически (см. МИФ) сняв предшествующую оппозицию бытия и сознания, новая оппозиция заменила ее инвертированно то есть пропорция - бытие - сознание I I реальность - текст не состоялась. В целом для К. м. ХХ в. характерно представление о первичности Текста (см. СИМВОЛИЗМ , ЭКСПРЕССИОНИЗМ , АКМЕИЗМ , МОДЕРНИЗМ , НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ , ПОСТМОДЕРНИЗМ) или же вопрос о первичности и вторичности подобных категорий вообще снимался, как это было в аналитической философии и феноменологии. Из этого главного различия следуют все остальные различия: три кита культуры начала ХХ в. - кино, психоанализ и теория относительности - резко сдвинули К. м. ХХ в. в сторону первичности, большей фундаментальности сознания, вымысла, иллюзии ((см. ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА), сам факт возникновения которой говорит сам за себя). Развитие и фундаментальность интровертированных "шизоидных" культурных направлений мысли и искусства - мы уже перечисляли их - усугубило эту картину. Если рассматривать К. м. ХХ в. динамически, то наиболее важным в этой динамике, как кажется, будет проблема поиска границ между текстом и реальностью. Радикальный метод решения - все, что мы принимаем за реальность, на самом деле текст, как это было у символистов, обэриутов (см. ОБЭРИУ) и в постмодернизме, - в целом не удовлетворяет среднему сознанию ХХ в. Не надо забывать, что именно ХХ в. характеризуется повышенным вниманием к среднему сознанию, отсюда важность массовой культуры, которой, кстати, почти небыло в ХIХ в. Для среднего сознания ХХ века, привыкшего к чудесам техники и массовым коммуникациям, характерна противоположная постановка вопроса: все - реальность. И то и другое решение проблемы мифологично. Что значит "все реальность"? Человек, который смотрит триллеры и фильмы ужасови играет в компьютерные игры, понимает, что это не "на самом деле". Но в совокупной реальности ХIХ в.; включающей в себя и вымысел как языковую игру, пусть даже просто необходимую для того, чтобы расслабиться, всего этого не было. Поэтому мы и говорим, что для рядового сознания человека ХХ в. холодильник и триллер в каком-то смысле равным образом предметы реальности. В ХХ в. очень многое изменилось по сравнению с ХIХ в. - понятие о пространстве, времени, событии. Все это интериоризовалось, то есть стало неотъемлемой частью неразрывного единства наблюдателя и наблюдаемого (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ). Это еще одно фундаментальное отличие ХХ в. от ХIХ в И пожалуй, третье и не менее важное - это то, что ХХ в. понял, что ни одна К. м. в принципе, взятая по отдельности, не является исчерпывающей (см. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ), всегда нужно посмотреть на то, как выглядит обратная сторона медали - только так можно более или менее адекватно судить о целом.

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .


Смотреть что такое "КАРТИНА МИРА" в других словарях:

    В отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно пространственную картину мира, духовно культурную, метафизическую.… … Философская энциклопедия

    КАРТИНА МИРА - КАРТИНА МИРА. 1. Совокупность знаний и мнений субъекта относительно реальной или мыслимой действительности. 2. Отраженные в языковых формах и категориях, текстах концепты, мнения, суждения, представления народа, говорящего на данном языке, о… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Картина мира - сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира – это целостная система знаний и представлений о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. Эта… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    КАРТИНА МИРА - – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Термин «картина мира» появился благодаря немецкому физику Г. Герцу, когда… … Философия науки и техники: тематический словарь

    КАРТИНА МИРА - общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности. По первому основанию классификация картин мира… … Философия науки: Словарь основных терминов

    КАРТИНА МИРА - в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе. В узком смысле это научная картина мира, включающая представления о Вселенной (о живой и неживой природе, об общественной… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Картина мира - существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. Вещи это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение. Понятия это механизм познания мира,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Loading...Loading...