Основоположником философии нового времени считается. Основные понятия и термины


Графическое изображение статистических данных.

План

1. Понятие о статистическом графике. Элементы статистического графика.

2. Классификация видов графиков.

3. Диаграммы сравнения.

4. Структурные диаграммы.

5. Диаграммы динамики.

1. Понятие о статистическом графике. Элементы статистического графика.

Впервые о технике составления статистических графиков упоминается в работе английского экономиста У. Плейфейра «Коммерческий и политический атлас», опубликованной в 1786 г. и положившей начало развитию приемов графического изображения статистических данных.

C татистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблиц в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковывать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным.

При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований. Прежде всего график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как метода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить статистические показатели. Кроме того, график должен быть выразительным, доходчивым и понятным. Для выполнения вышеперечисленных требований каждый график должен включать ряд основных элементов : графический образ; поле графика; пространственные ориентиры; масштабные ориентиры; эксплуатацию графика.

Графический образ (основа графика) – это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Графическими являются те образы, в которых свойства геометрических знаков – фигура, размер линий, расположение частей – имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых статистических величин, причем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа.

Поле графика – это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения.

Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат.

Для построения статистических графиков используется обычно только первый изредка первый и четвертый квадраты. В практике графического изображения применяются также полярные координаты. Они необходимы для наглядного изображения циклического движения во времени. В полярной системе координат (рис.2) один из лучей, обычно правый горизонтальный, применяется за ось координат, относительно которой определяется угол луча. Второй координатой считается ее расстояние от центра сетки, называемое радиусом. В радиальных графиках лучи обозначают моменты времени, а окружности – величины изучаемого явления. На статистическихкартах пространственные ориентиры задаются контурной сеткой (контуры рек, береговая линия м

Рис. 2 . Полярная система координат

Орей и океанов, границы государств) и определяют те территории, к которым относятся статистические величины.

Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую.

Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графе и включает три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке, цифровое обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам.

Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линии. Поэтому различают шкалы прямолинейные (например, миллиметровая линейка) и криволинейные – дуговые и круговые (циферблат часов).

Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка (графический интервал), принятого за единицу и измеренного в каких – либо мерах.

Графические и числовые интервалы бывают равными и неравными.

По большей части используют равномерные шкалы, когда равным графическим отрезкам соответствуют равные числовые значения.

Примером неравномерной шкалы может служить логарифми­ческая шкала, которая используется при большом размахе уров­ней показателя и в центре внимания находятся, как правило, не абсолютные, а относительные изменения.

Последний элемент графика – экспликация . Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включает его содержание; подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.

2. Классификация видов графиков.

Виды графиков. В зависимости от поля статистические графи­ки делят на статистические диаграммы и статистические карты .

Диаграммы в свою очередь бывают следующие:

Сравнения и отображения;

Структурные;

Динамики;

Специальные.

Статистические карты отражают статистико-географический разрез данных, показывают размещение явления, процесса на территории. Их делят на картограммы и картодиаграммы .

Диаграммы сравнения и отображения . Диаграммы сравнения и отображения графически показывают соотношение различных статистических совокупностей или единиц статистической сово­купности по какому-либо варьирующему признаку. Эти диаграммы в большинстве случаев показываются на поле графика диаграммой казусов, гистограммой и полигоном.

Структурные диаграммы. Структурные диаграммы позволяют сопоставить статистические совокупности по составу. Это преж­де всего диаграммы удельных весов, характеризующих отноше­ние отдельных частей совокупности к ее общему объему. По виду они делятся на столбиковые и секторные.

Диаграммы динамики . Диаграммы динамики используются для показа изменений явлений во времени. Такое изменение мо­жет быть представлено столбиковой или полосовой диаграммой, в которой каждый столбик или полоса отражают величину явле­ния на определенную дату или за определенный промежуток вре­мени. Иногда целесообразно применять круговые и квадратные диаграммы, в которых величину явления отображают круги или квадраты, значения радиусов и сторон которых про­порциональны квадратным корням из абсолютных признаков.

Диаграммы (графики) связи . Диаграммы связи строятся с по­мощью кривых, показывающих связь между признаками, один из которых результативный (зависимый), второй - факторный (не­зависимый) (рис 3).

Рис. 3. Зависимость расхода кормов на одну корову в год от продуктивности

Огива Гильтона и кумулята . Огивой называют графическое изображение ряда распределения в порядке возрастания или убывания варьирующего признака. Здесь, как правило, по оси ординат откладывают значения признака, а по оси абсцисс – единицы совокупности (по рангам).

По огиве можно наглядно судить о минимальных и макси­мальных значениях признака, по ее крутизне - о равномерности распределения и однородности единиц совокупности (табл. 3, рис. 4).

Таблица 3

Распределение рабочих бригад № 21 и № 32 АО «Авангард» по уровню квалификации (разрядам) и рангам на 1 июля 1998 г.*

Бригада № 21

Бригада № 32

табельный №

табельный №

* Пример условный.

Рис. 4 . Распределение рабочих бригад № 21(a) и № 32(6) АО «Авангард» по уровню квалификации (разрядам) и рангам на 01.07.1998 г.:

а) равные интервалы

Рис. 4. Продолжение

б) неравные интервалы

Кумулята - это график, изображающий ряд накопленных ча­стот. Здесь по оси абсцисс откладывают значения признака, а по оси ординат - нарастающие итоги частот (рис. 5).

Рис. 5. Кумулята распределения населения Тверской области по среднедушевому денежному доходу в 1996 г.

Картограммы. Картограммы, или статистические карты, ил­люстрируют содержание статистических таблиц, подлежащим которых являются административное или географическое деле­ние совокупности. Здесь в качестве поля графика выступают гео­графические карты, на которых размещаются статистические таблицы (центрограммы), используются различная окраска или фон, условные символы (рис. 6).

Рис. 6. Схема природно-экономического районирования Тверской области.

3. Диаграммы сравнения.

Диаграммы сравнения и отображения графически показывают соотношение различных статистических совокупностей или единиц статистической сово­купности по какому-либо варьирующему признаку.

Эти диаграммы в большинстве случаев показываются на поле графика диаграммой казусов, гистограммой и полигоном.

Диаграмма казусов . Диаграмма казусов представляет собой отображение варьирующего признака в той последовательности, в которой он записан. Здесь по оси абсцисс размещают единицы совокупности, а по оси ординат - значения признака. Например, на рис. 7 с помощью диаграммы казусов показано поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по районам центральной зоны Тверской области (районы: 1- Калининский, 2-Калязинский, 3-Кимрский, 4-Конаковский, 5-Кувшиновский, 6-Лихославльский, 7-Максатихинский, 8-Рамешковский, 9-Спировский, 10-Торжокский).

Рис. 7 Динамика поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по районам центральной зоны Тверской области.

Гистограмма. Гистограммой называют график, на котором ряд распределения изображается в виде смежных столбиков. Приме­няется, как правило, для изображения интервальных рядов рас­пределения. Здесь по оси абсцисс откладывают интервалы при­знака, а по оси ординат - частоты.

При построении гистограмм разрыва шкал не допускается. В случае если сравниваемые совокупности различны по размеру, то на оси ординат откладываются не частоты, а относительные частоты (удельные веса или доли всей совокупности). (рис. 8)

Рис. 8 Распределение населения по размеру среднедушевого
денежного дохода в 2010 г. за I квартал.

Полигон . Полигоном называют график, на котором ряд рас­пределения изображают в виде линейной диаграммы. Применя­ется, как правило, для изображения дискретных рядов распреде­ления. Здесь по оси абсцисс откладывают значения варьирующе­го признака, а по оси ординат - частоты (частости).

На рис. 9 изображен полигон распределения затратна охрану окружающей среды по РФ в 2009 году по данным табл. 4.

Рис. 9 Распределение затратна охрану окружающей среды по РФ в 2009 году.

Затраты на охрану окружающей среды по Российской Федерации в 2009 году
(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

Условное обозначение

Затрачено млн, руб

В % к итогу

охрана атмосферного воздуха

очистка сточных вод

обращение с отходами

защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод

сохранение биоразнообразия и среды обитания

4. Структурные диаграммы.

Структурные диаграммы позволяют сопоставить статистические совокупности по составу. Это преж­де всего диаграммы удельных весов, характеризующих отноше­ние отдельных частей совокупности к ее общему объему. По виду они делятся на столбиковые (рис.10) и секторные (круговые) (рис. 11).

1990 г. 1996 г.

Рис. 10. Структура производственных основных фондов сельскохозяйственных предприятий Тверской области

Крестьянские

(фермерские) хозяйства

Рис. 11. Валовая продукция сельского хозяйства Тверской области в 1996 г.

Пользуясь секторными структурными диаграммами, надо по­мнить, что 1 % соответствует 3,6°. В структурных диаграммах удельные веса или сама структура выделяются с помощью штри­ховки или раскраски.

5. Диаграммы динамики.

Диаграммы динамики используются для показа изменений явлений во времени. Такое изменение мо­жет быть представлено столбиковой или полосовой диаграммой, в которой каждый столбик или полоса отражают величину явле­ния на определенную дату или за определенный промежуток вре­мени (рис 12, 13).

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 Год

Рис. 12. Реальная зарплата рабочих и служащих РФ (1990 г. - 100%)

0 200 400 600 800 1000

Рис. 13. Производство зерна по Тверской области (в первоначально оприходованном весе)

Иногда целесообразно применять круговые и квадратные диаграммы, в которых величину явления отображают круги или квадраты, значения радиусов и сторон которых про­порциональны квадратным корням из абсолютных признаков (рис. 14).

Рис. 14 . Посевные площади крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области, тыс. га

В большинстве случаев динамика процесса отображается ли­нейной диаграммой (рис. 15).

Рис. 15. Доля сельского хозяйства в ВПП РФ, в 1989-1997 гг.

Одним из видов диаграмм являются радиальные, которые используются для отображения явлений, периодически пов­торяющихся во времени (например, сезонных колебаний, рис. 16).

Рис. 16. Яйценоскость кур n-й птицефабрики по месяцам года в среднем за 1995 - 1997 гг.

Для построения радиальных (лепестковых) диаграмм круг разбивается на части по числу периодов. Радиус круга на каждый период определяет величину (абсолютную или относительную) явлений.

Список литературы.

    Бендина Н.В. «Общая теория статистики» (конспект лекций). - М.: ПРИОР, 1999.

    Гришин А. Ф. «Статистика».-М.: Финансы и статистика, 2003

    Гусаров В.М. «Теория статистики». - М.: Аудит,1998.

    Елисеева И. И. «Статистика».-М.: Проспект, 2009.

    Ефимова М.Р., петрова Е.В., Румянцев В.Н. «Общая теория статистики». - М.: Инфра-М, 1998.

    данных ... пользоваться именно ей. Таблица 5 Сводная таблица по прогнозным значениям... Поэтому создание новых статистических моделей для изучения...

  1. Статистические расчеты кондитерского рынка

    Контрольная работа >> Экономика

    ... таблице . Построить графическое изображение . Написать текст экономических выводов. Решение: 1. Выполним расчеты в таблице 1 и 2. Таблица 1. Исходные и расчетные данные ... Решение оформить в таблице . Построить графическое изображение . Написать текст...

  2. Статистические таблицы и графики (3)

    Контрольная работа >> Социология

    Статистические таблицы и графики Статистические таблицы . Статистические таблицы - это наиболее рациональная форма представления результатов статистической сводки и группировки. Значение статистических таблиц ... графического изображения статистических данных ...

  3. Анализ и обобщение статистических данных экономики Республики Калмыкия

    Курсовая работа >> Экономика

    Представлено графическое изображение моды для ряда распределения, представленного в таблице 3.2. Рис. 6.1 Графическое определение моды... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ и обобщение статистических данных заключительный этап статистического исследования, конечной целью...

Раскрывая содержание первого вопроса: "Философия Нового времени и ее особенности. Научная революция XVIII в. и проблема метода познания", отметьте, что новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах ХVII-ХУIII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становится проблема поиска метода познания.

С XVI в. начинает бурно развиваться естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело - развитие математики и механики.

Наука дает толчок для развития промышленности. Если философия Возрождения ориентировалось на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени ориентировалась на науку.

В ХVI-ХIII вв. благодаря открытиям Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера возникло экспериментальное естествознание. Наибольшего развития достигла механика, которая стала основой метафизического метода. Наука превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания.

С XVII в. начинается становление науки, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся на исследование общества. Человек гордо смотрит вокруг себя и чувствует, что нет преград возможностям его разума, что путь познания полностью открыт и можно про никнуть в тайны природы, чтобы увеличивать свою силу. Вера в Прогресс, Науку и Разум - главная отличительная черта духовной жизни Нового времени.

Для онтологии (обшей теории бытия) этого периода характерны такие черты:

механицизм - абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества;

деизм - признание Бога первопричиной природы, силой, давшей первый толчок мировому движению и больше не вмешивающейся в ее ход. Характерной особенностью деизма было сведение к минимум) функции Бога.

Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Известными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон (1561-1626) - Англия; Р. Декарт (1596-1650), Б. Паскаль (1623-1662) -Франция; Б. Спиноза (1632-1677) - Голландия; П. Лейбниц (1646-1716) -Германия.

Развитие науки оформило проблему поиска путей познания. И тут мнения мыслителей разделились. Утверждаются два направления в познании: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. "impeiria" -опыт) считает основным источником достоверного научного знания чувственный экспериментальный опыт.

Рационализм (от лат. "ratio" разум) основным источником знания выступает разум, теоретические обобщения. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, то рационализм -на математические.

Раскрывая третий вопрос: "Методы познания: индукция Ф.Бекона и дедукция Р.Декарта" укажите, что формирование эмпирического метода связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона. Главным трактатом Ф. Бэкона является "Новый Органон" (в честь "Органона" Аристотеля). Ф. Бэкона считают основоположником эмпирического метода познания, поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности Бэкон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм "Знание сила".

Основным методом считал индукцию - движение от частного к общему. Ученый все свои усилия направляет на сбор фактов, которые он получает в результате опыта. Данные опыта обрабатываются и делаются выводы. Схематично теорию познания Ф. Бэкона можно представить следующим образом (см. схема 22).

Становление рационализма связано с именем французского математика и философа Рене Декарта, или Картезия (по -латыни имя звучит как Картезий).

Основные сочинения Р. Декарта - "Рассуждение о методе", "Начала философии". Р Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным, чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания.

В философии Р. Декарта главная роль в процессе познания отведена разуму, который опирается на достоверные доказательства. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль. "Мыслю, следовательно, существую" - звучит тезис Декарта.

В своей работе "Рассуждение о методе" Декарт приходит к вывод)", что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Основное место в научном познании Декарт отводил дедукции (выведению) - движению от общего к частному. Поэтому" его метод получил название - дедуктивного.

Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами:

  • 1. Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывают сомнения;
  • 2. Каждую сложную проблему необходимо разбить на частные задачи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему;
  • 3. Начинать движение к истине необходимо от простого - к сложному.

За предложенной схемой определите, в чем проявился дуализм Р. Декарта (см. схему 23).

При рассмотрении четвертого вопроса: "Философия Просвещения. Французский материализм XVIII в. необходимо сказать, что Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл "просвещения" в том, что оно должно создать такой государственный строй, который изменит к лучшему жизнь человека.

Характерные особенности Просвещения:

  • рационализм как общая вера в разум;
  • антиклерикализм - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества.

Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества: свобода, равенство прав, частная собственность, взамен феодальных - зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм.

Английское Просвещение XVII в. представлено прежде всего общественно-политическими учениями Томаса Гоббса (1588-1679).

Т. Гоббс в трактате "Левиафане" разработал теорию общественного договора согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в замен на права. По мнению философа, без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу - "борьбы всех против всех".

Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с именем Вольтера (1694-1778).

Вольтер вошел в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан-Жак Руссо (1712-1778), автор знаменитого произведения "Общественный договор", которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества.

Значение эпохи Просвещения:

  • в философии Просвещение утверждало рационализм;
  • в науке - развитие естествознания;
  • в области морали и педагогики утверждались идеалы гуманности;
  • в политике, судебной и общественно-экономической жизни утверждалось равенство всех людей перед законом.

Основные понятия и термины

Дедукция - логический вывод от общего к частному.

Деизм - учение, которое признает, что Бог есть первопричиной мира, дает ему первый толчок и больше не вмешивается в развитие мира.

Индукция - логический вывод от частного к общему.

Картезианство совокупность взглядов Декарта и его последователей.

Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является естественное понимание природы.

Рационализм - направление в теории познания, которое признает наиболее достоверное познание с помощью разума.

Сенсуализм - направление в теории познания, которое признает, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Субстанция - некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность.

Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

    Философия Нового Времени: основные идеи и представители.

    Общая характеристика эпохи Просвещения. Основные представители.

1.Философия Нового Времени: основные идеи и представители. Философия Нового Времени восприняла основные идеи эпохи Возрождения и развила их. Она имела антисхоластическую направленность и во многом носила нерелигиозный характер. В центре ее внимания были мир, человек и его отношение к миру. 17 век – арена дискуссий между рационализмом и эмпиризмом. С одной стороны: великие философы-эмпирики - Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк. С другой - великие философы-рационалисты - Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ, родоначальник английского эмпиризма, известен прежде всего как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний. “Scientia est potentia” (“Знание - сила”) - провозглашал он. Этим подчеркивалась практическая направленность научного знания, то, что оно увеличивает могущество человека. Схоластическое же знание, с точки зрения Бэкона, на самом деле не знание. Он противопоставил свою философию средневековой схоластике. (В самом деле, его девиз «Знание - сила» находится в явном противоречии со знаменитым высказыванием библейского проповедника “во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь” - Екклесиаст, 2, 18). Основное сочинение Бэкона – «Новый Органон». В нем он попытался создать новый научный метод, дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику. Дедукция - движение от общего к частному. Бэкон предложил противоположный ход - мы идем к общему знанию через частное, путем наблюдения и эксперимента. Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Эти предрассудки он классифицировал, выдвинув теорию четырех идолов (призраков) разума.

Ф. Бэкон разработал методы научной индукции . Он считал, что человек должен не просто обобщать, т. е. идти от каких-то фактов к общим выводам, а проводить анализ фактов и только на этой основе делать общий вывод. Индуктивный метод не дает стопроцентной гарантии истинности утверждения, но он позволяет определить, какова степень истинности того или иного утверждения. Ф. Бэкон считал, что только путем наблюдения и эксперимента можно делать какие-то научные выводы. Он и умер как ученый-исследователь, простудившись во время опыта над замораживанием курицы (набивал ее внутренность снегом). Бэкон был очень уважаемым человеком в Англии, лордом-канцлером. Основные философские труды он написал после отставки. Наиболее популярен его труд под названием «Опыты». - Это настоящий кладезь практической, житейской мудрости. В “Опытах” Бэкон активно использовал один из основных методов практической философии - метод антитез. Он излагал аргументы за и против тезиса, предоставляя окончательный вывод читателю.

Рене Декарт (1596 – 1660) – французский философ. Многие считают его отцом философии нового времени. В противоположность Ф. Бэкону Декарт подчеркивал значение ума-мышления, был философом-рационалистом. Его рационализм выражался прежде всего в тезисе «Я мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Этот тезис имеет два смысла:

    первый, который вкладывал Декарт: факт, что человек мыслит, самый очевидный и самый достоверный; поэтому из факта мышления вытекает факт существования;

    второй смысл: “только мыслящий человек по-настоящему живет” или “как мы думаем, так и живем”. Человек мыслит, следовательно, существует.

Декартовское «Я мыслю, следовательно, существую» – основа не только рационализма, но и идеализма. Ведь существование, бытие человека выводится из факта его мышления. Мышление первично, бытие вторично. В области мышления Декарт почитал самым главным сомнение . Им выдвинут принцип методологического сомнения. Человек не должен сразу принимать на веру все, что ему говорят или что он видит-ощущает. Он должен подвергнуть сомнению, а существует ли это на самом деле? Без процедуры сомнения нельзя понять природу вещей и прийти к правильному выводу. Декарт не был скептиком, он лишь считал, что нужно сомневаться, но не вообще, а только на определенном этапе познания, размышления: утверждение и критика этого утверждения; отрицание и критика этого отрицания; в результате мы избегнем многих ошибок. Декарт - философ-дуалист. Он считал, что в основе мира лежит не одно начало, материальное или духовное, а два - и материальное и духовное: протяжение и мышление. Духовное существует рядом с физическим, а физическое (материальное) рядом с духовным. Они не пересекаются, а взаимодействуют друг с другом благодаря высшей силе, которая называется Богом. Декартовский дуализм послужил основой теории психофизического параллелизма, которая сыграла конструктивную роль в психологии и вообще в науках о человеке. Поскольку Декарт был рационалистом, он считал, что разум человека изначально содержит в себе некоторые идеи, которые не зависят от действий и поступков человека, так называемые «врожденные идеи». Декарт отчасти возрождает платоновскую теорию.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ-рационалист, считал себя учеником Декарта, взял от последнего многие понятия своей философии, прежде всего, представление о двух началах – мышлении и протяжении. Но, в отличие от Р. Декарта, он мыслил не как дуалист, а как философ-монист. (Монист - человек, придерживающийся взгляда на окружающий мир как на нечто единое, целое, в основе которого лежит какое-нибудь одно начало.) Спиноза считал, что в основе мира лежит субстанция, которую он обычно называл Богом или, реже, Природой. Субстанция, Бог, Природа у него взаимозаменяющие понятия, означающие одно и то же. У Бога как субстанции имеются два атрибута: мышление и протяжение. Протяжение – пространственная категория, означающая, что нечто материальное имеет какие-то размеры и отделено от чего-то другого каким-то расстоянием. Спиноза говорил и о том, что субстанция может иметь бесконечное количество атрибутов, но он знает только два. Осмысляя мир через призму субстанции, атрибутов (мышления, протяжения), модусов (видоизменений атрибутов) Спиноза выстраивает определенную иерархию понятий-категорий, которую можно назвать категориальной картиной мира. Он проанализировал многие философские понятия, возродив этим аристотелевскую традицию категориального анализа. От Спинозы ведет свое происхождение знаменитая формула: «свобода - познанная необходимость» (у него она звучит так: свобода есть познание «с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи» [Этика, теорема 42]). Гегель по-своему осмыслил эту формулу, потом в марксизме она была основной в определении понятия свободы. Негативный момент учения Спинозы о свободе: оно в значительной мере фаталистично; согласно ему жизнь человека предопределена; человек должен осознать это и без сопротивления следовать своему предназначению. В «Богословско-политическом трактате» Спиноза подверг тщательному анализу-критике Библию, показал, что в ней немало противоречий, критиковал представление о Боге как личном существе. Через эту критику Библии его называли князем атеистов. Он, конечно, не был стопроцентным атеистом. Его позиция – пантеизм, он отождествлял Бога и природу. Философия Спинозы несла свет разума, была жизнеутверждающей. «Человек свободный, - писал он, - ни о чем так мало не думает, как о смерти; и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». Это его высказывание противоречило тому, что писали по этому вопросу Платон и христианские философы-богословы.

Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель, последовательный материалист. Даже человеческую душу он понимал как какое-то материальное тело, как совокупность легких, невидимых частиц. Основные сочинения: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан» (это библейское чудовище, с которым Гоббс сравнивал государство). Гоббс оставил после себя систематическое учение, в котором рассматривал все разделы философии: о мире, природе, о человеке и обществе. Как и Бэкон, Гоббс был эмпириком, считал, что в основе знаний лежит опыт, т. е. непосредственный чувственный контакт с окружающим миром. Гоббс один из первых рассмотрел проблему общественного договора. Он считал, что люди конфликтуют друг с другом по своему естественному состоянию. Это он сказал: «Война всех против всех». Чтобы люди перестали конфликтовать, убивать друг друга, они должны были договориться, заключить общественный договор. В результате общественного договора и возникло государство – институт, призванный гармонизировать человеческие отношения. Как философ-эмпирик, Гоббс понимал нравственность в духе индивидуализма. Он утверждал, что «золотое правило поведения» является законом всех людей, основой нравственности. Гоббс - автор правовой по существу формулировки золотого правила.

Джон Локк (1632 – 1704) - английский философ-просветитель, самый видный представитель эмпиризма, основоположник материалистического сенсуализма. Он придерживался формулы: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах» (Nihil est in intellectu quod non fuerit prius in sensu). По его мнению, на основе ощущений человек формирует свои знания, и благодаря этому мыслит. Локк выдвинул теорию «чистой доски» (tabula rasa) . Согласно этой теории человек изначально представляет собой чистую доску и при столкновении с жизнью он получает массу впечатлений, которые закрашивают эту чистую доску. Локк способствовал развитию направления, которое считает, что человека формируют обстоятельства и что, изменив обстоятельства, можно изменить самого человека. Локк был отцом либерализма . Он произвел настоящую революцию в области политического мышления. По его мнению права человека естественны и неотчуждаемы. Человек по своей природе - свободное существо. Свобода одного человека, если и ограничивается, то только свободой другого человека. Локк выдвинул идею разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея. Как и Гоббс, Локк считал «золотое правило нравственности» основой нравственности.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ-рационалист. Одновременно с Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального исчисления, предвосхитил некоторые идеи математической логики, выдвинул идею машинизации мыслительного процесса. Он выдвинул учение о монадах (субстанциальных единицах). Последние – духовные сущности, которые не имеют частей и существуют независимо друг от друга. На Земле огромное число людей и душа каждого – уникальная монада. Монадология Лейбница - своеобразная теория идеалистического плюрализма. Главное его сочинение – «Новый опыт о человеческом разуме». В этом сочинении он спорит с Джоном Локком, в частности, выступил против учения Локка о душе как «чистой доске», а формулу сенсуализма - «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» - дополнил «кроме самого разума». Лейбниц считал, что изначально у человека есть предрасположенность к тому или иному мышлению – естественная логика, которая действует даже на бессознательном уровне. Эта естественная логика мышления позволяет упорядочивать опыт. Лейбниц подчеркивал неповторимость каждого явления природы, каждой монады. Он выдвинул теорию об изначальном различии вещей, о том, что нет абсолютных копий, нет абсолютных тождеств и повторений. Лейбниц - автор четвертого закона логики (достаточного основания). Это важный закон мышления, направленный против поклонения авторитетам и слепой веры. Он выдвинул также учение о предустановленной гармонии.

Джордж Беркли (1685-1753) - крайний эмпирик, выдвинул тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Он пошел дальше Локка, утверждая, что в мире нет ничего, кроме опыта. А опыт – это восприятие. Невоспринимаемого не существует – его основная мысль. Люди не могут знать, что стоит за их чувствами-ощущениями. Беркли был непоследователен в своих взглядах. Не признавая существования объективного мира, материи, он в то же время признавал существование Бога, был фактически идеалистом. Его учение можно охарактеризовать как субъективный идеализм. Он был ярым противником материализма, написал книгу, в которой привел аргументы против материалистической философии, против существования материи. Он допускал существование Бога, поскольку считал, что его душа восходит к той душе, которая существует за пределами его сознания, индивидуальности, в Боге. Если бы Беркли последовательно проводил свой эмпиризм, то такую субъективистскую позицию можно было бы назвать солипсизмом (буквально «наедине с самим собою») – точка зрения философа, считающего, что кроме него больше никого нет. Беркли, однако, не был солипсистом. Давид Юм (1711-1776) - философ английского Просвещения, критиковал религиозный и философский догматизм, всякие доктрины и верования, которые укоренились в сознании людей. Он был философом-скептиком, антирационалистом. Юм известен своей мыслью о том, что не существует объективной причинной связи вещей, что причинность устанавливается лишь как факт психического опыта. Когда мы наблюдаем: за одним следует другое и это повторяется в разных ситуациях, то делается вывод, что одно есть причина другого. Юм полагал, что связь между вещами – результат психического опыта. Юм подверг сомнению многие христианские догмы. Вся деятельность Юма была направлена на раскрепощение человеческого разума.

(конец 16-конец 18 вв.)

1. Общая характеристика эпохи Нового времени

2. Общая характеристика философии Нового времени

3. Основные представители философии Нового времени

Общая характеристика эпохи Нового времени

В течение 16-17 веков в наиболее передовых странах Западной Европы в недрах феодального строя развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия превращается в самостоятельный класс. Феодальные собственники начинают приспосабливаться к развивающимся капиталистическим отношениям. Примером этому служит огораживание пастбищ в Англии, так как шерсть необходима для текстильной промышленности.

В это время происходит ряд буржуазных революций: нидерландская (конец 16 в), английская (середина 17 в.), французская (1789-1794 гг.).

Происходит развитие естествознания. Это связано с нуждами развивающегося производства.

В это время происходит процесс секуляризации духовной жизни общества.

Образование перестает быть церковным и становится светским.

Общая характеристика философии Нового времени

Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм – учение, признающее разум единственным источником познания.

Однако материализм Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.

Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.

Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.

Основные представители философии Нового времени

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Является родоначальником эмпиризма. Познание есть ничто иное, как изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке. Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный (приносит непосредственную пользу человеку) и опыт светоносный (цель которых познание законов явлений и свойств вещей). Опыты должны ставиться по определенному методу – индукции (движение мысли от частного к общему). Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:

1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления)

2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах)

3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете)

4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него)

5) Таблица «сброса плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах)

Главным препятствием на пути познания природы считал засоренность сознания людей идолами ложными представлениями о мире.

Идолы рода – приписывание природным явлениям свойств, которые им не присущи.

Идолы пещеры – вызваны субъективностью человеческого восприятия окружающего мира.

Идолы рынка или площади – порождены неправильным употреблением слов.

Идолы театра – возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.

Рене Декарт (1596-1650). Основой философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела. Существует две независимых друг от друга субстанции: нематериальная (свойство - мышление) и материальная (свойство – протяженность). Над этими обеими субстанциями в качестве истинной субстанции возвышается Бог.

В своих взглядах на мир Декарт выступает как материалист. Он выдвинул идею о естественном развитии планетной системы и развитии жизни на земле согласно законам природы. Он рассматривает тела животных и человека как сложные механические машины. Бог сотворил мир и своим действием сохраняет в материи то количество движения и покоя, какое вложил в него при творении.

В тоже время в психологии и гносеологии Декарт выступает как идеалист. В теории познания стоит на позиции рационализма. Иллюзии чувств делают ненадежными показания ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными выводы рассудка. Поэтому начинать необходимо со всеобщего радикального сомнения. Достоверным является то, что сомнение существует. Но сомнение – акт мышления. Может быть, мое тело не существует в действительности. Но я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я существую. Я мыслю, следовательно, я существую. Все достоверные знания находятся в сознании человека и являются врожденными.

В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая рождает в уме такое простое отчетливое представление, что оно не вызывает сомнения. Разум на основе этих интуитивных воззрений на основе дедукции должен вывести все необходимые следствия.

Томас Гоббс (1588-1679). Субстанцией мира является материя. Движение тел происходит по механическим законам: все движения от тела к телу передается только посредством толчка. Люди и животные есть сложные механические машины, действия которых всецело определяются воздействиями извне. Одушевленные автоматы могут сохранять полученные впечатления и сравнивать их с прежними.

Источником познания могут быть только ощущения – идеи. В дальнейшем первоначальные идеи перерабатываются умом.

Выделяет два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Естественное состояние основывается на инстинкте самосохранения и характеризуется «войной всех против всех». Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от права на все и тем самым часть своего права перенести на других. Это перенесение совершается посредством естественного договора, заключение которого приводит к возникновению гражданского общества, то есть государство. Наиболее совершенной формой государства Гоббс признавал абсолютную монархию.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Так как каждая вещь активна, а не пассивна, то есть каждая вещь обладает действием, то каждая из них является субстанцией. Каждая субстанция есть «единица» бытия, или монада. Монада не материальная, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения.

Каждая монада одновременно форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма не материальна и представляет собой целесообразно действующую силу, а тело есть механическое сила. Каждая монада одновременно есть и основание своих действий, и их цель.

Как субстанции, монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако монады не изолированы безусловно: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад.

Развитие есть лишь изменение первоначальных форм через бесконечно малые изменения. В природе везде происходит непрерывный процесс изменения вещей. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней. Оно идеально и есть представление.

Свойственную монадам силу представления Лейбниц называет перцепцией. Это есть бессознательное состояние монад. Апперцепция – это сознание собственного внутреннего состояния. Эта способность свойственна только высшим монадам – душам.

В гносеологии опирается на идею о врожденных идеях. Врожденные идеи – это не готовые понятия, а только возможности ума, которые еще должны быть реализованы. Поэтому ум человека похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которую может изваять из нее скульптор.

Выделяет два вида истин: истины факта и истины метафизические (вечные). Вечные истины отыскиваются с помощью разума. Они не нуждаются в оправдании опытом. Истины факта открываются только посредством опыта.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). Человек как предмет познания, не составил никакого исключения. Человек – есть природа.

Loading...Loading...