История возникновения иудаизма кратко. Кратко об иудаизме

Иудаизм - национальная религия, ее исповедует евреи. Отсюда часто еврей и иудей рассматриваются как тождественные понятия. Хотя, это не правильно, поскольку начиная с эпохи Просвещения в среде евреев появляется светская культура, понятия иудей и еврей разделяются.

Иудаизм возник в начале II тыс. до н.э. Ее основоположником считается Авраам - один из вождей племенного союза, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. Отметим, что к семитским племенам в тот период истории относились древние народы Месопотамии. Их религиозные воззрения были языческими.

Возникновение монотеизма послужило мощным фактором, под влиянием которого и формировалась еврейская нация . Единобожие для них стало отличительным признаком, по вере в одного Бога они объединялись.

Монотеистические представления древних евреев скалывались достаточно длительный исторический период. Он получил название библейского. Это так называемая эпоха патриархов (праотцов) еврейского народа - Авраама, Исаака, Иакова. Об их деяниях мы узнаем из Библии, а точнее из ее первой части - Ветхого Завета.

Да и сам образ Бога, названного Яхве, трансформировался. Сначала он был полон страстей, нуждался в еде, жилище, то есть мало чем отличался от языческих богов Месопотамии. А со временем он превратился в некую абстрактную силу. Кроме того, единый и вечный Яхве становится еще и бестелесным. Он непостижим, и только сам открывается человечеству через пророков. Поэтому для иудаизма характерен запрет на художественное изображение Бога.

Бог в представлении иудеев - это Верховный Судия, перед которым предстоит держать ответ по своим делам и помыслам. Принципиально важно подчеркнуть, что монотеизм иудеев способствовал формированию национального самосознания как избранного народа, утверждающего волю Господа на земле. Евреи превратились в единственных носителей нравственно-религиозной миссии. Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии. Это посланец Божий, который не только восстановит Израиль, но и соберет рассеянный по всему свету еврейский народ, установит на земле царство всеобщего мира и братства. Поэтому учение Иисуса Христа, носившее вненациональный характер, было воспринято иудеями как ложное, а сам Христос как лжепророк.



Наибольший вклад в развитие иудаизма внес ветхозаветный пророк Моисей, который окончательно утвердил монотеизм в Синайском Завете, именуемом так по названию горы, где на Моисея снизошло божественное откровение, а также были открыты главные заповеди (религиозные законы), которым должен следовать каждый уверовавший.

Бог дал Моисею 10 заповедей, которые тот записал на каменных скрижалях. Они стали основой религиозной этики иудеев, на них базировалась духовная жизнь евреев. «Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних».

Теперь озвучим «Десять заповедей» , или Синайский завет (закон):

1. Да не будет у тебя других богов перед ликом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить Его.

5. Почитай отца твоего и матерь твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего.

Необходимо подчеркнуть, что эти нравственные ориентиры стали фундаментом религиозной этики христиан, а в дальнейшем – мусульман.

Но структура Синайского завета гораздо сложнее. Со II по VI вв. н.э. формировались законы иудаизма, ядром которых стали десять заповедей. Всего же в иудаизме 613 заповедей. Ортодоксальные евреи следуют каждой из них педантично и досконально, не допуская даже в условиях современного развития никаких трансформаций культа. При этом, заповеди включают в себя не только нравственные заветы, но и правила и нормы поведения, социальные обязанности и пр.

Принципиально важно, что еврейский народ добровольно принял к исполнению эти заповеди, «за что, согласно заключенному Союзу, несет полную ответственность. Это обязательство народа . В случае невыполнения евреями своих обязательств перед Богом Он предрекает им череду исторических бедствий: изгнание и рабство » . Такая установка, в итоге, выработала особый менталитет евреев, которые воспринимают несчастия нации как Божью кару.

Одновременно, евреи ревностно оберегают свою веру. В их мировосприятии лучше принять смерть, нежели отречься от собственных морально-религиозных установок. Поэтому иудейские общины вели достаточно замкнутый образ жизни вплоть до XVIII века.

Хотя здесь существенное влияние оказал и фактор христианского антисемитизма . При этом отношение к евреям как к низшей расе, вредоносной силе обосновывалось с религиозных позиций: «В евреях ненавидели потомков Иуды» , - отмечал немецкий исследователь В. Шубарт. Результатом антисемитизма стало и постоянное перемещение евреев, уничтожение еврейских общин в одних странах и их возникновение в других. При этом отрицательное отношение к иудеям заставляло тех еще ревностнее охранять свою религиозную культуру.

Конечно, под давлением обстоятельств, поставленные перед выбором - отказ от веры или жизнь - некоторые принимали христианство. Так было в Испании XV века, где под давлением христиан иудеи были вынуждены отказаться от своих убеждений. Таких испанцы презрительно называли марраны (свиньи).

Скажем и о том факте, что, живя в разных странах, каждая еврейская диаспора создавала самобытную культуру, отличную от культуры других еврейских общин, так как, несмотря на неприятие, иудеи испытывали влияние народов, живущих рядом с ними.

Приведем наиболее общую классификацию еврейских общин :

v Ашкеназы - потомки немецких евреев, они создали разговорный язык идиш, ставший впоследствии общим языком европейских евреев (священный богослужебный язык евреев – иврит);

v Сефарды - потомки испанских евреев;

v восточные евреи - выходцы из азиатских и африканских стран.

Религиозная концепция иудаизма изложена в специальных священных книгах.

Первая и самая важная книга иудеев - ТаНаХ (в христианской терминологии Ветхий Завет). Язык ТаНаХа - это древнееврейский язык, или иврит, на котором совершаются все богослужения иудеев в наши дни. ТаНаХ состоит из трех частей. Рассмотрим их более подробно.

1. Тора, ее, по преданию, даровал сам Господь, а Моисей записал. Интересно, что Тору не возможно принять один раз в жизни, ее нужно принимать постоянно, а точнее выполнять законы книги.

2. Невиим - 8 книг пророков, в которых переплетаются исторические описания и морально-религиозные поучения.

3. Ктувим - содержит псалмы, хроники, притчи и философские повествования.

Самой значимой книгой ТаНаХа является Тора. Вокруг нее строится религиозная жизнь иудаизма, ее изучали специально подготовленные люди. Уже в V в. до н.э. были знатоки Торы, толковавшие книгу для простых представителей иудейской общины. Они начали работу, итогом которой через восемь столетий стало создание Талмуда (в переводе с иврита, изучение). По сути, Талмуд - это свод законов .

Почти сразу после завершения этого труда, Талмуд становится объектом изучения. И теперь издание Талмуда не возможно без комментариев. «Все еврейские школьники, изучающие Талмуд, непременно пользуются комментариями Раши», считающиеся классическими.

Объем самого Талмуда очень велик: 20 томов. Поэтому «возникла потребность в его сжатом изложении. Эту задачу выполнил Рамбам, создавший так называемую «Мишне-Тору».

Еще один пласт еврейской литературы составляет «Агада», или сборник поучительных притч.

Отдельного внимания заслуживает так называемая каббалистическая литература. Каббала - эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии. Или, каббала - это религиозно-мистическое течение. В основе учения кабалистики лежит учение о тайном знании, которое передается от учителя к ученику тайно.

В основе каббалы лежит толкование Библии. Ее рассматривают как некий зашифрованный текст, который возможно истолковать только с помощью специальных методов. Для каббалистов «Мир порожден эманацией божества, имеющей 32 основные формы, которые соответствуют 10 цифрам и 22 буквам еврейского алфавита». Десять цифр каббалы соответствуют 10 воплощениям Бога. Каждое из них наделено специфическими качествами, а вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальными мирами. Интересна каббалистическая идея солнечного ангела, высшего посредника между Богом и Вселенной.

Принципиально важно подчеркнуть, что в иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства . А раввин, обучаемый в специальной религиозной школе, «не считается преимущественно перед мирянами человеком, на котором почиет Божия благодать, и, в силу этого, призванным быть более, чем другие члены общины, сведущим в Законе и потому компетентным в решении религиозных вопросов », - отмечал крупный еврейский историк З. Крупицкий. Поэтому, при отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний мужчина-еврей, обладающий соответствующими знаниями.

Важное место в ритуальной практике иудеев занимает молитва, совершаемая ежедневно, как в синагогах, так и индивидуально. Центральное место в синагогальных службах отводится молитве «Шмонэ-эсре», или Амиде (букв. стоя), так как при ее чтении встают. Она содержит исповедание веры в единого Бога. Другой значимой молитвой является каддиш (поминальная).

Кроме того, ряд обрядов иудаизма касается особых дней жизни каждого еврея. Главный из них обряд обрезания (брит-мила). Он должен проводится над каждым мальчиком на восьмой день рождения и знаменует собой подтверждение Союза между Богом и еврейским народом. При обрезании ребенку дают имя. А вот для девочек не существует специальных обрядов. Просто провозглашают ее имя публично в синагоге в первую субботу после рождения.

В иудаизме существует много праздников: Рош-а-Шана (Новый год), Йом-Кипур (день искупления), Песах и другие. Самое важное место в религиозной практике иудаизма занимает празднование субботы (Шаббат ). Для верующего еврея - это очень радостный день. Давайте вернемся с вами к Синайскому Завету и прочитаем 4 заповедь «Помни день субботний, чтобы святить Его». Почему такой смысл отводится именно субботе? Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать. Седьмой же посвятить Богу. Таким образом, иудаизм создал уникальную обрядовую практику, которая является необходимой составляющей жизни любого верующего еврея.

Иудаизм в России

На территории России иудеи жили испокон веков. Здесь в первую очередь стоит сказать о Хазарском каганате. Хазары - тюркоязычный народ, занимавший обширную территорию от Каспия до среднего Днепра, включая Северный Кавказ и степной Крым.

Принятие хазарами, неевреями, иудаизма - исключительный исторический факт , более того, иудаизм стал государственной идеологией. Хотя, надо отметить, что иудаизм был принят только в социальных верхах каганата.

Но, иудеи жили и непосредственно на территории, принадлежавшей Киевской Руси. Еще в VIII-IX веках складывается группа славяноязычных евреев. А в Киеве еврейские общины существовали практически с начала основания города.

До принятия христианства, на Руси относились к еврейскому населению с терпимостью. После принятия христианства иудеи стали подвергаться гонениям. Тем не менее, еврейские общины продолжали свое существование в русских городах.

О заметном существовании иудаизма как особой культурной общности мы можем говорить в эпоху императорской России (XVIII - нач. XX вв.) Отношение к еврейской нации было весьма противоречивым. В большей степени носило характер дискриминационный, хотя иногда российское правительство пыталось смягчить свое отношение к иудеям. Так, еврейское население ограничивалось в зонах проживания, была установлена черта оседлости, евреям запрещалось заниматься разными родами деятельности. Особенно тяжелым было положение этой нации в эпоху царствования Николая I и Александра III.

Фактом отечественной истории являются и еврейские погромы, первый из которых произошел в 1821 году в Одессе. Подобные зверства продолжались вплоть до Советского периода. Однако, справедливости ради сказать, российские власти подавляли погромы. Так, в годы революции 1905 – 1907 гг. участникам еврейских погромов военно-полевые суды выносили смертные приговоры (наряду с революционерами). Принципиально важно, что подобные зверства осуждались и крупными православными деятелями. Например, Иоанном Кронштадским. Он выступил с осуждением организаторов кишиневского погрома, которые вместо праздника Светлого Христова Воскресения «устроили скверноубийственный праздник сатане ».

В советский период, несмотря на провозглашенное равенство всех народов, населяющих Россию, себя в полной мере проявила политика антисемитизма, репрессии. Правда, если во времена культа личности Сталина они носили открытый характер, то в последующие годы антисемитизм принял завуалированные формы. Хотя именно в советский период истории России, евреи внесли весомый вклад в Отечественную культуру. Это выразилось и в творчестве писателя И.Бабеля, театре Михоэлса, картинах М. Шагала и многих других. В России постсоветской на государственном уровне антисемитизм исключается.

Сегодня в нашей стране кроме евреев проживают караимы . Этноконфессинальная группа, религиозные представления которой существенно отличаются от классического иудаизма. Традиционно этот народ проживает в Крыму.

Караимы, первоначально возникли как еврейская секта в VIII веке. Поселившись в Крыму, не имея контактов с другими евреями, развивались изолированно от всего остального еврейства.

Отличия от традиционного иудаизма следующие :

Ø признание в качестве Священного Писания только ТаНаХа

Ø игнорирование спора о пророках, признание и Христа, и Мухаммеда в качестве пророков единого Бога;

Ø специальные молитвенные дома, канессы, вместо традиционных синагог и ряд других специфических черт.

Небезынтересно, что в Российской империи Екатериной II караимское вероисповедание было признано официально, репрессивные политические меры, такие, как, например, черта оседлости, на них не распространялись. Они были уравнены в правах с другими неправославными подданными, культурно воспринимались как отдельный народ, неиудеи .

Общие выводы :

Сегодня евреи переживают период Возрождения религиозных традиций, забытых в советский период. Данные процессы происходят болезненно из-за разнообразия еврейских традиций, существовавших на территории России. Русские, горские, польские, грузинские евреи, караимы и другие пытаются сохранить частичку самобытной религиозной культуры.

Главная заслуга иудаизма как монотеистической религии, в том, что на его базисных моральных установках возникли две мировые религии: христианство и ислам.

Кроме того, заслуживает уважения религиозная стойкость иудеев и их мужество перед трагедиями, которыми наполнена еврейская история. Тем не менее, в иудаизме существует ортодоксальное направление, резко противопоставленное всему остальному миру, придерживающееся принципов замкнутости, изоляционизма. Такой иудаизм в современном обществе оказывает негативное воздействие и служит дополнительным стимулом для развития социальных и политических конфликтов.

Вопросы самоконтроля:

1. Духовные основы иудаизма. Роль религии в истории евреев.

2. Иудаизм на территории России: общая характеристика.

Конспект «Краткая история иудаизма»: определение иудаизма, священные книги, святые места, принципы веры, развитие религии, библейские персонажи, современные направления.

Иудаизм

Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, названная по имени исповедывающего ее еврейского народа (иудеи). Оно восходит к имени сына Иакова - Иуды (Йехуда), чьи потомки образовали Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. После рассеяния остальных племен в ходе иноземных завоеваний и вавилонского плена народ Иуды стал основным носителем еврейской культуры. Иудаизм на протяжении веков являлся базисным элементом еврейской цивилизации.

Культурный базис иудаизма состоит из разнородных элементов многих древних культур Ближнего Востока, но наделенных в еврейской традиции своим особым смыслом. Праздник весенней жатвы получил у евреев название Песах , а его символы урожая стали образными напоминаниями об избавлении из египетского плена: горькая трава - в память о горечи рабства; пресная пышка - маца - глина, из которой пришлось строить пирамиды; яйцо - рождение нового народа.

Обычай обрезания, изначально бытовавший у многих восточных народов как обряд инициации, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий вступление ребенка в отношения с Богом.

Святыни иудаизма

Священными книгами для евреев являются Танах и Талмуд . Танах состоит из Торы (Пятикнижия Моисеева), Невиим (Книг пророков) и Кетувим (Писания). Танах практически совпадает по объему и содержанию с книгами Ветхого Завета христианства. Законодательный материал - Галаха , т. е. «руководство в пути». Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

Святые места иудаизма имеют большое значение в религиозном культе особенно в связи с тем, что на протяжении веков у адептов были трудности с их посещением. Святыми городами считаются:

  • Иерусалим , в котором находился Храм;
  • Хеврон , в котором похоронены библейские праотцы;
  • Цфат , в котором развилось мистическое учение Каббалы;
  • Бейт-Лехем - город, в котором похоронена праматерь Рахиль;
  • Шхем , где похоронен Иосиф.

Храмовая гора и Стена плача в иудаизме считаются наиболее святыми местами. Внешними символами иудаизма являются менора-семисвечник, который стоял в Храме Соломона в Иерусалиме, и с XIX века шестиконечная Звезда Давида. Символическое значение в иудаизме имеют также молитва Шма Исраэль и соблюдение субботы.

Принципы веры в иудаизме

Основные черты этой религии содержатся в следующих принципах веры . Иудаизм подразумевает веру в единого Бога, от обстоятельств реализации этой веры зависит судьба народа и отдельных его представителей. Нравственного добродетельного поведения недостаточно, нужна еще вера в Бога. Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму, но содержит представление об особой миссии еврейского народа: донести истину до человечества и помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди . Божественный Завет неотменим, и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Адепты считают необходимым для себя соблюдать 613 заповедей , тогда как для всех остальных считают достаточным соблюдение семи законов Ноевых сынов.

Человек рассматривается как излюбленное дитя Бога, сотворенное по его образу и подобию. Бог Иеговы - единственный истинный Бог, творец вселенной, источник высшей воли и справедливости. Учение об абсолютной ценности Человека как подобия Бога, как бессмертного духовного существа. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, всем людям даются средства к постижению истины и своего предначертания - свободная воля и божественная помощь. К принципам веры относятся также учение о приходе Мессии и учение о воскресении из мертвых в конце дней.

История иудаизма

В религиоведении история иудаизма (развитие религии) делится на три исторических периода: храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время).

Первый храм

В примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (около 2000-1600 до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. В древнейшей части Библии Бог называется «елогим» , дословно «боги», что свидетельствует о создании этих преданий племенами, исповедующими политеизм. Но в других столь же древних пластах книги говорится о боге Яхве , последователем которого и стал Авраам. Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существовали уже в самый ранний период. Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. При Моисее , который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Почитание единственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальных законов. Но культ и ритуал для Моисея были лишь дополнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу. Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона, сформулированного в десяти заповедях , которые решительно запрещали поклонение идолам, изображавшим богов. Допускалось лишь почитание шатра и скинии Завета, в которых он хранился.

После завоевания страны Ханаан сыны Израилевы попали под влияние местных религиозных обычаев (в частности, культ божеств плодородия, служение которым требовало жертв) и разработали культ, включавший жертвоприношения, праздники и местные святилища с организованным жречеством. Тогда появились пророки - люди разного социального происхождения, которые боролись против элементов идолопоклонничества, против обрядов, проводимых где-либо кроме Храма, проповедовали чистый монотеизм и социальную справедливость. Они не отвергали жертвоприношения, проводимые в Иерусалимском Храме, но считали их роль второстепенной по отношению к прямому общению с Богом.

С падением Иудейского царства и разрушением Храма в 586 до нашей эры в среде живших в Вавилонии евреев-изгнанников иудаизм приобрел новые формы. Совершались только те обряды, которые не были связаны с храмовым богослужением: это было соблюдение субботы и обрезание. Новшеством стало молитвенное богослужение в домах-собраниях (синагогах ). Отпадала нужда в зданиях, предметах культа, сословии жрецов; требовалось лишь желание труппы или отдельного человека.

Второй Храм

После возвращения в Иерусалим молитвенное богослужение стало частью храмовой службы. Если Храм снова был местом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность для изучения Торы (Закона). Это деление стало основой двух оппонирующих друг другу фарисеев и саддукеев (со II в. до н. э.)

Саддукеи (жрецы Храма) исходили из буквы Закона, фарисеи - из его духа. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной Торой признавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (раввинами, законоучителями), считая ее предписания обязательными для исполнения. Саддукеи в условиях греческого господства приспосабливались к новым эллинистическим обычаям, которые были несовместимы с еврейской традицией. Например, запрет на наготу нарушался молодыми евреями, обучавшимися в греческих школах, ведь для занятия гимнастикой нужно было раздеться. Фарисеи критиковали официальное жречество и призывали к благочестию.

Традицию фарисеев продолжили таннаи («учителя»), амораи («толкователи») и савораи («разъясняющие»), коллективный труд которых увенчался созданием Талмуда, огромного собрания документов, включающего Устный Закон, правовые и моральные предписания, а также исторические хроники.

Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев. Завершенность монотеистическая система получила в обосновании Филона Александрийского (I в. до н. э.)

Но не все евреи признали право «учителей» и «толкователей» интерпретировать Тору. В VIII в. возникла секта караимов , отвергавших Талмуд. Их лидер Анан Бен-Давид призывал к неукоснительному соблюдению буквы Закона, как он сформулирован в Библии. Его оппоненты, ортодоксальные евреи, задавали вопрос, чем же мы будем отличаться от мусульман, признающих священной ту же книгу, если не будем придерживаться вековой традиции, закрепленной в Устной Торе. Действительно, благодаря признанию авторитета как Писаного, так и Устного Закона жизнь еврейского народа не утратила своих традиционных черт и после падения Иудейского государства и разрушения Храма. После вторичного разрушения Храма (70 г. н.э.) молитвенное богослужение вновь вытеснило жертвоприношения. Синагога заменила Храм.

Раввинистический период

В средневековой Испании возникла Каббала как учение о божественных эманациях и откровениях, учение о «сфирот» (иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). Кабала стремилась описать способы постижения Божьего промысла через гематрию - науку о тайных мистических символах букв, цифр, имен и прочего.

Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала . Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля. Эта мистическая тенденция нашла новое выражение в хасидизме XVIII-XIX вв., возникшем в Польше. В большей мере это движение являлось протестом против равви-низма и взгляда, что изучение Талмуда - единственный путь для достижения праведной жизни. Хасиды отказывались от аскетизма, считали, что веселье - главный путь общения с добрым Богом. Интуиция также была важнее учености, считали они.

Примерно в то же время под влиянием естественных процессов вовлечения евреев в жизнь стран, в которых они проживали, возникло движение Хаскалы - еврейского возрождения, идеологом которого стал Моисей Мендельсон (1729-1786), В начале XIX в. в Германии возник реформистский иудаизм . Движение стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. В конце XX в. реформистский иудаизм пересмотрел свою антинационалистическую и антиобрядовую позицию. Сейчас в реформистских общинах распространены идеи сионизма , восстанавливаются первоначальные обрядовые формы, вводятся модифицированная, или новая, ритуальная практика. В богослужении стал широко использоваться иврит .

Ныне иудаизм состоит из нескольких направлений: ортодоксального (литовского, хасидизма), реформаторского, караимов . Существует различие между ашкеназской и сефардской традициями, складывавшимися в христианском и в мусульманском окружении соответственно.

Это конспект по теме «Краткая история иудаизма» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Раввин Исаак Абоаб да-Фонсека в возрасте 84 лет. 1689 год Aernout Naghtegael / Rijksmuseum

1. Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает-ся от индуизма и других национальных рели-гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при-надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив-шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме-рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитиро-ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ-лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

2. Брит-мила и бар-мицва

Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обря-да и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бас-сейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения.

Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын запо-веди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого воз-раста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — на-чале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он пере-шел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.

3. Сколько заповедей должны соблюдать иудеи

Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб-лейских заповедей (Исх. 19:10-25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове-ческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко-торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон-ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ-ления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями.

4. Почему иудеи не едят свинину

Пищевые запреты в иудаизме свининой не ограничиваются — ассортимент запрещенных продуктов достаточно широк. Их список приведен в библейской книге Левит. В частности, к употреблению в пищу запрещены верблюд, туш-канчик, свинья, большинство птиц и рыба без чешуи. Природа иудейских пищевых запретов — тема горячих дискуссий, хотя с точки зрения иудаизма пищевые запреты — данность, в которой нет смысла искать рациональное зерно. И все же даже знаменитые еврейские мудрецы пытались найти им объ-яс-нения. Маймонид утверждал, что запрещенная евреям пища вредна для здо-ровья. Другой выдающийся мудрец Нахманид, живший веком позже, возражал ему, утверждая, что такая пища вредна прежде всего для души: мясо хищных птиц, например, дурно влияет на характер человека.

5. Зачем иудею волосы

Одной из отличительных особенностей внешнего облика религиозного еврея, безусловно, являются пейсы — длинные пряди волос на висках. Дело в том, что одна из заповедей предписывает мужчинам не стричь волосы на висках — правда, длина волос этой заповедью не регулируется, а зависит от традиций конкретной общины. Кстати, до трех лет мальчиков не принято стричь вовсе. А вот замужним женщинам волосы приходится не только коротко стричь (в некоторых общинах и вовсе сбривать), но и прятать под головным убором. В некоторых общинах вместо головных уборов разрешается носить парики, а в других это строго-настрого запрещено, поскольку даже искус-ственные волосы могут ввести в соблазн посторонних мужчин.

6. Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска-зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот-ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

7. Когда придет Мессия

В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, вос-становление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину Период истории с конца I века н. э. до со-здания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств боль-шинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»). . Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазан-ник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претен-денты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.) Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131-135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век) Шабтай Цви (1626-1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам. , Яков Франк (XVIII век) Яков Франк (1726-1791) — еврей, объявив-ший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последова-телями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать.

8. Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан-ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре-виатура, образованная из первых букв названий его частей Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу-деев их завет с Богом Завет — термин, устоявшийся в русских пере-водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор». — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда-изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово-купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче-ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз-ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се-мей-ных отношений, уголовного права и пр. По объе-му Тал-муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда-изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст-ный Закон, как сле-дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро-вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца-ми, пока, наконец, не был записан.

9. Иудаизм или иудаизмы

Современный иудаизм — явление неоднородное. Помимо наиболее тради-цион-ного ортодоксального иудаизма, существуют и другие, более либеральные на-правления. Ортодоксальный иудаизм, к слову, тоже неоднороден. В XVIII веке в Восточной Европе появилось особое течение — хасидизм. Сна-чала оно нахо-дилось в конфронтации с традиционным иудаизмом: его привер-женцы стреми-лись не столько к традиционному интеллектуальному познанию Бога через изучение Священного Писания, сколько к эмоционально-мистиче-скому. Хасидизм делится на несколько направлений, каждое из которых вос-ходит к тому или иному харизматическому лидеру — цадику. Цадики почитались своими последователями как святые праведники, посред-ники между Богом и людьми, способные творить чудеса. Хасидизм довольно быстро распростра-нился по Восточной Европе, однако в Литве потерпел неудачу благодаря усилиям духовного лидера литовских евреев — выдающе-гося раввина Элияху бен Шломо Залмана, прозванного за свою мудрость Ви-ленским гением, или гаоном на иврите. Так противников хасидизма стали называть литваками, причем независимо от места их проживания. Со временем противоречия между хасидами и литваками потеряли остроту, и сейчас они вполне мирно сосуществуют.

Более либеральное течение — так называемый реформированный иудаизм — возникло в XIX веке в Германии; его последователи стремились сделать еврей-скую религию более евро-пей-ской и тем самым способствовать интеграции евреев в европейское об-ще-ство: перевести богослужение с иврита на немецкий, использовать в богослу-жении орган, отказаться от молитв за возвращение еврейского народа в Пале-стину. Даже облачение реформистского раввина стало почти неотличимо от одеяния лютеранского пастора. Наиболее радикальные сторонники рефор-мизма выступали за перенесение дня покоя с субботы на воскресенье. Именно в рамках реформированного иудаизма в 1930-х годах появилась первая жен-щина-раввин, а сегодня даже допускаются однополые браки. Реформизм попу-лярен в США. В Европе, Латинской Америке и Израиле также существуют реформистские общины, однако их популярность значи-тельно ниже.

В начале ХХ века в США возник консервативный иудаизм, занявший проме-жуточную позицию между ортодоксальным и реформированным. Консер-ваторы стремились к более умеренным и постепенным преобразованиям, чем реформисты: они настаивали на сохранении иврита в качестве языка бого-служения, строгом соблюдении пищевых запретов и субботнего покоя. Позднее в консервативном иудаизме появились противоречивые тенденции — неко-торые его приверженцы стремились сблизиться с реформистами; другие, напротив, дрейфовали в сторону ортодоксов. Сегодня консервативная версия иудаизма все еще довольно популярна в США, а небольшое количество общин есть и в Израиле.

10. Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче-скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу-жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо-минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе-циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль-ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен-щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь-шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими-стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

11. Почему евреи «избранный народ», кто их из-брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5-6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра-диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы-вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна.

Источники

  • Боярин Д. Израиль по плоти.
  • Вихнович В. Л. Иудаизм.
  • Ланж де Н. Иудаизм. Древнейшая мировая религия.
  • Фридман Р. Как создавалась Библия.
  • Чаковская Л. Воплощенная память о Храме. Художественный мир синагог Святой земли III–VI веков н. э.
  • Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху второго Храма и период Мишны и Талмуда.

    Иудаизм является одной из самых древних религий. Его истоки восходят ко II тысячелетию до н. э. Окончательно он сформировался в I тысячелетии до н. э.

    Во II тысячелетии до н. э. на севере Аравийского полуострова обитали еврейские племена, которые вели кочевой образ жизни. Основным занятием их было скотоводство. Они исповедовали первобытные политеистические верования.

    Начиная с XV-XIV вв. до н. э. еврейские племена приступают к завоеванию земледельческих областей Палестины и оседают на покоренных землях. Постепенно первобытнообщинные отношения сменяются рабовладельческими. Примерно к X в. до н. э. у евреев складывается рабовладельческое государство, которое вскоре распадается на два царства - Израиль и Иудею. В это время и начинают складываться собственно иудейская религия.

    Первоначально у евреев было много богов. Особую роль играли главные боги того или иного племени. Постепенное возвышение племени Иуды вело к тому, что из множества древнееврейских богов выделяется главный бог племени - Яхве, который становится главным богом всех евреев, а затем и единственным их богом. Большое значение в этом процессе имело построение в Иерусалиме храма в честь Яхве, который стал центром иудейской религии.

    В I тысячелетии до н. э. создается основной религиозный документ иудаизма - Тора, включившая в себя пять первых библейских книг: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие». Текст Торы создавался на протяжении длительного периода времени, начиная с XIII и кончая V в. до н. э. В основу содержания Торы легли предания как еврейского народа, так и мифы ассировавилонян, египтян, финикийцев и других народов Востока. На протяжении V-I вв. до н. э. Тора была дополнена другими «священными книгами», которые вместе с Торой составили первую часть Библии - Ветхий завет.

    Ветхий завет является идейной основой иудейской религии. В ветхозаветных книгах рассказывается о сотворении богом человека и мира и о жизни первых людей- Адама и Евы в раю, об их известном грехопадении и изгнании их из библейского рая, о судьбе потомков этой «первой четы», а затем с религиозных позиций излагается история еврейского народа вплоть до нашей эры. В ветхозаветных библейских книгах содержатся вероучительные положения иудейской религии, многочисленные моральные и религиозные предписания, которыми обязан руководствоваться правоверный еврей, а также ритуальные предписания и пророчества. Кроме сугубо религиозных книг, Ветхий завет включает в себя произведения, представляющие собой литературные памятники еврейского народа.

    В VII-VI вв. до н. э. начинается расселение евреев за пределами Палестины, вызванное ассирийскими и вавилонскими завоеваниями. Оно особенно усиливается в период римского владычества и после подавления иудейских восстаний против Рима в I и II вв. н. э.

    Находясь в рассеянии (диаспоре), евреи лишаются возможности посещать свой религиозный центр - Иерусалимский храм, который в 70 г. н. э. был разрушен римлянами. Поэтому они начинают собираться в местные собрания - синагоги. Руководящая роль в синагогах постепенно переходит к раввинам - религиозным наставникам, которые пользовались авторитетом знатоков «священного писания». Раввины занимались толкованием Торы и других книг Ветхого завета применительно к новым историческим условиям. Результатом этой деятельности раввинов явился Талмуд, составленный в IVb. до н. э.-V в. н. э. Талмуд представляет собой свод различных наставлений в вере, религиозно-юридических и этических норм, ритуальных правил и т. п. Постепенно Талмуд превратился в документ, регулирующий жизнь еврейских общин и регламентирующий до мелочей жизнь каждого верующего еврея.

    В иудейском рассеянии возникает ряд сект, отражавших в религиозной форме классовую неоднородность еврейского общества. Так, секта саддукеев выражала интересы духовенства и верхушки еврейского общества, секта фарисеев - интересы средних социальных слоев, а секта есеев, или эссенов,- бедноты.

    религия, распространенная в основном среди евреев. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, иудаизм с VII в. до н.э. становится монотеистической религией. Характерные особенности: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих практически все области быта верующих. Источники вероучения – Ветхий завет (признается также христианами) и Талмуд (сложная система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь – синагога. Иудаизм – государственная религия Израиля.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ИУДАИЗМ (Ягадут)

    Понятие "иудаизм" - не только синоним религии евреев. Оно включает в себя также нравственную и национальную традиции еврейского народа. Вначале это понятие относилось только к религиозной сфере. Ввели его евреи, жившие в областях, где господствовала эллинская культура. Словом "иудаисмос" обозначали все, что относилось к еврейской религии и отличало ее от религий и обрядов соседних с евреями народов. В многовековом противостоянии эллинизму, бывшему господствующей культурой в языческом мире, И. выстоял, и нравственные ценности, содержащиеся в Торе* и других книгах Библии, стали достоянием многих народов. Источником И. следует считать прежде всего Тору и книги Пророков. В основе его содержится мироощущение, которое мудрецы сформулировали в изречении: "Адам создан был единственным ради мира между людьми, чтобы не сказал человек ближнему своему: мой отец знатнее твоего, и чтобы не говорили отщепенцы: много божеств в небе". Один Бог сотворил всех, и не сможет человек сказать своему ближнему: мой Творец превыше твоего; и каждого судят по его деяниям, а не по родословной. Авраам был избран только ради того, "чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после него держаться стези Господней, творя добро и правосудие" (Быт. XVIII, 19), и потому, "что слушался Авраам гласа Моего и хранил завещание Мое: Мои заповеди, уставы и учения" (Быт. XXVI, 5). И каждый может принять Тору Господа и стать одним из сынов Израилевых: "Как один из вас, должен быть для вас гер*, проживающий у вас, и люби его, как самого себя" (Лев. XIX, 34). И Храм, который построил Соломон, был объявлен открытым для всех народов: "И чужака, который не из Твоего народа, Израиля, а пришел из дальней страны ради Твоего имени, ибо услышал о Твоем Великом Имени, и о Твоей сильной руке и простертой деснице, и придет и помолится в этом Храме, Ты услышь с небес..." (I Ц. VIII, 41-43). Во всем сказанном выше прослеживается мировоззрение еврейства, видящее своей целью внедрение и распространение во всем мире веры в Единого Бога. Эта идея высказана всеми пророками, и она сопровождала еврейский народ на протяжении всей его истории. Высший идеал нации - установление мира во вселенной: "И будет в конце дней вознесена гора Храма Господня над всеми горами и возвысится над холмами, и стекутся к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: Пойдем и поднимемся на гору Господа, к дому Бога Яакова, [...] ибо с Сиона выйдет Тора и слово Господне - из Иерусалима. И рассудит Он народы, [...] и перекуют они мечи свои на орала, а копья - на серпы. Не поднимет народ меча на народ и не будут больше учиться войне" (Ис. II, 2-4). И. требует социальной справедливости в обществе. Неимущий вовсе не тот человек, которого преследуют боги, как это утверждают идолопоклонники. Бедняку необходима поддержка, и он вправе ее получить. Бедняк - не пария в стране, и общество обязано помогать ему всеми возможными средствами. Р. Симлай из Лода, живший в период первых амораим*, предложил сформулировать принципы И. Он говорил: шестьсот тринадцать заповедей (мицвот) дано было Моисею* (на горе Синай) - триста шестьдесят пять запретов и двести сорок восемь заповедей-повелений. Пришел царь Давид и свел эти шестьсот тринадцать заповедей - к одиннадцати, являющим квинтэссенцию духовного и нравственного совершенства человека. Суть их заключена в XV-ом псалме: 1) чист помыслами; 2) творит правосудие; 3) говорит правду в душе своей; 4) не произносит хулы; 5) не причиняет зла другому; .) не оскорбляет ближнего; 7) мерзкое противно ему; 8) почитает богобоязненных; 9) не изменяет клятве, даже если это в ущерб ему; 10) деньги в рост не дает; 11) не берет мзды. Пришел пророк Иешаягу и свел эти одиннадцать - к шести: 1) праведен; 2) прямодушен; 3) лихоимство противно ему; 4) непричастен к мздоимству; 5) не желает слушать о кровопролитии; .) ненавидит зло. Пришел пророк Миха и свел эти шесть - к трем: "Скажи человеку, что - добро и что Господь требует от тебя: только вершить правосудие, и любить добро, и быть смиренным с Господом". Тот же Иешаягу сводит совершенство к двум требованиям: вершите правосудие и творите справедливость. Пришли пророки Амос и Хавакук и свели все к одному требованию: "Обратитесь ко Мне, и живы будете" (Амос), и "Праведник в вере своей будет жить" (Хавакук). Таким образом, р. Симлай определяет иудаизм как веру в Бога и нравственное совершенствование. Талмудисты не пытались установить норм и формальных догм еврейской религии. Однако уже Рамбам* сформулировал тринадцать основ веры, которые приняты были впоследствии в качестве квинтэссенции иудаизма. В новое время выкристаллизовались два главных современных направления в иудаизме. Приверженцы "гаскалы" ("просвещения") в Западной Европе свели иудаизм к вероисповеданию и отрицали его национальный аспект. Напротив, еврейские массы Восточной Европы принимали национальный, а позднее - и государственный аспекты иудаизма. Они видели в начавшемся процессе заселения Эрец Исраэль осуществление пророческих обетов о будущем народа Израиля и важнейший момент возрождения нации. Они видели в халуцим - пионерах, посвятивших себя возрождению Эрец Исраэль, - людей, вносящих большой вклад в иудаизм, а каждое поселение, возникающее на Святой Земле, рассматривалось ими как твердыня, помогающая охранять нравственные ценности иудаизма.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

Loading...Loading...