Возраст индуизма. Основные киты индуизма: краткое описание религии

В мире существует множество и верований. , проживающие в разных странах и на разных континентах, верят в высшие силы, способные повлиять на судьбу и поклоняются им. Религии бывают мировыми - распространяющимися по миру, не зная границ, а также такими, которые объединяют людей одного народа или группы людей, проживающих в одном географическом регионе. Так, к примеру, религия является одной из древнейших религий на планете. Что это такое индийская религия, какова философия индуизма, конечная цель духовной практики - во всех этих вопросах мы и постараемся разобраться далее.

Что это за религия

Индуизм является одной из религий, возникших на территории, условно получившей название Индийский субконтинент, за которым скрываются такие страны, как , Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и некоторые близлежащие местности. Количество индуистов во всем мире очень велико, и некоторые ученые называют индуизм третьей из крупнейших религий мира, после христианства и ислама, поскольку около 1 млрд являются приверженцами этого вероисповедания. Во второй половине XX века основные идеи индуизма стали набирать популярность и сейчас известны во всех уголках света, многие наверняка слышали о , и .
В современном мире индуисты проживают не только в и соседних странах, но и в большинстве азиатских стран, а также их много в Европе, Канаде и . Краткое описание религии может быть таким: индуизм - сложная религия, поскольку ее приверженцы верят в 330 богов, существует много школ индуизма, по-различному трактующих те или иные понятия. Однако есть основные положения, священные тексты, содержащие философские размышления, стихи, рассказы, заклинания, объединяющие все это богатство под одним названием. Индуисты верят в существование самого главного божества во всем пантеоне божеств - Брахму, который не имеет облика и может приобретать 3 формы: Брахма-Создатель, и .

Он присутствует во Вселенной в каждой части ее действительности и в душе, которая индуистами называется Атман, каждого живого существа. является божественным существом. Духовная цель каждого индуиста - стать единым целым с Брахмой. Процесс достижения цели подразумевает цепочку перерождений человека, каждое из которых является результатом его кармы, поступками, которые человек совершает на протяжении каждой . Когда заканчивается земная человека, умирает его плоть, но не душа. Она продолжает свой путь к единению с Брахмой, перерождаясь в другом и совершенствуя свою карму.

Истоки и история возникновения

Индуизм принято считать одной из древнейших религий, существующих в мире. Издревле народы, проживавшие вблизи Инда, поклонялись божеству-матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют каменные таблички, найденные в процессе раскопок. Известно, что во II тыс. до н. э. в эти места прибыли завоеватели-арии, в которых главенство принадлежало . Они поклонялись богам, представлявшим могущественные силы природы. Жрецы этих племен, именовавшиеся брахманами, проводили обряды жертвоприношения и составляли ритуальные гимны, которые и легли в дальнейшем в основу вед. Они почитали таких богов, как Варуна, Индра, .
Со временем необходимость жертвоприношений была подвергнута сомнениям и появилась идея переселения человеческих душ, которая позднее была подтверждена законом кармы. Остановить бесконечную цепь перерождений можно было, следуя путем , а не приношением жертв, как считалось до этого. К 500 г. до н. э. индуизм стал религией, совместившей в себе многие положения буддизма и джайнизма. Верующие стали исповедовать идеи и отказа от алкогольных напитков, избегать насилия. К пантеону индуистских богов добавили Будду.

Расцветом индуизма принято считать период с VI–V в. до н. э. - период интенсивных философских исканий, когда существовало не менее 6 философских школ, предлагающих эффективный способ достижения заветной цели. Расколы и противоречия индуистских школ и течений привели к развитию народного индуизма в VII–VIII в. Теперь было признано почитание множества богов, из которых главными были Шива, Вишну и . Подтверждением этого можно назвать литературное произведение «Рамаяна», написанное на хинди, в котором рассказывается о древнеиндийских правителях и войнах, о том, как божества спускаются на землю, борются с демонами, помогают и хорошо относятся к людям.

В процессе завоевания земель индийских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался некоторым насильственным, против воли людей на завоеванных территориях, или бытовым изменениям, в процессе ассимиляции народов, браков, рождения . В то же время часть индийской территории была колонизирована англичанами, где индуизм был подвержен влиянию христианства. Здесь не признавался жестокий ритуал сати, когда после смерти мужа его живую супругу необходимо было сжечь на костре вместе с телом усопшего, а также презирали свадьбы между детьми. Уже в VI–X в. в Индии активно развилось движение бхакти, почитавшее бога Вишну и его воплощение в смертных телах Кришны и Рамы.

Виды индуизма

Существует немало традиций и верований, объединенных общим названием «индуизм». Основополагающим является признанный авторитет Вед, но есть и такие религиозные течения, которые имеют собственные традиции и культовые писания. Таким образом, дать точное определение индийской религии нельзя, поскольку она является совокупностью верований и традиций.

Типология

Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых главными можно назвать:

  1. Народные верования. Древнейшая форма религии индусов, когда люди поклоняются божествам и формам, которых наделяют божественной силой. Каждая местность или племя имели своих идолов.
  2. Ведийский индуизм. Его основой служит священное писание «Веды», ее собрание религиозных гимнов под названием «Ригведы».
  3. Ведантический индуизм. Приверженцы одной из философских школ индуизма Веданты, признающие религиозно-философские трактаты «Упанишады» - часть «Вед», в которых находятся размышления о и природе Бога.
  4. Религиозно-философская школа . Оно представлено в - базовом тексте этой ветви индуизма, которое в дальнейшем повлияло на принятие и многих индийский ритуалов во всем мире.
  5. Дхармический индуизм. Не относится полностью ни к одной философской школе, но содержит определенные моральные устои, которым необходимо следовать повседневно. Дхарма - совокупность норм и правил.
  6. Бхакти-индуизм. Он предполагает преданное поклонение и служение Богу, который может присутствовать в различных формах, живых и неживых субстанциях или объектах. Для этого вида религии, иногда называемого вайшнавизм или вишнуизм, характерен монотеизм и поклонение богу Вишну и его аватарам, воплощениям в смертном существе.

Направления

Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы понятий, религия является комплексом традиций и верований, то, согласно исследованиям ученых, можно сказать, что господствующими направлениями являются:

  1. Вайшнавизм. Наиболее популярная религия индусов. Последователи поклоняются единому богу Вишну, его явлениям в различных формах и образах и его воплощениям в земных существах Кришне и Раме. Это религиозное учение включает в себя такие основные и самые известные понятия индуизма, как карма, круговорот душ, сансара, медитация. Имеет 4 богословских традиции, сампрадаи, у каждой из которых есть свой учитель-основатель.
  2. Почитание Шивы, олицетворяющего космическое сознание. Имеет около 6 философских школ, имеющих региональные и временные различия в своей идеологии. Шиваизм основывается на медитации, любви ко всем живым существам и .
  3. Смартизм. Направление появилось в результате трансформации брахманской традиции. Философской системой является адвайта-веданта, созданная индийским мыслителем Шанкарой. Характерно поклонение 5 богам, однако каждый верующий может выбирать, какому божественному существу он желает поклоняться или какой его форме.
  4. Шактизм. Последователи почитают Божественную Матерь Шакти, супругу или женскую творческую силу Шивы, и ее воплощения в таких формах, как Кали, Лакшми, Дурга, Сарасвати. Направление характеризуется либеральными взглядами, верующие считают себя детьми Шакти и стараются следовать ее основному желанию - жить в согласии и гармонии с другими людьми и окружающим миром.

Во что верят индуисты: основные положения

Главными верованиями индуистов, несмотря на все различия философский школ, традиции, и почитаемые божества и их проявления, можно назвать ряд понятий, которые стали отличительными для индуизма среди прочих религий мира.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара является одним из центральных понятий в индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, избавления от результатов деяний в прошлой жизни и ее освобождения. Сансара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причиной нахождения души в колесе сансары является его незнание и неосознание истинного , принятие себя единым с материальным телом. Это отождествление держит душу в каме, чувственных наслаждениях, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь вновь и вновь.

Закон возмездия

Карма является законом действия и последствий. Согласно ему, каждое деяние человека влечет за собой определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и , которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и регулирует цепочку перерождений. Следуя закону, каждый человеческий поступок, добрый или плохой, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задумываться над каждым своим делом, нести ответственность за свою . Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет лишь материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Выход из цепи перерождений

Мокша - это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное сосредоточенное состояние человека, в котором материя, карма и пространство рассматриваются как особая сила и , скрывающая истинную природу мира и открывающая многообразие его проявлений. Способом достижения мокши является самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с богом, достижение чистой к Богу и полная свобода от материальных желаний.

Знаете ли вы? Омовение в священной реке Ганг в Индии считается священным действом, способным смыть грехи с души индуиста.

Варны и касты

Индийское общество традиционно принято разделять на сословия, или варны. Всего их выделяют 4:

  1. Высшая варна общества индуистов. Социальная группа существует во всех штатах Индии, к ней относят священослужителей, учителей, ученых и чиновников. Издревле к ней причисляли также жрецов и монахов.
  2. Кшатрии. Вторая по значимости после брахманов социальная группа, в которую входят влиятельные воины, дворяне и правители. В давние времена кшатрии становились предводителями войск, влиятельными государственными деятелями, землевладельцами. Их долгом было защищать брахманов, женщин, и священных коров. Кшатриям характерны такие качества, как честолюбие, развитый , умелое владение оружием, сила и выносливость.
  3. Вайшьи. Представители этой варны - земледельцы, торговцы и разводчики скота. Сейчас это предприниматели, они стараются избегать физического труда, занимаясь торговлей и управлением .
  4. Шудры. Представителями этого сословия являются наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую .

Кастами называют социальные группы индуистского общественного уклада. Для каст характерны:
  • эндогамия, возможность заключать только с членами этой же социальной группы, касты;
  • наследственное закрепление, принадлежность к той или иной касте передается по наследству и ее нельзя изменить;
  • ограниченная возможность выбора .

Дхарма

Этим понятием принято обозначать комплекс или свод правил и норм, которых следует придерживаться для соблюдения космического порядка. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

Индуистские божества

Существует множество индуистских божеств, их аватаров и обожествляемых форм, которым поклоняются индуисты. Среди прочих можно выделить нижеследующие.

Это божественная триада, объединившая в едином облике 3 самых главных божества индуизма: Брахму-Хранителя, Вишну-Создателя, Шиву-Разрушителя. Тримурти представляет духовное начало Брахмана или «душу мира», которое является основой всех вещей и феноменов.

Локапалы

Локапалами называются божества-властители, охраняющие стороны света, являющие собой опоры и защитников мира. Каждой стороной света опекается свой бог, при поклонении которому зачитывается особая мантра. У каждого божества есть свое орудие и животное, которое ему служит для передвижения. В современном индуизме существует 8 локапал, хотя ранее их было 4. Их имена звучат так, двигаясь с севера по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инда, Сурья, Агни, Варуна, Ваю.

Общеиндийские

Все течения индуизма признают и почитают таких богов:

  1. Айяппа - сын Шивы и Вишны, принявшего женский облик. Символизирует единство и гармонию. Изображают бога Айяппа зачастую в виде юноши- с драгоценным камнем на .
  2. Ганеша - бог, символизирующий мудрость и благополучие в индуизме. Имеет вид существа с человеческим туловищем и головой слона с одним бивнем, может иметь от 2 до 32 рук.
  3. Дурга - богиня-воительница, жена Шивы. Стремится к созданию баланса и гармонии, счастья и покоя. Имеет вид 10-рукой , восседающей верхом на тигре или льве. Ее пальцы сплетены в мудрах, а в руках она держит орудия для защины богов и нападения на демонов.
  4. Кали - богиня-мать, являющая собой символ разрушения. Она рушит невежество и освобождает людей, желающих познать бога, заботится о мировом порядке. Ее изображают в виде худой с длинными черными , 4 , 3 и голубой кожей. Она может быть нагой или в шкуре зверя. В руках у нее меч, голова демона, а другими она прогоняет страх и благословляет к исполнению желаний.
  5. Лакшми - богиня материального благополучия, изобилия, успеха и удачи. Она также олицетворяет красоту и грацию. Являясь супругой Вишну, она в своих воплощениях замужем за Рамой и Кришну. Богиню могут изображать с 2, 4 или 8 , одета она в золотые или красные одежды. Часто рядом с ней рисуют слонов.

Также к общеиндийским божествам можно отнести таких, как Кама, Парвати, Сканда, Хануман.

Ведийские

Самыми известными божествами ведийской мифологии можно назвать таких:

  • Индра - главный бог и повелитель небесного царства, бог войны, громовержец и змееборец;
  • - бог и света, целитель;
  • Агни - повелитель огня и домашнего очага;
  • Ваю - божество и ветра;
  • Варуна - Бог-Владыка, хранитель справедливости;
  • Адити - богиня материнства;
  • Сарасвати - богиня мудрости, искусства, и .
А также к ним относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.

Аватары, или воплощения бога Вишну, подробно описываются в священном писании «Пуранах». Их список достаточно велик и со временем дополнялся. Аватары, чья миссия была наиболее значимой в индуизме и чей облик принимал Вишну, были следующими:

  • Матсья - воплощение бога в ;
  • Курма - в виде черепахи;
  • Вараха - вепрь;
  • Нарасимха - человек с головой льва;
  • Вамана - царь-карлик дайтев Бали;
  • Парашурама - сын брахмана Джамадагни, который сделал брахманов главенствующими;
  • Рама - царь Айодхьи, идеал правителя и мужа;
  • Кришна - в некоторых источниках называется верховной формой Бога и не считается аватаром;
  • Гаутама Будда - явился в виде человека, решившего выявить людей порочных и не преданных вере, стараясь разубедить их в том, что «Веды» священны, и таким образом отнять у них силу;
  • Калки - предстоящая аватара, появление которой предрекают в конце эпохи Кали-юги.

Священные тексты

Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.

Шрути

  • «Ригведа» - самое древнее известное ведийское писание;
  • «Самаведа»;
  • «Яджурведа»;
  • «Атхарваведа».

В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:
  • «Самхиты» - мантры со священным содержанием, составляющие основу каждой «Веды»;
  • «Араньяки»;
  • «Упанишады».

Это вид священных писаний, к которому относят эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата». Согласно исследованиям ученых, в «Махабхарата» содержится суть всех «Вед», переданная в виде философских наставлений Кришну воину Арждуне, являвшемуся принцем, перед началом важной битвы. «Рамаяна» рассказывает историю Рамы и плена его жены Ситу. В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы. К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма.

Основные этапы и цели человека согласно религии

Жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме по древней традиции разделяют на ашрамы. Философское учение говорит о том, что система ашрамов ведет к осуществлению жизненных целей человека пурушартх, на каждом жизненном этапе, которых так же, как и ашрамов, 4. Важными пурушартх являются: артха, кама, дхарма, мокша.

Ашрамы

  1. Брахмачарья - самый первый этап человека, который длится от рождения до 24 лет. Его еще называют «жизнь ученика», поскольку он подразумевает период обучения под контролем гуру в качестве монаха, практикуя самопознание, воздержание, и жизнь по принципам дхармы.
  2. Грихастха - период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, родить , заботиться о родителях и заниматься служением святым личностям. Он длится с 25–49 лет. За этот период человек должен достичь таких целей, как артха и кама.
  3. Ванапрастха - это отрезок от 50–74 лет, когда человек уходит от дел и готовится отойти от материального мира. Человек уделяет больше внимания духовным практикам и посещению святых мест.
  4. Санньяса - ашрама в возрасте от 75 до 100 лет. Время, когда человек уходит от мирских дел и посвящает свою самопознанию и духовным практикам, в это время он занимается подготовкой к отходу в иной мир и освобождению души от материального , достижению мокши.

Артха, кама, дхарма, мокша

Пурушартхи, которые должен достичь за свою мирскую следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили такие названия:

  1. Артха - достичь богатства, получить благосостояние и накопить определенные средства, получить знания и умения, занять высокое социальное положение и обрести власть.
  2. Кама - цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и наслаждения. Она стоит ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступна не только людям, но и животным, жаждущим физического удовольствия.
  3. Дхарма - комплекс мер и правил, определяющие нравственные устои, исполнение религиозных обязательств и исполнение законов бытия.
  4. Мокша - цель освобождения души из колеса , цепочки перерождений на пути избавления от страданий и ограничений материального мира.
. Выполняя духовные практики, следуя , совершая хорошие и добрые с чистой душой и открытым , придерживаясь дхарма, индуисты смогут достичь всех пурушартхи.

Смысл человеческой жизни в индуизме заключается в поиске наслаждений в виде духовного просвещения

Индуизм – уникальная религия, которая не имеет основателя, как большинство популярных религиозных течений. Индуизм представляет собой обобщенную систему верований и традиций, а также духовных и телесных практик. Индуизм уступает по количеству последователей христианству и исламу и считается третьей религией мира .

Что это за религия – индуизм?

Древнейшей формой этой религии выступают устные предания и народные верования, которые подразумевают поклонение обожествленным формам. «Чистой» религиозной доктрины в этом веровании не существует, зато имеется шесть основных направлений, характеризующих индуизм: краткое описание религии поможет разобраться в её основах.

Как уже говорилось, основатель индуизма в религии отсутствует. Даже само слово «религия» в данном контексте не кажется точным определением этого духовного учения. Случается, что внутренние течения индуизма приходят в конфликт друг с другом, но это не меняет сути учения, которое заключается в поиске универсальной истины и стремлении к божественному.

Желающие знать, когда возник индуизм, могут удивиться обширному временному разбросу и «блужданию» даты основания. Дело в том, что существуют различные точки отсчета для обозначения этого религиозного учения. Некоторые связывают его появление с развитием брахманизма, основанного в VII в. до н.э. Другие считают, что индуизм берет начало от ведической религии, получившей распространение в XVI в. до н.э. С уверенностью можно сказать только одно – индуизм едва ли не самая древняя из ныне существующих религий мира.

О чем говорит философия индуизм? В понимании последователей религии, Бог – это процесс, а не объект. Именно поэтому религиозное учение насчитывает более 300 божественных созданий, играющих ту или иную роль в системе верования. С другой стороны, наличие многочисленных божественных форм не исключает одной общей божественной энергии, которая проявляется так, как это нужно для познания истины.

Если индуизм – религия, то эта та миролюбивая и либеральная форма верования, которая не исключает, а дополняет существующие религиозные течения, что делает индуизм уникальным по своей сути. В то время как многие религии противоречат и исключают друг друга, индуизм говорит, что все религиозные течения являются способом познания Бога и приобретения личного опыта в поиске истины.

Бог в индуизме

Отсутствие единого бога и разнообразие божественных форм делает индуизм интересным с точки зрения философии. Бог в индуизме выступает в той форме, которая требуется для достижения результата – познания истины. В то время как божественные проявления могут иметь множество вариаций, то истина остается одна. Если истина – это цель, то Бог – это способ достижения цели. Его можно назвать проводником или путем в совершенство. Это довольно сложно понять людям, практикующим другие религиозные течения, где Бог понимается иначе.

Пантеон индийских богов довольно обширен. Выделяют три главенствующих божества, которые дополняют друг друга, но при этом имеют различные функции:

  • Вишну – четырехрукое божество, парящее на орле, представляет собой всепроникающую сущность, сознающую прошлое и будущее, создающую и разрушающую вселенные. Сам Вишну также имеет несколько форм, которые отвечают за мироздание и поддержание баланса в природе. Главным воплощением Бога является Кришна, целью которого является уничтожение зла и спасение падших душ.
  • Брахма – саморожденная сущность, наделенная способностью созидать. Имеет четыре руки, обозначающие четыре стороны света. Культ Брахмы менее распространен в индуизме, несмотря на занимаемое им положение в пантеоне богов.
  • Шива – олицетворят созидание и разрушение. Считается основателем йоги. Изображается в виде четырехрукого существа, сидящего в позе лотоса. Обладает духовной семьей: женой Парвати и двумя сыновьями: Ганеша и Сканда. Известен, как разрушитель трех демонических городов, поостренных для осуществления зла.

Также в индуизме существуют и другие боги, в частности, бог войны, любви, владыка царства мертвых и др.

Основные идеи индуизма

Несмотря на толерантность течения, индуизм имеет жесткую регламентацию поведения для человеческих существ. Чем примечателен индуизм, основные идеи которого кроются в ответах на вечные вопросы человеческого бытия? Главная цель приверженцев индуизма – духовное освобождение, которое способствует гармоничному существованию. В понимании религиозного течения, человек – это душа, оказавшаяся в условиях материального мира, где царят разочарование, страдания и невежество.

Видео о смысле человеческой жизни в индуизме

Смысл человеческой жизни в индуизме кроется в освобождении от противоестественного и наносного. Поиск наслаждений – главная цель человеческого существа, однако, под наслаждением понимаются не тривиальные удовольствия, имеющие иллюзорную природу, а достижение духовного просвещения. Формой постижения истины является реинкарнация, которая способствует накоплению жизненного опыта через временное прекращение физической активности.

Поведение человека напрямую влияет на его жизненный опыт и духовное развитие. Люди, совершающие дурные поступки, обрекают себя на болезни, горести и разочарования. Карма – результат деятельности существа в текущей и прошлых жизнях. Реализация священного долга помогает избавиться от страданий и обрести духовную гармонию.

Существуют основные правила человеческой жизни в индуизме:

  • Познание низменных наслаждений – не испытав плотского и эмоционального удовлетворения, человек не может развивать свою духовность.
  • Приумножение богатства – человек, способный жить в достатке, может и обязан помогать другим, обучаться и развиваться, осваивать новые возможности и совершенствовать себя.
  • Нравственные обязательства – познав физическое и материальное, человек понимает, что все это ничто, и он в любой момент может от этого отказаться.
  • Освобождение – на этой стадии человек начинает воспринимать себя, как частицу вселенной. Познавший счастье, независимость, любовь и свободу обретает нирвану – избавление от страданий, желаний и привязанностей.

Священные книги индуизма

К канонической литературе относят книги откровения и предания. Священная книга индуизма – Веды, в которых описываются древнейшие традиции, жертвенные формулы, заклинания и др. В концепции Вед указаны основополагающие принципы: божественное единство, вездесущесть, получение духовного опыта и кармическое освобождение. К священным книгам относится огромное количество писаний, представляющих собой божественное знание. Ригведа включает ритуальные тексты и иначе называется «Веда Гимнов». Тексты-наставления, более известные, как Упанишады, представляют собой знания, полученные учениками Брахмы и последователями брахманизма. Упанишады построены в форме диалога. В них рассказывается о смысле жизни, судьбе человека и власти стихий.

Видео об индуизме

Священные книги индуизма

Правила поведения для людей, оставивших материальное и выбравших путь отшельника, описаны в так называемых «Лесных книгах». Рассказы о богах индуистского пантеона описаны в серии книг, получивших название «Пураны». К важным литературным источникам индуизма относят книги «Махабхарата» и «Рамаяна», которые представляют собой отдельные поэмы, описывающие судьбы последователей Кришны, рассказывающие о божествах и мироздании.

Символы индуизма

Особое значение в понимании религии имеют символы индуизма. Жесты и позы, практикуемые в йоге, можно смело отнести к основным символам религиозного течения. Также существуют различные изобразительные образы, используемые в качестве индуистской символики:

  • Тилака – графический знак, имеющий сакральное значение. Служит опознавательным знаком для последователей индуизма, обычно наносится на лоб.
  • Свастика – один из древнейших символов индуизма, который олицетворяет истину, гармонию и стабильность. Представляет собой вариант креста с четырьмя векторами направления. Данный знак можно назвать эмблемой счастья. Использование свастики в качестве нацистской символики стало поворотным моментом в судьбе данного символа. Негативное восприятие знака не имеет ничего общего с его природой.

  • Ом – универсальный символ индуистского учения. Широко используется в медитативных практиках. Знак «Ом» носят в виде кулона или кольца-печатки. По одной из версий, данный символ обозначает триаду верховных божественных существ;
  • Шри Янтра – индуистский символ, олицетворяющий единство вселенной. Изображается в виде 9 пересекающихся треугольников.

Как Вы относитесь к такой религии, как индуизм? Поделитесь своим мнением в

Множество различных религиозных и философских направлений, божества и ритуалы – все это вмещает слово Индуизм. Сегодняшняя тема не проста, и все же мы постараемся разобраться в философии индуизма, а также принципах, сути и основных идеях этого весьма разнообразного индийского религиозного учения.

Корни индуизма настолько глубоки, что многие уже даже и не знают, откуда и когда возникла та или иная традиция. Последователей данных индуистских традиций насчитывают более 1 миллиарда, и конечно большая часть их живет в Индии.

История возникновения Индуизма

История развития Индуизма уводит нас в далекие века – 5400-2500 года до нашей эры. И как считается, Индуизм произошел от вед – священных писаний, содержащих мантры и молитвы, а также различные ритуалы.

И конечно, в те древние времена многие цивилизации опирались на силы природы и обожествляли ее.

Веды передавались в виде стихов, которые впоследствии были записаны. Сами веды были преданы людям от святых мудрецов, которых называют Риши , а уже они в свою очередь получили их как божественное откровение, другими словами от Бога.

Основные идеи индуизма

Все разнообразие учений индуизма и их основные идеи мы можем найти во множестве текстов и писаний, которые условно делятся на два типа: Шрути – изначальные тексты откровений богов, к которым можно отнести Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу .

Смрити священные тексты , состоящие из Шастр (законов ), Сказаний и Древних былин, Веданги и Агамы.

Так если брать изначальные тексты или Шрути, то в них можно выделить такие основные или главные идеи индуизма:
  • восхваление богов с помощью различных жертвенных ритуалов. Основными богами считаются Индра, Агни, Вишну, Митра, Варуна и Ашвины. Также существуют разнообразные боги различных стихий и даже рек;
  • использование различных мантр при проведении священных ритуалов;
  • особые песнопения в священных ритуалах;
  • использование священных слов чтобы войти в божественное знание.

Почему в Индуизме так много школ, Богов и направлений?

Похоже, что древние люди или мудрецы прошлого действительно были в ладу с силами природы. Они жили в гармонии с ней, и возможно именно это давало им какие-то запредельные или божественные знания.

Возможно, даже они умели подчинять себе различные стихии, такие как вода, огонь, ветер и пространство. И они использовали какие-то свои наработанные веками священные слова, фразы, молитвы и ритуалы.

В каком-то виде это и сохранилось до настоящего времени. А поскольку природных стихий было много, то и традиций, церемоний, обрядов и школ Индуизма также получилось предостаточно.

А вот уже в святых текстах Смрити мы находим различные предписания, как вести себя представителям разных каст и сословий установленных в Индии.

В более поздних веках на индуизм большое влияние оказал буддизм, так из него перешли некоторые учения Будды, такие как закон кармы, сансара и нирвана, а также основные моральные заповеди буддизма, о которых мы уже рассказывали в предыдущих статьях.

Суть учения Индуизма

Поскольку в индуизме нет единого направления или единого бога, то и суть всего индуизма можно рассматривать лишь в контексте какой-то отдельной школы или течения. И по ходу нашей статьи мы рассмотрим некоторые традиционные школы индуистской религии.

Однако в целом суть всего учения индуизма можно выразить, и состоит она в идеи слиянии с богом, возвращения к богу, постижения чистой любви к богу, свобода от сансары (круговорота бытия) и нахождение своего подлинного «я» .

Несомненно, что такие понятия как карма, перевоплощение, сансара и понятие об истинном «я» индуизм заимствовал из буддизма. Конечно, практика буддизма почти полностью отличается от индуизма.

Рассмотрим некоторые традиционные направления индуизма

Шиваизм

Школа индуистского шиваизма распространена по всей Индии и основана естественно на поклонении богу Шиве .

Во многих храмах Индии вы найдете величественные статуи бога Шивы. И, наверное, многие слышали хотя бы раз известную мантру «ом намах Шивая» , которая означает: «я привержен Шиве или что весь мир есть Шива».

Особенно в шиваизме выделяются странствующие саньясины или монахи-аскеты. Кстати для Индии обычное дело увидеть странствующих монахов совсем без одежды, то есть голых.

Если вы выйдите на Красную Площадь голыми, то сами знаете, что с вами будет. В этом плане там очень даже свободная страна. В более ранние времена среди аскетов шиваизма были и очень продвинутые мастера, обладающие сверхспособностями, которые использовали йогу, медитации и пранаямы, хотя возможно они есть и сейчас, но уже в меньше степени.

Вайшнавы

Также одно из основных направлений индуизма это Вайшнавизм, здесь поклоняются богу Вишну. Это школа построена на любви к Богу и на служении ему . Также в священных текстах отмечается, что это самый быстрый и доступный метод постижения бога . Что кстати очень похоже на христианство, о сути которого мы также уже писали.

Давайте объясним, в чем выражается любовь к богу и служение ему. А суть в том, что практикующий повторяет имя Бога или воспевает его.

Многие, наверное, слышали, как красиво поют киртаны (песни воспевания Бога). В данной практике также, например, смотрят на изображение Вишну или Шивы и поют соответствующие мантры или формулы-слова почитания. Это их метод слияния с Богом, и иногда он действенен.

Шактизм

Данная традиция основана на мистике и частично связана с тантризмом. Иногда, такие «Шактистские» ритуалы заканчивались, скажем, одним словом – оргии.

Но, в целом Шактизм это хорошее направление Индуизма, поскольку основано на поклонении богине Шакти или Богине Матери – это женский аспект изначального Бога .

Ведь, по сути, все мы из чего-то возникли и вот это то из чего мы возникли, можно обозначить как Изначальную Пустоту или Женский аспект всего сущего. Каждый может убедиться в этом принципе на себе.

Философия шактизма

Вот у нас есть тело так, так. А если мы исследуем тело: вот кожа, вот волосы, вот череп и мозг, вот мышцы и кости – рассмотрев тело таким образом, мы увидим, что все органы и ткани тела зависят друг от друга и не существуют сами по себе и поэтому какое-либо «я» или самостоятельная сущность отсутствует в нашем теле.

И в этом великая пустота тела – «я» отсутствует в физическом теле, это общий космический принцип для всех форм и живых и неживых. Тем не менее, несмотря на то, что все есть пустота – все же мы видим, ощущаем и слышим нашим телом. Бог он пуст по природе – но проявляется во всем.

В этой школе индуизма по их философии, через блаженство и экстаз познают единство или слияние с Богом или Богиней. В этом экстазе теряется чувство «я» и остается только слияние, только постижение Бога.

Принципы индуизма

Можно сказать, что в индуизме одним из основных принципов утверждается теория бессмертия души, что наш дух вечен и существует изначально .

И целью жизни человека является познание или осознание себя Атманом (нерушим изначальным духом или душой).

И вот все движения и принципы индуизма и направлены на служение Богу, чтобы обрести слияние с ним. Сюда входят и различные ритуалы, и песнопения и мантры, а также йога и медитации.

В данной религии Бог может иметь как личностный аспект, например, Шива или безличностный аспект – Атман или Брахман.

Философия индуизма

То есть изначальный Бог может принимать какую-то форму или иметь безличностный аспект. Вся религия и практика индуизма основана на данной философии.

Вся разница в том, как происходит поклонение Богу, в какой форме или отсутствии ее. Например, вы пришли в храм и там есть статуи, изображения или иконы (если церковь) и вот это уже поклонение по форме . Которое считается немного более поверхностным.

Но, вот вы вышли на улицу и формы, конечно, нет, но вы поете песни восхваления или читаете мантры или проявляете любовь – вот это и есть служение или слияние через безличностный аспект Бога .

В большинстве религиозных традиций мира, Бог – как внутри каждого человека, так и снаружи, то есть он во всем и познание Его возможно либо через ритуалы, восхваления, песнопения и мантры, через йогу и медитации.

Вывод

Всех индуистов можно сказать объединяет одно – Бог изначально существует в каждом, и в чистом виде это наш Дух, Душа или Атман – наше подлинное состояние, где существует «действительное Я».

Похоже, что согласно традициям, принципам, сути и философии индуизма, в общем люди приходят на землю по двум причинам: получить опыт на земле и лишь, затем в будущем начать поиск Бога внутри, а другая причина – поскольку этот опыт больше не нужен или получен в прошлом, поиск Бога внутри начинается уже в этой жизни.

Ну а на этом сегодняшнюю статью придется закончить, естественно это далеко не все знания об индуизме, так что более конкретно, мы еще будем обращаться к его философии, истории и говорить о конкретных школах индуизма в последующих статьях в соответствующем разделе нашего портала обучения и саморазвития. А пока можете прочесть например

главная религия Индии , которая имеет очень богатую историю и традиции. Считается, что индуизму более 4 000 лет. Часто его называют не просто отдельно взятой религией, а совокупностью различных индийский верований и традиций. Так как все традиции и философские учения, которые сплотились под общим названием «индуизм», возникли именно в Индии, все они очень схожи и являются родственными, имеющими одну общую прародительскую основу. Основа эта относится к древнейшим представлениям людей о мироздании и, возможно, является одной из самых первых верований на земле.

На санскрите индуизм звучит, как Санатана-Дхарма. В буквальном переводе означает как «Вечная религия», «вечный путь», «вечный закон». Как понятно из названия, индийцы чествуют свою религию как единственно верную, вечную, самую крепкую и нерушимую. Сам же термин «индуизм» возник от санскритского слова «хинду» — так на персидском языке называли людей, живущих за рекой Инд. К индуизму причисляются и такие религиозные течения, как буддизм, сикхизм, джайнизм.

Вероятнее всего, у индуизма, в отличие от многих других религий, которые мы можем наблюдать сегодня, не было основателя . По аналогии со славянскими языческими верованиями и язычеством многих других народов, индуизм является древним языческим верованием, который зародился в народной мудрости по естественным причинам. Здесь нет родоначальников и ярких пророков, с которых начинается отсчёт времени религии. Однако здесь есть свои Боги, свои святые, священные книги, писания и учения. Также в индуизме, в отличие от многих других религий, нет организованной центральной власти, которая бы управляла всеми общинами и организациями.

Индуизм исповедуют более 1 миллиарда человек в мире , что делает эту религию третьей по количеству последователей сразу после христианства и ислама. Большая часть индуистов проживает в Индии, Индонезии, Шри-Ланке, многих восточных странах, а также Великобритании, США, некоторых европейских странах. Совсем малая доля последователей, но всё же имеющая место быть, принадлежит и России. Индуизм, как религия, вера, философия, миропонимание стал международным только во второй половине XX века. До этого об индуизме за пределами Индии и некоторых близлежащих стран, мало кто имел представление. После того, как индуизм стал общедоступным, мир просто поглотили идеи, понятия и восприятия мира, характерные для Индии. Такие вещи, как карма, йога, вегетарианство и другие аспекты стали очень популярными и сейчас понимаются нами как само собой разумеющиеся, как всегда присутствовавшие в нашей жизни, однако до середины XX века людям за пределами Индии они были просто неизвестны.

Как уже говорилось выше, индуизм является семейством учений и традиций. Несмотря на это, он удивительным образом сохраняет целостность, общие черты и формы. Для лучшего понимания этого явления, носители религии предлагают для аллегории баньяновое дерево , которое постоянно пускает новые корни и ветви. Каждая ветвь, каждый корешок имеет свои отличительные черты, однако в основе их всё же стоит баньяновое дерево и по своей структуре, своей природе все они являются родственными. Также это явление можно сравнить и со славянским язычеством. В древности язычество также было очень разнообразным, и язычество одного племени могло отличаться от язычества другого племени, однако в основе было традиционное верование предков и все ответвления в стороны имели лишь поверхностный характер, одинаково содержащие в своей основе общие черты, единую ось, общее древо.

Индологи разделяют историю индуизма на три важные эпохи: ведизм, брахманизм и индуизм. Ведизм появился, по некоторым предположениям исследователей 5500 г. до н.э. и закончился 2600 г. до н.э. Ведизм — это эпоха становления индуизма, период написания главных Вед. Древнейшей ведой считается Ригведа. Кроме того, древнейшими писаниями считаются Махабхарата и . Также считается, что данные веды существовали задолго до их написания и многие века передавались от поколения к поколению в устной форме.

Исследователи индуизма рассматривают шесть видов этой религии: древнейшая форма (языческая, многобожество), ведийский (основанный на Ведах), ведантический (основанный на Упанишадах), йога, дхармический (следование определённым моральным устоям и индуистским представлениям, самый широко распространённый вид среди обычного населения Индии) и Бхакти (преданное служение Богу, чаще всего встречается как вайшнавизм). Также Индуизм делят на четыре главных направления: Вайшнавизм, Шиваизм, Шактизм и Смартизм.

Четыре направления индуизма различаются тем, какому Богу или Богам служат последователи того или иного течения.

Вайшнавизм — поклонение Вишну и его аватарам (воплощениям Бога на земле) — Кришне и Раме. Вайшнавизм, как самая древняя форма из всех, получила и самое большое распространение. У индуизма вайшнавизма больше последователей, чем у других направлений. Также считается, что представление об индуизме в странах запада и странах, где индуизм не так сильно распространён, больше всего исходит из вайшнавизма. Многие последователи вайшнавизма или вишнуизма равное Вишне отдают предпочтение и Лакшми — женской ипостаси высшего Бога.

Шиваизм — поклонение Шиве. Наравне в вайшнавизмом, здесь есть и поклонение женской форме высшего Бога — Парвати. Согласно исследованиям, истории шиваизма насчитывается более 3500 лет.

Шактизм — поклонение Шакти или Деви (изначальная Богиня-Матерь).

Смартизм — название происходит от «смрити» священных индуистских писаний. Поклонение многим Богам. Основной школой смартизма является адвайта-веданта.

Кроме этих направлений, считающихся главными, существуют и менее популярные формы индуизма: Ганапатья (поклонение Ганеше), Саура (поклонение Сурье — Богу Солнца), «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, Адвайта, Кришнаизм, Бхакти, Сикхизм и другие.

Несмотря на некоторые различия форм, видов и направлений индуизма, как уже говорилось выше, в их структуре всегда прослеживается чёткая основа. Чаще всего эта основа держится на определённых понятиях , которые в наше время известны очень многим. Среди таких основополагающих понятий: Дхарма (морально-нравственный долг, жизненные обязательства), Сансара (круговорот перевоплощений душ), Карма (зависимость качества жизни, качества новых перевоплощений от совершаемых или совершённых в прошлых жизнях поступках), Мокша (освобождение от Сансары), Йога и другие.

Индуизм — это вера, которая очень разнообразна и многопланова. Здесь есть и многобожие, и единобожие, причём, это сочетание часто идёт рука об руку в понятиях индуиста. Это объясняется особым миропониманием индийцев и можно объяснить тем, что индуисты верят в одного Бога, который проявляет себя в различных ипостасях, в различных Богах, аватарах, проявлениях и даже вещах. При этом каждый индуист вправе выбрать то проявление Бога, которое ему наиболее близко и понятно. Сделав выбор, он не должен конфликтовать или относится предосудительно к другим формам индуизма, так как в других направлениях люди верят в того же Бога, что и он сам, только в другом своём проявлении. Этим и объясняется, почему на протяжении многих и многих столетий в индуизме сохраняются различные формы поклонения разным Божествам и при этом они мирно соседствуют и практически никогда не враждуют.

Кроме главных Богов, значительную роль в религиях индуизма занимают Боги «рангом» ниже главных — полубоги, существа, демоны, духи и так далее. Статуи Божеств в индуизме называются Мрути. Наподобие языческих идолов, мрути являются способом или посредником общения между Богами и людьми. Это проявления Бога на земле, хотя некоторые индуисты и даже целые течения отвергают мрути, считая, что Бога невозможно представить в зрительном человекообразном или звероподобном образе. Кроме статуй мрути, индуисты используют «иконы» — изображения Божеств и многочисленные символы.

Что касается священных для индуизма писаний, то в Индии их очень большое количество. Тексты разделяются на Веды, Упанишады, Пураны и Агамы . Самыми главными для Индии текстами, всё равно как для христиан библия, являются такие философско-литературные произведения, как Рамаяна, Махабхарата, Бхагават-Гита и некоторые другие. Каждой из этих книг несколько тысячелетий. До сих пор не утихают споры касательно того, что там описано и того, кто их написал. Самими индусами — носителями древней веры, Веды и другие древние тексты называются настоящими откровениями.

Главным достижением любой души, по мнению индуистов, является полное самоосознание и освобождение от Сансары и бесконечного перевоплощения. При этом, в индуизме есть и понятия ада и рая, хоть выглядят они не так, как в некоторых других религиях. Часто такие места описываются как райские или адские планеты, либо тонкие сферы бытия, где душа либо поощряется, либо наказывается. Достижение самоосознания достигается различными путями, свойственными для индуизма, но всё же главными являются — служение Богу, традиционные ритуалы, аскетическое существование, медитация, йога.

Индуисты регулярно, а порой даже несколько раз в день, совершают ритуалы обращения к Богам в целях собственного совершенствования и почитания высших существ и предков: Пуджа (жертва в виде зажженного светильника, благовоний или еды на восходе солнца), чтение священных писаний, Киртан и Бхаджан (молитвы, мантры, песни), медитации и многое другое. Кроме того, в индуизме множество характерных праздников, посвящённых божествам и которые становятся популярны во всём мире, как широкомасштабные фестивали: праздник Холи, Кумбха-мела, Маха-Шиваратри, Наваратри, Дивали, Кришна-джанмаштами, Рама-навами. Характерны для индуистов и паломничества к святым местам: Киртан, Пури, Тирупати, Катра, Рамешварам, Дварака, Бадринатх и другие.

Одним из самых известных, а для некоторых даже шокирующих, обрядов, считается кремация умерших. Кремация или сожжения тела, производится вовсе не в крематории (хотя в современной Индии это тоже присутствует), а прямо на открытом воздухе и у всех на виду. Для этого тело умершего оборачивают в саван и сжигают на большом костре. Такой способ прощания с телом умершего существовал практически во всех традициях древних народов, включая, конечно, и нашу — языческую традицию. В индуизме, как в славянском язычестве и других верованиях прошлого, очень сильно развит культ предков.

Стоит рассказать и про понятия ашрамов в индуизме. В Индии жизнь человека делится на четыре ашрама. Первый ашрам — Брахмачарья, то есть период обучения. Второй, Грисатха — семейная и рабочая жизнь. Ванапрастха — уход от бытовых и мирских дел, время, когда человек начинает посвящать себя духовным поискам, паломничеству по святым местам, ритуалам и так далее. Санньяса — полное посвящение себя духовным практикам, отречение от материального мира.

Характерным для индуизма является разделение на сословия . Так все люди, по мнению индуистов, делятся на четыре «варны»: Брахманы (священники, учителя), Кшатрии (воины, правители, высокопоставленные люди), Вайшьи (торговцы, земледельцы, купцы) и Шудры (слуги, рабочие, люди низшего сословия). Принадлежность человека от рождения к тому или иному сословию считается наследием кармы, то есть заслугами в прошлых жизнях.

В современном мире индуистские формы верований принимают не только коренные жители Индии, но и люди из других стран. Индусы вовсе не против этого и охотно принимают в свои ряды иностранных граждан, которые желают приобщиться к древней вере в Индийских Богов, следовать учениям Вед, и идти по пути самосовершенствования.

1. Понятие «индуизм». Хронологические рамки исследования. Предмет исследования


Прежде чем охарактеризовать развитие индуизма на каждом его этапе, необходимо определиться с тем, что мы будем подразумевать под этим понятием, а также очертить необходимые хронологические рамки исследования.

Большинство исследователей полагает, что под индуизмом следует понимать не отдельное вероучение, но целый комплекс верований; отмечается также, что эти верования иногда противоречат друг другу. Называя индуизм религией, мы должны иметь в виду, что он не представляет из себя единой системы. Более того, как отмечает M.W. Muesse, понимание религии как аспекта жизни, имеющего своим центром некоторые доктрины и верования и опирающегося на религиозную организацию, совершенно не описывает сущности индуизма. Восприятие его как одного из многочисленных аспектов жизни Индии неверно; он лежит в основе всех прочих аспектов жизни индуса - искусства, медицины и т. п. Другими словами, индуизм является той структурообразующей единицей, на основе которой развивается дальнейшая культурная жизнь индийского социума. Строго говоря, проф. Muesse приводит не формальное, а скорее обывательское определение религии - так, другие определения включают в себя положение о влиянии мировоззрения на тип поведения в повседневной жизни, что, может быть, немного ближе к описанию роли индуизма в общественной жизни Индии, однако этот вопрос не входит в рамки нашего исследования и касаться его отдельно мы не будем.

Следует также отметить, что термин «индуизм» по своему происхождению европейский; историческое название индуизма - «санатана дхарма», что обычно переводится как «вечный путь» или «вечное учение». Но понятие «индуизм» можно интерпретировать двояко. С одной стороны, этим термином обычно называют религию, возникшую как итог противостояния брахманизма и буддизма. С другой стороны, зарождение индуизма началось намного раньше. Необходимо, таким образом, провести границу между этими двумя понятиями об индуизме как религии Индии и индуизме в узком смысле слова. Однако, как отмечает А.Л. Дворкин, «понять, что же соединяет различные течения санатана дхармы в единый поток индуизма… нельзя, не обратившись к его истории». Таким образом, необходимость полного рассмотрения эволюции этого учения вынуждает нас не ограничиться описанием развития собственно индуизма, но и включить в рассмотрение самые ранние предпосылки его возникновения.

Кроме того, определённую проблему вызывает и разделение этапов развития индуизма на подэтапы: в различных классификациях они выделяются по-разному. Мы воспользовались наиболее общей классификацией, отмечая там, где это ввиду наличия или отсутствия данных в источниках представлялось возможным, и некоторые подэтапы в становлении культа.

Наконец, нельзя оставить без внимания следующую проблему. Такие учения, как буддизм, джайнизм и сикхизм, возникли на почве древнеиндийской религии, из чего может показаться, что их развитие следует также рассмотреть в рамках индуизма. Однако исследователи, труды которых были использованы нами, однозначно выделяют их в отдельные религиозные системы. Ни буддизм, ни джайнизм, ни сикхизм не считают главный сакральный текст индуизма, Веды, священным писанием. Л.С. Васильев рассматривает джайнизм и буддизм в отдельных главах, именуя их «оппозиционными учениями» по отношению к господствующему. Н.С. Трубецкой, однако, называет буддизм «логическим завершением» пути развития индуизма, тем не менее, до некоторой степени противопоставляя ему новый брахманизм, или собственно индуизм. Таким образом, следуя общепринятым канонам, мы не будем рассматривать эти учения как определённые этапы развития индийской религии, но отметим период их возникновения и их оппозиционный характер, не углубляясь, однако, в дальнейшее исследование их эволюции.


2. Основные этапы развития индуизма


Ведический период

Учёные-индологи традиционно выделяют в становлении индуизма несколько этапов. Количество их определяется различно. Самая общая периодизация, используемая Л.С. Васильевым, разделяет историю развития индуизма на три этапа - ведический (ведийский), период брахманизма («старого брахманизма») и период собственно индуизма («нового брахманизма»). Отметим, что границы между этими этапами достаточно расплывчаты.

Ведийский этап охватывает период с III-II по VIII век I тысячелетия до н.э. Однако встречается и разделение его на несколько подэтапов, и в зависимости от классификации каждый из подэтапов вписывается в различные хронологические рамки. Минимально следует обозначить два подэтапа - формативный (до I тысячелетия до н.э.) и собственно ведический (с начала I тысячелетия по VIII век до н.э.). Мы сочли возможным использовать именно эту классификацию, так как исследователи соглашаются, что в основе индуизма лежат, с одной стороны, древнейшие культы плодородия, а с другой - религия ариев, пришедших в долину реки Инд в середине II тыс. до н.э.; при этом Веды, как священный текст индуизма, берут своё начало не в протоиндийской, а в арийской культуре.

Протоиндийская культура, или Hindus Valley Civilization (также Harappan Civilization), как именуется она в западных источниках, по мнению Muesse, может быть отнесена к высокоразвитым. О ней ничего не было известно вплоть до середины XIX века. Предположительно, обилие искусственных водоёмов и бассейнов свидетельствует о присущем древним жителям Индии понятии о ритуальных омовениях. Археологические находки позволяют судить, что особенно распространённым был культ плодородия. Основными богами считались богиня-мать (её культ признаётся как наиболее древний) и «мужской бог», изображавшийся рогатым (наследие почитания репродуктивной силы животных) в йогической позе лотоса - со скрещенными ногами. Некоторые исследователи полагают, что этот бог является прообразом Шивы.

Начало нового, собственно ведического периода, было связано с пришествием на территорию Индии арийских племён (это произошло приблизительно в 2000-1500 г. до н.э.). Среди учёных нет единого мнения о характере этого пришествия. С одной стороны, некоторые исследователи напрямую называют его «завоеванием», другие, напротив, полагают, что культура ариев наследовала пришедшей в упадок протоиндийской культуре. Тем не менее, именно язык ариев лёг в основу классического санскрита, сакрального языка Вед - более того, сами Веды считаются наследием именно арийской культуры.

Не следует забывать, однако, что ведический канон формировался на протяжении долгих веков и, соответственно, отображает в своём развитии те же этапы, что и развитие религиозной традиции Индии. Древнейшей книгой Вед считается Ригведа, её возникновение относят к той эпохе, когда племена ариев пришли на территорию Индии. Прот. А. Мень отмечает, что в гимнах Ригведы можно найти отголоски древнейших верований ариев. Так, подобно многим другим народам, первоначально арии сохраняли веру в единого Бога - они называли его Дьяушпитар, то есть Светозарный Отец. Божество это не имело каких-либо антропоморфических черт, но культ его был тесно связан с древнейшим общеарийским культом неба. Первоначально гимны ариев существовали лишь в устной форме; через несколько веков после прихода ариев на индийскую землю они были собраны в книгу, называемую Самхита. Произошло это уже в эпоху упадка монотеизма. В ведический период развития индуизма от религии Дьяушпитара остались лишь отзвуки. С точки зрения А. Меня, упадку арийского единобожия способствовало переселение в Индостан.

Как пишет автор, прежде всего в культ ариев вошло поклонение богине-матери Адити - как источнику всего бытия, и постепенно её образ затмил собой Дьяушпитара. «Адити, - говорится в Риг-Веде, - это небо, Адити - это промежуточная область, Адити - это отец, и мать, и сын, Адити - все боги и пять племен, Адити - это все, что когда-либо будет рождено». Вслед за этим появился политеистический культ, который, по мнению Н.С. Трубецкого, неверно понимать как сугубо натуралистический. Божества выступают не как олицетворения явлений природы, а как отдельные сверхъестественные силы.

Первостепенное значение имеет культ неба. В пантеоне божеств Ригведы выделяются два бога: Варуна и Индра. Особая роль уделяется Варуне. Он выступает не как один из множества богов, а как Вседержитель и Творец, - другими словами, берёт на себя функцию Дьяушпитара. В гимнах, связанных с Варуной, прослеживаются следы веры в бессмертие души; Варуне посвящены покаянные гимны. Совсем иной образ бога Индры. В нём отражены черты земных царей Индии. Это божество - символ грубой чувственности и любви к наслаждению. В Ригведе есть гимн, содержащий в себе монолог Индры, опьяневшего от ритуального жертвенного напитка сомы. Этот образ максимально приземлён и совершенно противоположен Варуне.

Как справедливо отмечает Н.С. Трубецкой, долго существовать в одном религиозном сознании эти противоположные образы не могли. К концу ведического периода культ Варуны постепенно сошёл на нет - возможно, потому, что образ Индры, отражающий черты правителей Индии, получил развитие в связи с почитанием царя-завоевателя, роль которого в этот период возросла. Число гимнов в честь Индры возрастало, и в Атхарваведе Варуна, наконец, изображается поклоняющимся Индре. Таким образом, к эпохе «старого брахманизма» культ Индры становится господствующим. Как отмечает Н.С. Трубецкой, роль этого «выбора» между культом Варуны и культом Индры недооценивается исследователями, так как это предопределило весь дальнейший ход индийской религиозной мысли Индии. С этим соглашается и А. Мень.

Период брахманизма (старого брахманизма)

Период брахманизма, как пишет Н.С. Трубецкой, характеризуется усложнением культа, всё более и более чётким разделением социума на варны, появлением большого количества философской и богослужебной литературы. По хронологии Muesse, он начинается с VIII и заканчивается II в. до н.э. Иногда его начало относят к VII веку. Следует отметить, что некоторые исследователи выделяют поздневедический период, период «аскетической реформации» и раннеклассический период, однако ввиду больших временных расхождений у разных исследователей точная датировка этих подэтапов требует привлечение большого числа источников и в рамках реферата представляется затруднительной.

Переход от культа Варуны к культу Индры спровоцировал глубокие изменения в религиозном сознании индийцев. Всё больше распространялась мысль о том, что жертва необходима богам и что их можно подчинить себе. С одной стороны, это привело к развитию обрядовой стороны культа и, как следствие, к росту авторитета жрецов, с другой стороны, появляются люди, желающие путём аскезы достичь того же, что могут боги; древние мифы этого периода полны сказаний о борьбе таких отшельников с богами. Возможно, что именно это наследие политеизма позволило некоторым учёным классифицировать этот период как поздневедический.

Как пишет А. Мень, этот период характеризуется всплеском отшельничества. С его точки зрения, это свидетельствует о духовной неудовлетворённости адептов индийской религии. «Неудовлетворенное религиозное чувство обратилось к космической мистике бытия. С другой стороны, выход из тупика начали искать через философское мышление». Именно в этом явлении отшельничества заложен источник широко распространившегося впоследствии в индуизме института гуру. Гуру не отрицали открыто господствующего учения, но именно с опорой на их философские поиски происходило дальнейшее развитие религии Индии. Немалую роль в становлении религии брахманского периода сыграла каста воинов - кшатриев, которые тоже могли изучать Веды.

Ближе к середине VIII - началу VII века начинает формироваться новая религиозная концепция, отражённая в памятниках литературы - Упанишадах и законах Ману. Первыми следует назвать Упанишады (ок. VII в. до н.э.). Философия Упанишад разрабатывалась в основном аскетами-отшельниками. В них зарождается весьма характерная для индийской религии концепция реинкарнации, то есть перевоплощения. Также впервые вводится понятие кармы - как суммы злых и добрых дел человека, определяющих форму его перерождения. Н.С. Трубецкой выводит концепцию реинкарнации и кармы исходя из особенностей культа поздневедического этапа: если граница между богами и людьми стирается, стирается и граница между человеком и животным. Учение о карме есть, с его позиции, философское объяснение кастовой системы. Но нельзя всецело отрицать и его роль как источника морали.

Отчасти в Упанишадах и в более поздних законах Ману (II в. до н.э.) появляется идея Брахмана. Религиозное воззрение Индии принимает отвлечённо-пантеистический характер. По новому воззрению, все ведические боги - проявление одного и того же Брахмана, или Атмана; понятие «атман», первоначально обозначавшее душу, стало употребляться и для обозначения «души мира». Всё то, что воспринимается чувствами, - иллюзорно, существует лишь Атман, одна Абсолютная Реальность. Он не имеет ни признаков, ни свойств, не умирает и не рождается. Для него не существует ни добра, ни зла. Как пишет еп. Хрисанф, «он есть самый мир, взятый в отвлечённом понятии бытия». Познание Брахмана возможно лишь через созерцание - одним из элементов медитативного созерцания Атмана является повторение священного слога «аум». Идеал философии Упанишад, таким образом, - слияние с Брахманом и достижение единства с ним (мокша) - концепция, нашедшая своё отражение в появившейся позднее идее нирваны.

Эта философия оказала сильнейшее влияние на весь ход развития религии Индии, однако в чистом, неизменённом виде она была ясна лишь для немногих мудрецов; для людей средних понятие об Абсолюте сводились к добродетели, для низших каст всё сводилось к ритуальным предписаниям, обрядам и т.п. Это профанированное восприятие философии Упанишад и породило тот индуизм, который был распространён в последующие годы вплоть до Средневековья.

К концу тысячелетия в Индии насчитывалось шесть философских школ, находящихся в рамках ортодоксального учения. Системы вайшешика, йога и миманса возникли приблизительно около II в. до н.э., а системы сангхья, веданта и астика ньяя берут истоки в VI-VII вв. (хотя литература системы ньяя датируется II в.). Эти системы можно разделить на монистические (содержащие представление о едином высшем начале) и дуалистические (с учением о двух противоположных началах). Учение каждой системы несколько отличалось от других, однако именно в них получили развитие концепции ахимсы (не причинять вреда живому - что должно было знаменовать собой прекращение жертвоприношений), асаны (телесные упражнения), медитаций, дыхательных упражнений и т.п., а также идеи материи и Абсолюта, противоположных друг другу. В совокупности же своей эти философские системы знаменовали собой дальнейшее развитие религии от относительно единой, до представляющей из себя комплекс различных философских школ.

Помимо ортодоксальных школ (т. н. Астика), на индийской почве возникли и несколько неортодоксальных (настика), из которых важнейшими считаются джайнизм и буддизм. Мы не будем рассматривать эволюцию этих учений, так как они являются оппозиционными по (тношению к индуизму в широком смысле слова, остановимся лишь на самых основных чертах, отличающих вышеназвнные религии от брахманизма.

Джайнизм появился около VI в. до н.э. По преданию, основателями учения являются философы-аскеты Парсва (полулегендарная личность, к которому адепты джайнизма возводят начало вероучения) и Вардамана-Махавира, проповедующий в духе Парсвы. Этому учению свойствен дуализм (противопоставление живого - дживы - и неживого - адживы), отрицание существования высшего начала, авторитета Вед, кастового строя общества и гораздо более строгая, чем в философии ортодоксальных школ, аскетическая практика. Начало всех вещей они возводят к душам, «духовным атомам»; души эти вечно странствуют в мире. Учение о карме, как и в ортодоксальной индийской религии, присутствует и в джайнизме, однако адепты джайнизма полагают, что прекращение странствования души («нирвана», ничто) возможно только при уничтожении кармы, т.е. отсутствии как плохих, так и добрых дел. При этом в слиянии с пустотой не прекращается сознание, так как душа, подобно «духовному атому», нерушима. Однако как и в случае с брахманской религией, утончённая философия джайнизма не могла быть напрямую воспринята всеми, поэтому культовый элемент не исчез из неё до конца, как не исчез и мифологический элемент. Интересно, что, согласно мифологии джайнизма, существуют божества, разделяющиеся на четыре класса, и боги одного из них носят одно и то же имя, означающее «Я - Индра», что указывает на несомненную связь джайнизма с религией Индии ведического периода.

Буддизм же возник около V в. до н.э.; основателем его традиционно считается выходец из касты кшатриев Сиддхартха Гаутама, который путём аскезы и медитаций достиг состояния Будды (дословно «пробуждённый»). Учение буддизма сводится к четырём позициям (т. н. «четыре благородные истины»). 1) Любая форма бытия в мире есть страдание. Радости преходящи и всегда омрачены страданием. 2) Причина страдания кроется в любого вида привязанности. Отсутствие влечения или привязанности равнозначно прекращению страданий. В связи с этой позицией буддизм вводит понятие кармы, которое означает в широком смысле слова общую сумму всех дел и поступков живого существа, которая определяет характер его дальнейшего существования. При этом в буддизме отсутствует понятие «душа», и учение о переселении душ в этом смысле ему не присуще; существует, однако, учение о последующих жизнях, которые определяются кармой. 3) Существует состояние, свободное от страданий, называемое нирваной. В буддийской литературе оно описывается как «вечное блаженство», однако учение Будды не даёт ответа касательно сохранения или уничтожения личности в нирване. 4) Достичь нирваны может любой, следуя т. н. Восьмеричному пути - принятию учения Будды, готовность отвергнуть привязанности, праведная речь, праведные поступки, праведная жизнь в невреждении живому, усилие к уничтожению зла в самом себе, правильное памятование - размышление о природе присущих человеку чувств, праведное созерцание - медитативные и аскетические практики. Буддизм отрицает весь брахманский культ, отрицает его богословскую систему, наконец, как пишет еп. Хрисанф (Ретивцев), отрицает «не только Бога, но и природу» (в библиографии №8, С. 374). Будда ничего не говорил о первопричине бытия, он возвестил только его ничтожество и иллюзорность. Однако народный буддизм, тем не менее, имеет свою мифологию; он говорит о существовании духов, но, как и все существа, подверженных закону кармы; под влиянием индуизма появилось в нём и учение об аде, пребывание в котором не вечно, так как ничего вечного в мире нет, и т.п.

Период собственно индуизма

Последний, третий этап развития индийской религии, занимает, по самым общим оценкам, период от II в. до н.э. до настоящего времени. Эта периодизация, однако, не отражает качественных изменений религиозных воззрений, произошедших в исламскую эпоху. Кроме того, как отмечалось выше, современные течения, восходящие к индуизму, далеко не всегда являются его чистыми преемниками. Таким образом, следует отдельно выделить этап исламизации (1000е - 1750е гг. н.э.) и современный период (с 1750х гг. по настоящее время).

Доктрина индуизма структурно сходна с буддизмом, однако ориентирована на социальные нормы, характерные для брахманизма, что обеспечило ему колоссальный успех на территории Индии. Вынужденное соперничество с оппозиционными учениями привело брахманскую религию к упрощению, что в конечном итоге означало его возрождение в виде индуизма. Система эта, являясь конечным итогом религиозно-философских поисков индийцев, тем не менее, представляет собой достаточно аморфное явление, включающее в себя не только древнейшие культы, но и даже элементы оппозиционных и неиндуистских учений. В некотором смысле он подобен позднему идейному синкретизму Китая. Для абсолютного большинства школ индуизма характерен институт гуру - учителя-проповедника, высшего авторитета для своих последователей.

Древневедический пантеон божеств, не теряющий своей роли в верованиях простого населения, претерпел значительное изменение; из всех божеств остались лишь три самых главных - Брахма, Вишну и Шива, т. н. Тримурти. Бог Брахма несёт на себе творческую функцию и восходит к концепции Атмана-Брахмана, представляя собой её упрощение. Являясь первопричиной всего сущего, он ничем более не примечателен. Вопреки концепции о слиянии всего с Вечным Абсолютом, Брахма-творец «трансформировал Единство Высшей Реальности в многообразие живого и преходящего», поэтому культ его не имеет широкого распространения. Культ Шивы, разрушающего начала, соотносится с аскетизмом, ставящим целью разрушение тела и воссоединение с Абсолютом; но гораздо более связан с древнейшими культами плодородия. Вишну, олицетворяющий сохраняющую мир функцию, наиболее любим в образе одной из аватар - Кришны. Учение об аватарах есть не что иное, как трансформировавшаяся концепция о том, что все божества суть проявления одного и того же Абсолюта; Кришна же по своему происхождению - один из древнейший индийских богов.

Ввиду того, что различные божества Тримурти почитались по-разному, к середине второго тысячелетия сформировались четыре господствующих направления. Смартизм - брахманская ортодоксия, сохраняющая идею Абсолюта и испытавшая сильное влияние брахманской школы веданта; практикуется поклонение различным формам Брахмана - богам индуистского пантеона; духовная практика заключается в следовании традициям Вед и медитациях.

Вишнуизм представляет собой весьма разнородное сочетание различных философских концепций; верховное божество - Вишну, персонифицированный Абсолют, другие боги суть его аватары; существует понятие души как нечто отдельного от божества. Широко развито учение об аватарах, из которых наиболее почитаются Рама и Кришна; основатель буддизма также включён в эту систему как одна из аватар Вишну. Также большую роль играет учение о бхакти - личной преданности богу. Наконец, как свидетельство влияния оппозиционных традиционной религии учений, отношение к кастовой системе в вишнуизме неоднозначно.

Шиваизм испытал на себе сильное влияние некоторых течений буддизма; суть его заключается в почитании Шивы как Абсолюта, злого и благого, созидающего и разрушающего. Боги пантеона являются его проявлениями, творениями или детьми; душа имеет с Шивой единую природу, и цель бытия - достичь с ним единения. В связи с разрушающей функцией Шивы распространена практика аскетизма и йоги; популярен культ плодородия в виде поклонения лингаму и йони, символам творческой силы Шивы и его жены Шакти. Традиционную кастовую систему общества шиваиты, как правило, не отвергают.

Шактизм представляет из себя культ жены Шивы Шакти (Дэви). В разных своих проявлениях она выступает и как благое, и как всесокрушающее божество. Распространено поклонение символу Шакти - йони. Тело для шактиста - не бренная оболочка, а инструмент для достижения мокши - слияния с Абсолютом; широко распространены практики ритуального вступления в интимные связи - что достаточно далеко отстоит от традиционных правил брахманизма. Жрецы Дэви, как правило, являются выходцами из нижних сословий.

В период исламского владычества индуизм стал претерпевать кризис, связанный с тем, что ислам, проповедовавший равенство, был притягателен для людей, долгое время существовавших в рамках кастовой системы. Тем не менее, ислам не стал однозначно господствующей религией, он вынужден был считаться с индуизмом, и последний включил в себя некоторые его элементы. Так, особое развитие получила концепция бхакти. На рубеже XV-XVI вв. гуру Нанак выступил с проповедью объединения ислама и индуизма, став, таким образом, основателем сикхизма. Для этого учения характерно осознание всеобщего равенства перед Богом и, как следствие, уничтожение кастовых различий. Цель жизни видится в слиянии с всеблагим божеством Абсолютом (мукти) под руководством гуру, что, однако, не мешает концепции бхакти - почитанию личного божества. У сикхов есть свои правила касательно внешнего облика и системы запретов (не стричься, носить тюрбан, ритуальный кинжал и т.п.), однако аскетизм они считают бесполезным.

Наконец, неоиндуизм возник в связи с идеей возрождения древней традиции, однако на самом деле далек от классического индуизма. На раннем этапе (XVIII - нач. XIX вв.) он, с одной стороны, пытался оградиться от европейского влияния, а с другой - активно развивал свои идеи на Западе, что подразумевало включение европейцев в кастовую систему. В XX веке появились тенденции к объяснению основных концепций индуизма терминами западной философии, что сопровождалось появлением огромного количества школ и сект, более подробное описание учения которых в рамках реферата не представляется возможным.


Заключение


Итак, мы проанализировали развитие индуизма на его основных этапах и можем сделать следующие выводы:

1.В основе верований индийцев лежат древние культы плодородия протоиндийской цивилизации и древнеарийский культ неба; смешение арийского населения с неарийским привело к развитию политеистического культа;

2.Ведический период характеризуется постепенным переходом от почитания богини-матери к культу неба-Варуны с последующим угасанием и укреплением политеистического культа Индры;

.Период брахманизма открывается кризисом религиозной системы, что приводит, с одной стороны, к угасанию культа Индры и развитию концепции Брахмана, а также основных понятий индуизма, а с другой стороны - к появлению религиозно-философских школ, как ортодоксальных, так и оппозиционных;

.Начало индуизма можно охарактеризовать как попытку преодоления кризиса в противостоянии с оппозиционными учениями, что привело к упрощении концепции Брахмана и появления концепции Тримурти; последующее развитие индуизма представляет собой разделение единого культа на несколько различных направлений, а также продолжающееся взаимодействие с иными религиями и философскими системами, такими, как ислам (XVII в.), христианство и новая западная философия (XIX-XX в.)


Список литературы

индуизм религиозный санатана дхарма

1.Религии мира: история, культура, вероучение / Под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.

2.Васильев Л.С. Религии Древней Индии / Л.С. Васильев // История религий Востока. - М.: Высшая школа, 1988. - С. 124-178.

3.Дворкин А.Л. Современный индуизм и гуруистские секты / А.Л. Дворкин // Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. 3-е изд., испр. и доп. - Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002 г. - С. 166-191.

.Фаликов Б.З. Индуизм / Б.З. Фаликов // Христианство и другие религии. Сб.статей. [Интернет-ресурс]. Режим доступа: #"justify">5.Мень А.В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. - М.: СП «Слово», 1991.

6.Мень А.В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. - М.: СП «Слово», 1991.

7.Трубецкой Н.С. Религии Индии и христианство. Сб. статей. - М.: Лепта - Пресс, 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Loading...Loading...