Как путешествует душа после смерти. О путешествии души после смерти

Статья на основе диалогов с душами умерших на спиритических сеансах.

В девятый день за столом собирается, как правило, круг родных и очень близких друзей. Допускаются разговоры о роли покойного в кругу семьи, и о том, как распорядиться его наследством, его наградами, как распределить обязанности, которые он выполнял. Считается, что умерший в этот день прощается с кругом семьи и ему надо знать, как распорядятся его заветами, его заслуженными деньгами и имуществом.

В этот день, также с проводником, покойный при желании имеет право посетить те места на Земле, где он очень хотел побывать при жизни, но не побывал. Его взору может открыться и близкая родина и дальние страны, моря и океаны, пустыни и непокоренные человеком вершины.

После недолгого путешествия по просторам Земли, сопровождающий зовет новичка за собой в туманный портал между отрогов гор, где в грохочущих низинах есть и огненная река мертвых и ворота в Ад, но честным мирянам все же предложат недолгий перелет по мрачному подземелью, с множеством ходов и выходов. Новичок со своим проводником будут лететь на луч неяркого света, пока не достигнут предела, где им откроется местность с низким Солнцем, неяркими цветами и низкой сероватой травой. Здесь, вдали, они заметят толпу толкающихся людей и грызущихся между собой собак.

Проводник жестом покажет, что путь окончен, и Душа Новичка поймет, что прибыла к месту назначения.

Ограда с молчаливым охранником будет невидимой, но прочной настолько, что толпа тех, кто не сможет пройти за нее, никогда не преодолеет ее.

Здесь, словно в карантине, новичок будет находиться до 40 дней после своей смерти на Земле. Видимо, это самое тягостное время для Души: время раздумий, время страданий, время страха и сожалений за содеянное на своем жизненном пути.

В этот период карантина еще не полностью закрыт канал выхода наверх и при сложившихся особых обстоятельствах, Душа может подняться через поддернутое гниением свое тело и передать сообщение близким через сон, либо самой посмотреть, как распоряжаются ее завещанием. Выход Души наверх по каналу слишком затратен для нее энергетически, поэтому такие экскурсы делаются лишь при особой необходимости.

Мир на Той стороне обширен, а Души тоже делятся на определенные ранги, так сказать. Здесь также есть богатые и бедные, отмеченные и избранные.

Увы, мало кому удается прийти сюда совсем без долгов совести. Уже в карантине каждая Душа должна отчитаться за нанесенные при жизни обиды и невыполненные обещания, за произнесенные клятвы и слова перед теми, кто уже здесь, и не простил и не забыл. Душе придется откупаться и договариваться о прощении с обиженными на него Душами. Так как деньги здесь не в ходу, а также другие материальные вещи, то Душа может полагаться только на свои душевные качества. Такая Душа, которая всем должна – бедная. Душа, которая не имеет за плечами никакого груза прижизненных тягот – богата.

Бедняка помещают обитать в приютах, типа наших общежитий, и он должен отрабатывать свои долги трудом, добрыми поступками и хорошими отзывами о нем Душ, которые пребывают с ним рядом: в труде и на отдыхе. Правда, труд здесь можно выбрать самому, как и отдых. Можно работать на земле, получая урожай за урожаем, так как в этом мире лишь один сезон года, который скорее похож на нашу позднюю весну, которая не переходит в лето.

Ночи здесь почти нет и души, по нашим меркам, мало отдыхают, впрочем, они и не нуждаются в отдыхе. Многое время здесь посвящено любимой работе, где Души продолжают созидать: и новые научные труды и новые жилища, а можно пойти служить на других работах.

Здесь светит низкое, словно сумеречное Солнце, а ночью встает темная Луна.

Души на отдыхе сближаются в общества не по семейному родству, а по душевному притяжению и ведут интеллектуальные споры, шутят, смеются, играют в игры.

Богатые Души могут не работать, а заниматься развитием своего интеллекта, создавать новые Учения, даже заниматься наукой. Живут они в своих домах, либо с одним двумя соседями, которые им родственные по душевным качествам, развитию.

Об избранных нам известно совсем немного, но можно сказать только то, что они редко появляются среди простого люда, живут в особой зоне и заняты каким-то трудом, о котором не очень распространяются.

Дети живут, резвясь на зеленых лужайках, не зная болезней и печалей тела, учась и развиваясь духовно.

Здесь тоже есть период ухода, перерождения и каждая Душа ждет его.

Таков Путь души после смерти…

Миллионы людей, живущих сегодня прошли через врата смерти — но вернулись, чтобы сообщить нам о своем опыте и времени проведенном в загробном мире. «Я поднялся по лестнице на небеса!» — Сказал десятилетний мальчик, когда он пришел в сознание после пробуждения из состояния клинической смерти после трансплантации почки. И таких свидетельств сотни и тысячи по всему миру.

Опыт умирающих встречается чаще, чем когда-либо прежде, это происходит повсеместно, потому что прогрессивная медицина в состоянии спасти больше жизней. Спасенные от смерти говорят нам о странных и удивительных событиях, которые переполняют их и постоянно повышают нашу осведомленность о жизни в загробном мире.

Мы здесь не подвергаем сомнению рассказы людей о путешествиях души в загробном мире, иначе говоря, жизни после смерти. Поскольку допустив существование Бога, глупо думать, что он обрек свои создания (людей) на краткий миг существования. Наверняка в его планах в отношении человека лежит гораздо больший замысел.

Жизнь после смерти, путешествие в загробный мир.

Многие не могут найти слов, чтобы описать ту радость, чувство и новые знания, которые они приобрели в ходе «заглядывания» в загробный мир. Они говорят о немедленном прекращении всех переживаний и страданий тела. Быстро пролетая вдоль туннеля, они не испытывают страха перед небесным светом, который транслирует любовь и может говорить с ними.

Люди пытаются выразить радость встречи с силой Божьей, встречи с духами людей и домашних животных, которые умерли ранее. После смерти, по словам переживших клиническую смерть по тем или иным причинам, происходят встречи с высшими существами из света.

Одним из последствий такого опыта, является потеря страха перед фактом смерти. Разумеется, это невероятный случай из ничем недокументированных заявлений, но это самый волнующий человека вопрос, не так ли?

Дети, подростки, молодые люди, среднего возраста и пожилые люди, представители разных рас, включая духовенство и мирян — в каждой из этих категорий, находятся люди, кратковременно попадавшие в загробный мир. Люди возвращаются к жизни после нескольких минут, часов или даже дней после нахождения в состоянии клинической смерти.

Это удивительно, но по информации от исследователей явления, никакого вреда для здоровья в результате клинической смерти люди не испытывают. Хотя после четырех с половиной минут без кислорода, мозг начинает умирать и дело доходит до фактической смерти, организм этих очевидцев собственной смерти и последующего воскресения нормально функционирует.

Изумляет в этих случаях и другое, практически нет двух идентичных опытов жизни после смерти. Безусловно, общее поразительное сходство есть, тем не менее, некоторые подробности разнятся. Души одних просто летят на свет, будучи в полной уверенности, что впереди их ожидает исключительно доброе начало.

Их встречают вполне видимые тела родственников и друзей, умерших ранее. Все это происходит при содействии яркого сгустка света, который источает доброжелательность и умиротворение. По версии некоторых исследователей явления, это адаптационный момент, когда душа умершего постигает истины жизни загробного мира.

Однако в истории описываются и другие случаи заглядывания в Царство мёртвых. Если в первом варианте отправления в неизведанный мир души людей были спокойны, то часть переживших клиническую смерть испытала настоящий ужас;

— я слышал жуткие стоны и крики, мне было очень страшно и я боялся умереть. Так описывает свой опыт клинической смерти и полёт в загробную жизнь один из свидетелей явления. У него не было встречи со «светлым шаром» из добродетели. Его вообще кроме пугающих нечеловеческих воплей никто не встречал. Впрочем, у него не было и полёта в тоннеле, его с большой скоростью засасывала тёмная воронка, явно волоча в своей утробе к чему-то чрезвычайно плохому.

Многие говорят, что время предсмертного опыта дало им ощутить полноту жизни более полновесно чем когда-либо прежде. В тоже время, нам приходиться принимать реальность предсмертных видений на веру, без доказательств со стороны науки. Ведь нельзя исключить тот факт, что «исцеление души» от страха смерти, как и предсмертные видения, всего лишь уловка человеческого сознания в критических ситуациях, не так ли?

Нейрохирурги определили в области человеческого мозга так называемое «пятно Бога». Это та область височной доли над глазами, что более всего чувствительна к позитронной эмиссии излучения, также вызывая увеличенную тягу к духовным практикам. Возможно, «пятно Бога» имеет больший функционал, который нам пока неизвестен, но там может архивироваться наше «Я» личности/души.

Для многих из нас, предсмертный опыт сказки и выдумки, показываемые умирающим мозгом на последних минутах жизни. Миллионы людей считают это приобщением к высшим формам жизни, раскрытием новых уровней бытия еще при земной жизни. Некоторые даже считают, что тщательное изучение предсмертного опыта может привести к пониманию человеческой расы, и понять замысел Бога.

— Наблюдается изменение личности, у людей приобретается более широкий подход к вопросам духовного развития, большее беспокойство за других и свою планету, — говорит исследователь проблемы доктор Кеннет Ринг. Зачастую, испытав и вернувшись, в жизни людей доминируют духовные ценности. Особенно это касается тех людей, чей предсмертный опыт был крайне экстремальным, которые, судя по описаниям отправлялись в Ад).

Предсмертные видения, правда или вымысел?

Некоторые встречи и путешествия в загробный мир имеют страшные эффекты, которые могут напугать любого человека. В тоже время, исследователи никогда не встречались с теми людьми, которые получили серьезный вред здоровью, исключая психическую составляющую. В таких случаях, психологи обычно предлагают лечение от избавления страха. То есть, видения очень реальны и оставляют беспокойный след на личности, а значит, что-то всё-таки есть.

Исследования вопроса жизни после смерти и предсмертного опыта в частности, в 80-х годах двадцатого века (опрос Гэллапа) показали, что 35% населения имели опыт смерти. Это было записано в истории. Во многом благодаря сотням научных исследований предсмертных видений, официальная наука признает — такое явление действительно существует. Опыт переходивших черту жизни и смерти столь невероятен, что слово «воскресение» является более подходящим для этих случаев, полагают исследователи.

Тем не менее, есть противоречие относительно того, что именно вызывает предсмертные видения. Критики, которые отрицают подобные эффекты, игнорируя бесчисленные случаи этого толка считают, что в основе видений лежит работа медицинских препаратов (наркотического характера). Аргументом приводится то, что простые биохимические изменения вызывают галлюцинации, тем самым отвергая значимость предсмертных видений как свидетельств жизни после смерти.

Так что — все эти духовные переживания и видения являются, по сути, большой галлюцинаций «выключающегося» мозга? Однозначно об этом можно решить только получив неоспоримые доказательства существования жизни после смерти, что нам так или иначе все равно придется ждать.

Только будучи очевидцем своей смерти, можно стать свидетелем жизни после смерти, и видимо, никак иначе. И все же признаётся тот факт, что предсмертные переживания приносят новые возможности в личность человека, открывая в нем новые горизонты знаний — а вот за счёт чего происходит такое обогащение, наука пока не может сказать.

Умершего человека поминают на девятый и на сороковой день после смерти. Говорят, 40 дней его душа мается на земле, а уже потом - к Богу. Чтобы душа покойного «не выглядывала» из потустороннего мира, завешивают зеркала. Мы следуем этим традициям потому, что «так завещала бабушка». А бабушке - ее бабушка. Той - еще кто-то. Интуитивно мы верим и соблюдаем эти ритуалы.

Однако, эти ритуалы соблюдают не только люди верующие. Для скептиков - ученые доказали, что понятие «душа» - не только абстрактное, духовное, тема, присущая поэтам-романтикам понятие, он и имеет материальные характеристики, такие, как вес… Ученые подсчитали, что человеческая душа весит в среднем 6–7 граммов (маловато будет!).

Разговоры о пороге жизни и смерти - благодатная тема для многих людей разных сфер общественной жизни. Споры ведутся давно. Мнения разные.

Санкт-Петербургский физик Константин Коротков решил изучить подробнее одну из составляющих частей человеческой жизни, которая называется «смерть», то есть период, когда сердце остановилось, а родственники плачут и готовятся к похоронам.

В 1995 году К.Г.Коротковым был применен новый научный подход основанный на цифровой видеотехнике, современной электронике и количественной компьютерной обработке данных: метод газоразрядной визуализации (К.Г.Коротков, 1995). В 1996 году группой учёных под руководством профессора К.Г.Короткова был разработан первый образец аппарата газоразрядной визуализации - «Корона-ТВ».

Прибор позволял фиксировать свечение в реальном масштабе времени в обычном незатемненном помещении и на экране компьютера наблюдать изменение ауры человека. Основным источником формирования изображения явился газовый разряд вблизи поверхности исследуемого объекта, поэтому профессором Константином Георгиевичем Коротковым было введено новое название метода, учитывающее основные физические процессы, характерные для эффекта Кирлиан - метод Газоразрядной Визуализации (метод ГРВ).

Коротков исследовал пальцы умерших людей по методу, изобретенному супругами Кирлиан. Суть метода такова: в электромагнитном поле высокой напряженности вокруг живого объекта, будь то зеленый лист или палец, возникает лучистое свечение. Причем характеристики этого свечения напрямую связаны с его интенсивностью. Вокруг пальца человека здорового, жизнерадостного, свечение яркое и ровное. Любые «неисправности» в работе организма, не только известные, но и грядущие, о которых человек еще не подозревает, вызывают разрыв светящегося ореола, деформируют его и делают более тусклым.

Коротков решил проследить за кирлианским свечением по мере того, как организм будет умирать. Исследователь делал кирлиан-фотографии только что умерших людей. Через 1–3 часа неподвижная часть тела покойного фотографировалась в газоразрядной вспышке. Снимки обрабатывались на компьютере, составлялись диаграммы изменения интересующих параметров.

Возраст покойников - мужчин и женщин варьировался в пределах от 19 до 70 лет. Характер смерти был разный, что дало о себе знать. Снимки показали довольно любопытные результаты, удивившие самих исследователей (наверное, привыкших к чудесам). Мертвые вели себя как живые!

Как влияет самоубийство на тело и душу?

Характер колебаний различался в зависимости от того, какой смертью умер человек. Спокойные колебания с относительно небольшой амплитудой характеризовали естественную смерть старческого организма, выработавшего свой ресурс. Второй тип - колебания тоже относительно ровные, но имеющие один ярко-выраженный пик. Это «показания» покойников от «резкой» смерти: в результате несчастного случая, тромба, черепно-мозговой травмы, опоздавшей скорой.

И, наконец, очень динамичные долгие колебания с большой амплитудой. Такое ощущение, что душа умершего просто «бесится», не желая смириться с непоправимым. Эти «сведения» давали снимки людей, умерших «неожиданной» смертью, внезапной, трагической, обстоятельства которой, сложись по-другому, чем могли бы. Сюда относят и самоубийц.

Проведя цикл подобных экспериментов со свежим и замороженным мясом, никаких колебаний свечения ученый не обнаружил.

Что же тогда называть смертью?

Получается, это не предел жизни, за которым пустота и мрак и ничего нет, а лишь граница с другим миром, и переход туда не скоростным поездом, а постепенный.

У исследуемых трех групп он длился тоже разное время. При спокойной смерти свечение держалось от 16 до 55 часов. Резкая смерть приводила к видимому скачку либо через восемь часов, либо в конце первых суток, а через двое суток колебания сходили к фоновому уровню. При «неожиданной» смерти эти колебания были наиболее сильными и длительными. Амплитуда уменьшалась от начала к концу эксперимента. Свечение тускнело в конце первых суток и особенно в конце вторых. Однако ночью, в период с девяти до трех часов, наблюдались всплески интенсивности свечения.

Этот метод оказался очень полезеным. Российские криминалисты наловчились по «показаниям» трупа определять, какой смертью умер человек, насильственной или в результате самоубийства, или несчастного случая.

Коротков делился своими «впечатлениями» после экспериментов ночью. Его - человека закаленного, при входе в комнату морга охватывал внезапный страх. Находясь один на один с трупом, он чувствовал на себе пристальный взгляд. Такое бывает, когда, например, едешь в метро. Что-то заставляет оглянуться, и ты сталкиваешься с чужими глазами.

Коротков ни с чьими глазами не сталкивался, так как никого больше не было. Однако создавалось ощущение, что есть. Причем, этот кто-то здесь по праву, а ученый - непрошенный гость.

Не душа ли, фантом, астральное тело умершего, короче, человек из другого мира - наблюдал за физиком? На эту мысль наводит и тот факт, что, по словам Короткова, особо сильные ощущения появлялись не около трупа, а метрах в 5–7 от него. И взгляд, казалось, тоже исходил из другого угла. Не странно ли это? Не игра ли бурного воображения? Не бред ли субъекта, гоняющегося за славой?

А надо ли выяснять?

Почему бы просто не почитать сказки (или быль). Все равно когда-нибудь (надеюсь, не скоро) сами узнаем. Книга рассказывает о стадиях, которые проходит человек на пути к смерти. На какое-то время душа погружается в забвение и находится как бы в пустоте. Умирающий вдруг обнаруживает себя вне своего физического тела, он может взлететь, посмотреть на себя со стороны. Ощущение непривычное, необычное. Он видит родственников, друзей, рыдающих над его телом, хочет что-то ответить, успокоить, но его слова не слышат. Он еще не сознает, что мертв. Гадает - жив или нет и, когда понимает, что нет, не знает, куда идти, что делать. Он замечает, что может свободно подниматься на скалы, проходить сквозь стены. Если он при жизни был слепым или искалеченным, то здесь он от этого избавился.

Похоже на рассказы многих «очевидцев», переживших клиническую смерть.

Доктора Питер Фенвик и Сэм Парния из Саутгемптона исследовали пациентов после клинической смерти. Пережившие рассказывали примерно одно и то же. «Темный тоннель, а в конце свет, шум, звон разной интенсивности, слышны голоса, ощущение, что видишь свое тело со стороны, встречаешь умерших родственников и знакомых, проносятся картины всей жизни. Потом - стена: как граница между тем светом и этим»

Однако другие доктора опровергают эти утверждения. Л.З. Левит в «Интервью с частным психологом» объясняет что, когда части зрительной доли коры головного мозга уже страдают от нехватки кислорода, полюса обеих затылочных долей, имеющие двойное кровоснабжение, продолжают еще некоторое время функционировать. Поле зрения при этом сужается; остается лишь узкая полоса, обеспечивая центральное, «трубное» зрение. Отсюда и «свет в конце тоннеля».

Картины прожитой жизни тоже проносятся неспроста. В процессе умирания все участки мозга угасают не одновременно: начинается все с более новых структур, а заканчивается более древними. Восстановление протекает в обратном порядке, поэтому в процессе возвращения к жизни человека в его памяти всплывают в первую очередь наиболее стойко запечатлевшиеся «картинки».

http://extrasenstop.ru/4/134-chto-proishodit-posle-smerti.html по этой ссылке, ниже под статьёй, есть ещё дополнительные мат-лы по этой теме.


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Мы последуем, в иной мир, на Другую Сторону, и познакомиться поближе с этим удивительным миром. Вопреки общепринятому мнению о путешествии души после смерти, по прибытии «в мир иной» мы не возносимся к небесам, у нас не отрастают крылья и мы не порхаем над пушистыми облаками с арфой в руках. «Там» - тоже жизнь, настоящая, волнующая, счастливая.

Когда , мы оказывается на Другой Стороне, нас встречают друзья и родственники. Воссоединение с близкими - одно из самых радостных событий в нашей жизни. Следует помнить, мы отправляемся не в чужой и незнакомый мир, а возвращаемся Домой, где нас ожидают дорогие нам люди. Множество раз мы встречались и расставались в нынешней жизни и в прошедших жизнях как на Земле, так и на Другой Стороне.

По словам Франсины (духовная наставница), души заранее знают о нашем скором прибытии Домой по мерцанию света - «искры Божьей», которая горит внутри каждого из нас. Это, в буквальном смысле, наш «маяк» - вечный факел, светоч, озаряющий нашу душу. Когда меня спрашивают, будет жить тот или иной больной или же умрет, Франсина сообщает, мерцает ли его свет. Жители мира «по ту сторону» имеют возможность не только видеть это мерцание, но и определять, чужой или близкий им человек собирается покинуть земную жизнь. Это избавляет их от необходимости мчаться ко всем подряд Томасам, Джонам и Викам…, возникающим на пороге дома.

Франсина утверждает, что души в ином мире с легкостью опознают свет своих близких. Точно так же во время перемещения по городу мы в любой момент различаем предупреждающие огни светофоров. Мы знаем, на какие из них следует реагировать нам, а на какие - другим водителям. По такому же принципу обитатели другой Стороны определяют «своих» и, соответственно, встречают у выхода из туннеля только знакомых и родственников. Меня чрезвычайно обрадовала эта новость. Навряд ли, я пришла бы в восторг, увидав толпу встречающих меня незнакомцев. Вернувшись Домой мне бы не хотелось с фальшивой улыбкой слушать приветствия чужих людей, как китайский болванчик вежливо кивать направо и налево и лихорадочно соображая, кто они, почему их так много и за что мне такое наказание.

Наоборот, первая встреча всегда вызывает шквал положительных эмоций. Упоительные минуты воссоединения с родными, (друзьями и возлюбленными переполняют нас счастьем. Когда мы покидаем Землю, «там» нас встречают покойные близкие. Меня, к примеру, встретила бабушка Ада. В ином мире нас ждут все, кого мы любили в каждой из наших прошедших жизней и на Земле, и Дома. Многих из любимых и родственников мы не видели с того времени, как ушли из Дома, чтобы воплотиться в нынешней жизни.

Я никогда не забуду историю моего клиента Теда. Однажды Тед обратился ко мне в надежде, что я смогу помочь ему избавиться от разъедающего душу ужаса, который он испытывает думая о смерти. Я решила отправить Теда в его прошлое, потому как ему необходимо было убедиться, что он, познав когда-то смерть, остался в живых. В результате оказалось, что Тед в свое время «прославился» на Диком Западе как бандит, хотя, в целом, его «подвиги» не были настолько выдающимися, чтобы запечатлеться в скрижалях истории. По иронии судьбы, жизнь Теда оборвала не пуля, а болезнь. В те времена нередко умирали от туберкулеза. Тед вспомнил, что в свой последний час он сожалел о неудавшейся жизни. Никто не пришел утешить его. Вероятно, в целом мире не нашлось человека, который вспомнил о нем в тот момент и помолился о его душе. Внезапно в комнату к умирающему тихо вошла миловидная женщина. Она приблизилась к Теду, и ему почудилось, что он ее знает, хотя и не смог припомнить, где и когда они могли видеться. Он подумал, что бредит, и постарался прогнать видение, но незнакомка нежно взяла его за руку и позвала за собой.

Удивившись своему замечательному самочувствию, Тед поднялся и последовал за доброй незнакомкой. Она повела его не к двери, а к стене, которая неожиданно превратилась в огромный занавес, разрисованный волшебными, переливающимися красками. Этот занавес беззвучно отъехал в сторону, как бы приглашая Теда ступить на расстилавшуюся прямо перед ним удивительную поляну. Глянув назад, Тед посмотрел на свою крошечную, пустую комнату и замер в ужасе: его холодное, безжизненное тело так и оставалось на кровати.

У входа в чудесный мир Тед повернулся к незнакомке:
- Кто ты?
Излучая свет безграничной любви, она улыбнулась ему и ободряюще сжала его руку:
- Я умерла, подарив тебе жизнь.
С этими словами мать повела не знавшего ее сына Домой.
Тэд с легким сердцем уходил из моего офиса. В этой жизни он более не страшился смерти.


Я с нетерпением жду встречи еще кое с кем из обитателей Другой Стороны. Речь идет о «братьях наших меньших». Все наши любимцы из каждой минувшей жизни собираются вокруг, безумно радуясь встрече с нами, так что людям, желающим поприветствовать нас, стоит немалого труда пробиться сквозь плотную стаю счастливых животных.

Поверьте, четвероногие любимцы и в ином мире остаются нашими преданными друзьями. После своей смерти они продолжают охранять живущих на Земле. Мой хороший друг д-р Билл Яброфф не мог избавиться от ощущения, будто в его новом доме обитают невидимые «гости», и обратился ко мне за помощью. На протяжении нескольких часов я тщательно исследовала каждый сантиметр его дома, начиная с чердака и заканчивая подвалом, и не обнаружила ничего странного. Никаких привидений. Казалось, дом совершенно «чист». Чтобы окончательно в этом удостовериться, я предложила группе моих помощников остаться на ночь вместе со мной и Биллом в его доме. Так, на всякий случай. Мы включили магнитофон: а вдруг с помощью пленки удастся зафиксировать какие-либо необычные звуки?

Мы поочередно дежурили до самого утра. Ночь прошла без происшествий: никто из нас не слышал и не видел ничего сверхъестественного. Представьте наше удивление, когда мы, перемотав пленку, отчетливо услыхали оглушительный, неистовый лай собаки. Мы вновь расспросили друг друга о прошедшей ночи, даже поговорили с соседями, и пришли к выводу, что для человеческого уха ночь в действительности была тихой: ни единого звука, ни намека на присутствие собаки или другого существа. Последующие прослушивания записи полностью развеяло наши сомнения: действительно лаяла собака.

Я была в замешательстве. Я обратилась к Франсине, и она терпеливо разъяснила, что в одной из моих прошлых жизней, когда я жила на Аляске, у меня была собака, преданная, жизнерадостная лайка, которая до сих пор ревностно защищает меня. Дома у Билла она просто хотела убедиться, что никто из духов не посмеет при ней потревожить мой сон.

В ином мире нас также ожидают наши духовные близнецы. Я объясню, почему сокрушенно качаю головой каждый раз, когда рассказываю о распространенных заблуждениях по поводу душ-близнецов. Создатель наделил всех людей и мужскими, и женскими чертами. Фактически, мы посещаем этот мир как в мужском, так и в женском теле. Кроме этого, у каждого из нас есть духовный близнец, говоря по другому, - наше зеркальное отражение. Очень часто человек верит, что духовный близнец - это его «вторая половинка». Типичное заблуждение. Хотя, может быть, вам легче жить с мыслью, что вы, ваши близкие, знакомые и друзья - не более чем «полу-люди», скитающиеся по свету в поисках своей недостающей части? Хочу свергнуть с пьедестала утверждение, будто духовный близнец избирает пол, чтобы разжечь огонь любви в своем суженом. Нонсенс. Не стоит верить в миф о том, что однажды, по счастливой случайности, вы встретите на Земле свою «половинку» и, волею небес, будете вместе жить «долго и счастливо и умрете в один день», то есть станете преданными возлюбленными или образцовыми супругами.

Если вы и ваш духовный близнец воплотитесь в земной жизни одновременно, это произойдет только по воле случая. Ну скажите, к чему вам стремиться встретиться в земной жизни, если в вашем распоряжении целая вечность, которую вы можете провести вместе на Другой Стороне? Даже там вы живете независимо друг от друга и вас нельзя назвать «неразлучной парой». Возможно, сейчас я в пух и прах разбиваю чье-то романтическое мировоззрение. Но поймите, стремление найти свою «вторую половинку» - не более чем навязчивая идея. Мне приходится утешать тысячи разочарованных клиентов. Они льют нескончаемые потоки слез, рассказывая о своих напрасных попытках отыскать «единственного и неповторимого», о растоптанных чувствах, о разбитых сердцах. Дорогие читатели, позвольте сказать вам то же, что я обычно говорю своим клиентам: «Мне точно известно, где сейчас ваш духовный близнец. Она на Другой Стороне, собирается организовать банкет, чтобы достойно отметить ваше возвращение Домой».

Если вы, оказавшись Дома, не встретитесь с вашим покойным возлюбленным, это не означает, что вы его никогда более не увидите. За несколько мгновений до вашего возвращения он может воплотиться для очередной земной жизни, но пройдет какое-то время и вы вновь с ним воссоединитесь. Если же он выберет , ваша встреча состоится не ранее, чем через годы, десятилетия или даже столетия. Это будет зависеть от его личного стремления вернуться к вам. Пока наша земная жизнь ограничена временными рамками, нам трудно осознать, что такое Вечность. На Другой Стороне времени не существует. Если я спрашиваю Франсину, как долго или когда именно будут происходить те или иные события, она отвечает несколько нетерпеливо: «По-вашему, месяц» или «Год в вашем мире». Долгая земная жизнь воспринимается на Другой Стороне так, словно человек «на минутку» отлучился из Дома. Потому пусть вас не обеспокоит новое воплощение вашего возлюбленного. В итоге вам покажется, что он вышел на короткую прогулку и тут же возвратился.

Сейчас хотелось бы подчеркнуть, что Дома каждый духовный наставник в числе первых встречает своего подопечного. Именно духовный наставник сопровождает нас на всех этапах, которые нам надлежит пройти для успешного завершения нашего перехода из этого измерения в измерение Другой Стороны.

Когда заканчивается торжественная часть, посвященная нашему счастливому возвращению, наш духовный наставник ведет нас к великолепному, построенному в романском стиле зданию, расположенному недалеко от туннеля. Это Храм Мудрости. Мы видим его, как только выходим из туннеля. Перефразируя известное выражение «все дороги ведут в Рим», я бы сказала, что все туннели ведут к Храму Мудрости. Мы зачарованно рассматриваем скульптуры и фонтаны, расположенные перед входом в это фантастическое строение, любуемся неувядающей красотой цветов вокруг и наслаждаемся их нежным благоуханием.

И вот мы входим в Храм Мудрости и видим гигантских размеров зал с возвышающимися по его периметру колоннами. Наш духовный наставник подводит нас к одной из белых мраморных скамей. Он отступает, как только мы садимся и запускаем процесс, знакомый многим из тех, кто заглянул в мир «по ту сторону» и после возвратился на Землю. Однако только единицы из них могут вспомнить все подробности этого процесса.

Loading...Loading...