Страны где есть православие. Православные страны: список

ХРИСТИАНСТВО, самая крупная по числу последователей мировая религия.

Возникла в Палестине вокруг личности Иисуса Христа, в результате Его деятельности, а также деятельности Его ближайших последователей.

Время возникновения христианства обычно относят к 33 н. э. - году распятия Иисуса Христа на кресте, однако название «христиане» не сразу закрепилось за сторонниками новой религии и начало впервые употребляться в Антиохии в 40-44.

Дата рождения Иисуса Христа была положена в основу нового летосчисления высокообразованным монахом Дионисием Малым (ум. около 526), который был по происхождению скифом, но с конца V в. жил в Риме. Однако многие религиеведы считают, что Дионисий в своих расчётах ошибся, и утверждают, что рождение Христа произошло 4 или 6 годами раньше.

Иисус Христос родился в небольшом палестинском городе Вифлееме в семье бедного пожилого плотника Иосифа и его жены Марии. Христиане верят, что рождение Христа его матерью совершилось чудесным путём в результате непорочного зачатия по наитию Святого Духа. О большей части жизни Иисуса Христа - его детских, отроческих и молодых годах вплоть до 30 лет - известно мало. О последних годах жизни Христа, когда он начал проповедовать новую веру, весьма подробно сообщается в священной книге христиан - Библии (во второй её части - Новом Завете).

Христианство весьма быстро получило широкое распространение. Уже в год распятия Христа первые христиане появились на современной территории Палестины , Израиля , Египта , Ливана (тогдашней Финикии), Иордании , Ливии , Сирии , Италии . В I в. приверженцы христианства появляются также на современной территории Турции (Малой Азии), Армении , Судана (Нубии), Эфиопии , Греции , Кипра , Ирана (Персии), Ирака (в древней Мидии и других областях), Индии , Мальты , Хорватии (Далмации), Югославии (Иллирии), Британии, Испании , Македонии , Албании (входившей тогда в состав Македонии), Туниса , Франции (Галлии), Германии , Алжира , Румынии (Дакии), Шри-Ланки (Цейлона), а также на Аравийском полуострове. В I в. апостол Андрей Первозванный, согласно преданию, отражённому в русской летописи, проповедовал на современной территории России и Украины . Во II в. христиане появляются на современной территории Марокко , Болгарии (Мезии и Фракии), Португалии (Лузитании), Австрии , Швейцарии (Реции), Бельгии , в III в. - на территории Венгрии (Паннонии), Грузии , в IV в. - в Ирландии , в VII в. - на современной территории Нидерландов , в VIII в. - в Исландии , в IX в. - в Дании , Чехии , Швеции , Норвегии , в X в. - в Польше , в XI в. - в Финляндии . С конца XV в. началась христианизация Америки, в XVI в. в христианство была обращена Большая часть населения Филиппин. В XV-XVIII вв. христианские миссионеры пытались вести прозелитическую работу в странах Африки к югу от Сахары, но успехов не достигли. Лишь с середины XIX в. миссионерская деятельность стала приносить ощутимые результаты, и к настоящему времени значительная часть населения Африки к югу от Сахары христианизирована. Прозелитическая работа на некоторых островах Океании была начата ещё в XVII в., однако основная часть населения Океании была обращена в христианство лишь в XIX-XX вв.

Распространение христианства, особенно в первые 5 столетий н. э., шло очень быстрыми темпами. Если в 100 христиане составляли, по приблизительным подсчётам, приводимым известным английским специалистом по конфессиональной статистике Д. Б. Барреттом, лишь 0,6% мирового населения, то в 200 - 3,5%,300 - 10,4%,400 - 18,6%. В дальнейшем рост замедлился, а в отдельные периоды доля последователей христианства в мировом населении даже сокращалась.

Триумфальное шествие христианства по нашей планете было связано с целым рядом особенностей этой религии. Прежде всего следует отметить, что людей привлекали в христианстве его очень высокие гуманистические принципы, его обращённость ко всем расовым, этническим и социальным группам. Определённую роль сыграла и провозглашённая самим Иисусом Христом миссионерская направленность новой веры. Позже своеобразной пропагандой христианства служило и то обстоятельство, что именно христианские страны добивались в большинстве случаев наиболее ярких успехов в своём экономическом, социальном и культурном развитии.

Дать общую характеристику доктринальных положений, культа и организации христианства очень трудно, так как в настоящее время оно не представляет собой единого целого. Однако, несмотря на длительный период разделения на отдельные ветви и возникшие в это время различия, всё же сохранился ряд черт, присущих большинству направлений христианства. Что касается догматики, то основная часть христиан почитает Иисуса Христа как второго лица Божественной Троицы, которая представляет собой единое Божество в трёх лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священным Писанием почти у всех сторонников христианства (за исключением приверженцев небольшого числа маргинальных квазихристианских групп) признаются Ветхий и Новый Заветы.

Впрочем, Священное Писание принимается различными направлениями христиан в неодинаковом объёме. Как указывалось, оно состоит из двух частей: Ветхого Завета, который признают и иудаисты под именем Танаха (см. ), и Нового Завета. Ветхий Завет, кодифицированный еврейскими хранителями предания - масоретами, состоит из 39 книг (названия книг даются в их христианском варианте): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых, Книга Руфи, Первая, Вторая, Третья и Четвёртая книги Царств (у католиков соответственно - Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей), Первая и Вторая книги Паралипоменон (у католиков - Первая и Вторая книги Хроник), Первая книга Ездры, Книга Неемии (у католиков - Вторая книга Ездры), Книга Есфири, Книга Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, книги 12 так называемых малых пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).

Однако, когда в III-II вв. до н. э. Ветхий Завет (Танах) был переведён на греческий язык в связи с массовым переходом на него евреев диаспоры, в Септуагинте (так был назван перевод, поскольку его выполнило 70 толковников) оказалось на 10 книг больше (по-видимому, последнее было связано с тем, что переводчики работали с какими-то иными, отличными от «масоретских» рукописей текстами). Этими 10 книгами были Вторая книга Ездры (у католиков - Третья книга Ездры), Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В сделанном в конце IV - начале V вв. переводе Библии на латинский язык имеется ещё Третья книга Ездры (у католиков она разбита на 2 части - Четвёртую и Пятую книги Ездры), которой нет ни на еврейском, ни на греческом языках. К перечисленным книгам разные направления христианства отнеслись неодинаково. Если последователи Римско-католической церкви полностью доверились им и ввели их в канон, то православные христиане, хотя и включили их в Библию, особо выделили как неканонические (душеполезные, но не богодухновенные) книги, а приверженцы протестантизма вообще отказались признать их, включив в Библию лишь «масоретские» тексты.

Что же касается Нового Завета, то он принят без каких-либо оговорок подавляющим большинством христиан (за исключением лишь нескольких маргинальных квазихристианских групп). Эта часть Библии была написана значительно позже Ветхого Завета в I в. христианской эры учениками Иисуса Христа - апостолами после его мученической смерти на кресте. Всего книг Нового Завета 27. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), книга Деяния апостолов,21 соборное послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды,14 посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

В краткой форме основные догматы христианства изложены в трёх исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. Некоторые христианские конфессии признают в равной мере все 3 символа, другие отдают предпочтение какому-то одному из них. Отдельные протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов.

Древнейший из символов - Апостольский, впервые сформулированный ранее середины II в., в своём первоначальном виде читался так: «Верую в Бога, Отца Вседержителя; и во Христа Иисуса, Сына Его единородного, Господа нашего, рождённого от Духа Святого и Марии Девы, распятого при Понтийском Пилате и погребённого, в третий день воскресшего из мёртвых, восшедшего на небеса, сидящего одесную (по праву руку) Отца, откуда он грядёт судить живых и мёртвых; и в Духа Святого, во святую Церковь, во оставление грехов, в воскресение плоти. Аминь». В некоторых более поздних формах в него был внесён ряд добавлений. Например, после слова «погребённого» было вставлено выражение «сошедшего в преисподню», после слова «Церковь» - фраза «в общение святых» и т. д. Этот символ пользуется большим авторитетом во многих христианских, прежде всего протестантских, конфессиях. В православии Апостольский символ фактически вытеснен Никео-Константинопольским символом, который близок к первому, но более чётко отражает сущность христианского вероучения. Он был принят на первых двух Вселенских Соборах - I Никейском (325) и I Константинопольском (381) и на русском языке звучит так: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Который рождён от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии и вочеловечившегося. Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого. И воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мёртвых, Которого царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Который исходит от Отца, Которому поклоняемся и Которого славим вместе с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков. Во единую святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Жду воскресения мёртвых. И жизни будущего века. Аминь».

Третий исторический символ веры - Афанасьевский - был так назван, поскольку приписывался александрийскому епископу св. Афанасию Великому (около 295-373), однако сейчас полагают, что он был составлен, когда Афанасия уже не было в живых - в V или VI вв. От двух других символов веры Афанасьевский отличается строгим догматизмом и сжатостью. В символе дана краткая формулировка двух важнейших доктрин христианства: учений о Св. Троице и о воплощении Иисуса Христа. В первой части говорится о 3 лицах Божества при единстве существа, во второй - о 2 естествах Иисуса Христа при единстве лица.

Именно эти 2 важнейших догматических положения христианства признаются подавляющим большинством христиан. Первую доктрину не признают лишь группы, придерживающиеся унитарианства, вторую - монофиситы и несториане.

Основная часть христиан принимает и другие кардинальные христианские догматы, содержащиеся в Никео-Константинопольском и Апостольском символах веры: они верят в боговоплощение, крестную жертву Иисуса Христа, своей мученической смертью искупившего грехи людей, воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо, грядущее второе пришествие Христа, будущее воскресение мёртвых и вечную жизнь после воскресения.

Большинство христиан признаёт необходимость совершения таинств - священных действий, призванных сообщить верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства далеко не единодушны. Если православные, монофиситы и католики признают 7 таинств: крещение, миропомазание (у католиков - конфирмация), причащение, покаяние, елеосвящение, брак, священство, несториане тоже 7 таинств, но в несколько ином составе: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, святая закваска, крестное знамение, то большинство протестантов - только 2: крещение и причащение (Вечерю Господню). Причём многие протестанты, совершая крещение и причащение, рассматривают их не как таинства, а как простые обряды. Наконец, есть протестантские конфессии (квакеры, Армия спасения), отвергающие не только таинства, но и какие-либо христианские обряды.

Богослужебная практика у христиан разных направлений очень разнородна. Весьма торжественная литургия в православных и других восточных, а также в католической (где она именуется мессой) церквах противопоставляется простоте богослужебной практики в большинстве протестантских церквей (англиканские церкви занимают в этом отношении промежуточное положение). Общих черт в культе разных направлений христианства не так много. Прежде всего это чтение Священного Писания. Весьма распространён также сбор пожертвований.

В церковной организации у разных христианских конфессий наблюдается весьма широкий диапазон от чрезвычайно жёсткой централизации (Римско-католическая церковь, протестантские деноминации Армия спасения и адвентисты седьмого дня) до фактически полной независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегациональные церкви, так называемые Церкви Христа и др.). Однако для большинства христианских конфессий всё же характерно признание необходимости создания церковной структуры и подготовки священнослужителей.

Вопреки положению о единой церкви, содержащемуся в Никео-Константинопольском символе веры, христианство не представляет сейчас собой единого целого, а распадается на большое число отдельных направлений, течений, деноминаций. Основные направления - православие, католицизм [см. Римско-католическая церковь], протестантизм, монофиситство, несторианство. Из них только Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока едины (каждая в отдельности) в вероисповедном и в организационном отношениях (что касается обрядности, то здесь у католиков допускаются определённые различия). Православие и монофиситство, представляя собой (каждое из этих двух направлений в отдельности) определённое единство в доктринальном отношении, в организационном отношении не едины и делятся на значительное число поместных церквей. При этом если в отдельных православных церквах различия в обрядности минимальны, то в монофиситских церквах [в Армянской апостольской церкви, Сирийской православной (яковитской) церкви, Коптской православной церкви, Эфиопской православной церкви] они существенны.

Протестантизм же не представляет собой единого целого ни в доктринальном, ни в культовом, ни в организационном отношении. Он распадается на очень большое число разных течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, методизм, баптизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации, церкви.

Кроме указанных направлений христианства есть ещё христианские конфессии, которые трудно определённо отнести к какому-либо из этих направлений.

Общая численность христиан, по подсчётам Д. Б. Барретта, составляла в 1996 году 1955 млн. человек, около 34% всего населения мира. Таким образом, каждый третий житель Земли - христианин. По численности последователей христианство почти вдвое превосходит вторую по влиянию религию мира - ислам.

Хотя христианство прежде считалось преимущественно европейской религией, в настоящее время наибольшее число христиан сосредоточено не в Европе, а в Америке - 711 млн. (что составляло 36% всего христианского населения Земли в 1996). В Европе (включая азиатскую часть России) живёт 556 млн. христиан (28% от общего числа), в Африке - 361 млн. (18%), в Азии - 303 млн. (16%), в Австралии и Океании - 24 млн. (1%).

Америка выделяется и наиболее высокой долей христиан в своём общем населении - 90%. В Европе христиане составляют 76% всего населения, в Австралии с Океанией - 84%, в Африке - 48%, в Азии - только 9%.

В Америке самая большая группа христиан имеется в США (данные по всем странам даны на 1990) - 216 млн., что составляет 86,5% всего населения. Много христиан также в Бразилии (139 млн., или 92%), Мексике (84 млн., или 95%), Колумбии (31 млн., или 97,5%), Аргентине (31 млн., или 95,5%), Канаде (22 млн., или 83,5%), Перу (22 млн., или 97,5%), Венесуэле (19 млн., или 94,5%), Чили (12 млн., или 89%), Эквадоре (11 млн., или 98%), Гватемале (8,8 млн., или 96%), Доминиканской Республике (7 млн., или 98%), Гаити (6,4 млн., или 98%), Боливии (5,5 млн., или 76%), Сальвадоре (5,1 млн., или 97,5%), Гондурасе (5 млн., или 98%), на Кубе (4,6 млн., или 44%), в Парагвае (4,2 млн., или 98%), Никарагуа (3,8 млн., или 97%), Пуэрто-Рико (3,6 млн., или 98%), Коста-Рике (2,8 млн., или 93%), Панаме (2,2 млн., или 91%), на Ямайке (2,2 млн., или 86%), в Уругвае (1,9 млн., или 61%). Христиане составляют также большинство населения на Тринидаде и Тобаго (790 тыс., или 60% населения), в Гайане (377 тыс., или 50%), на Гваделупе (326 тыс., или 96%), Мартинике (317 тыс., или 96%), Багамских Островах (245 тыс., или 94%), Барбадосе (234 тыс., или 90%), Нидерландских Антильских островах (173 тыс., или 94,5%), в Белизе (168 тыс., или 92%), на Сент-Люсии (146 тыс., или 95%), на принадлежащих США Виргинских островах (110 тыс., или 97%), Сент-Винсенте и Гренадинах (109 тыс., или 94%), во Французской Гвиане (102 тыс., или 87%), на Гренаде (102 тыс., или 99%), Антигуа и Барбуде (82 тыс., или 96%), Доминике (75 тыс., или 92%), Арубе (61 тыс., или 97%), в Гренландии (55 тыс., или 98%), на Бермудских островах (52 тыс., или 89%), Сент-Кристофере и Невисе (41 тыс., или 96,5%), островах Кайман (24 тыс., или 91%), Монтсеррате (12,5 тыс., или 96%), Британских Виргинских островах (12 тыс., или 95,5%), островах Теркс и Кайкос (9,3 тыс., или 99%), Ангилье (6,7 тыс., или 96%), Сен-Пьере и Микелоне (6,2 тыс., или 99%), Фолклендских островах (1,7 тыс., или 87% населения). Лишь на отмеченной выше Кубе , а также в Суринаме христиане не составляют абсолютного большинства населения (в Суринаме их 183 тыс., или 45% всего населения), хотя и в этих странах приверженцы христианства образуют относительное большинство.

В Европе также почти всюду преобладают христиане. Они составляют абсолютное большинство населения в Германии (60 млн., или 76% населения), Италии (46 млн., или 80%), Франции (40 млн., или 71,5%), Великобритании и Северной Ирландии (38 млн., или 66,5%), Польше (37,5 млн., или 98%), Испании (31 млн., или 79,5%), Румынии (20 млн., или 85%), Нидерландах (9,7 млн., или 65%), Португалии (9,9 млн., или 96%), Греции (9,8 млн., или 98%), Венгрии (9,1 млн., или 87%), Бельгии (8,9 млн., или 89%), Югославии (7,7 млн., или 74%), Чехии (7,6 млн., или 74%), Австрии (6,8 млн., или 90%), Болгарии (6,2 млн., или 69%), Швейцарии (6 млн., или 92%), Швеции (5,3 млн., или 64%), Дании (4,7 млн., или 91%), Финляндии (4,5 млн., или 90%), Хорватии (4,2 млн., или 88%), Норвегии (4 млн., или 95%), Словакии (3,8 млн., или 72%), Ирландии (3,6 млн., или 96%), Литве (3,2 млн., или 86%), Словении (1,6 млн., или 82,5%), Латвии (1,5 млн., или 55%), Македонии (1,3 млн., или 63%), Эстонии (949 тыс., или 60%), Люксембурге (355 тыс., или 97%), на Мальте (349 тыс., или 99%), в Исландии (249 тыс., или 98%). Христиане составляют подавляющее большинство также в Андорре (48 тыс., или 95%), Монако (27 тыс., или 94%), Лихтенштейне (27 тыс., или 95%), Сан-Марино (22 тыс., или 95%), Ватикане (0,8 тыс., или 100%), а также в Гибралтаре (26 тыс., или 87%). Преимущественно христианскими по составу населения являются и европейские страны СНГ: Россия (83 млн., или 56% населения), Украина (38 млн., или 73%), Белоруссия (7,3 млн., или 71%) и Молдавия (3,1 млн., или 71% населения). Лишь в двух европейских странах приверженцы христианства не образуют абсолютного большинства населения: Боснии и Герцеговине (1,8 млн., или 42% населения; вместе с тем христиане находятся в этой стране в относительном большинстве) и Албании (584 тыс., или 18%).

Из 57 стран Африки (не считая так называемой Британской территории Индийского океана, не имеющей постоянного населения, но включая Западную Сахару) в 29 странах христиане образуют большинство населения. Это: Нигерия (43 млн., или 50% населения),

Насколько хорошо вы знаете свою веру, её традиции и святых, а также положение православной Церкви в современном мире? Проверьте себя, прочтя ТОП-50 интересных фактов о Православии!

Представляем вашему вниманию первую часть нашего собрания интересных фактов.

1. Почему «Православие»?

Правосла́вие (Калька с греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

2. Во что верят православные?

Православные христиане верят в единого Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа, имеющего единую сущность, но при этом три ипостаси.

Православные христиане, исповедуя веру в Святую Троицу, основывают её на Никео-Цареградском символе веры без добавлений и искажений и на догматах веры, установленных собраниями епископов на семи Вселенских соборах.

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39 ). Где нет Духа, там нет Православия», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

3. Как организована Православная Церковь?

Сегодня она разделена на 15 автокефальных (полностью самостоятельных) Поместных Православных Церквей, имеющих между собой взаимное евхаристическое общение и составляющих единое тело Церкви, основанной Спасителем. При этом, основателем и главой Церкви является Господь Иисус Христос.

4. Когда появилось Православие?

В I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

5. Вселенские соборы и Всеправославный собор

В конце июня 2016 года должен состояться Всеправославный собор. Некторорые ошибочно именуют его Восьмым Вселенским собором, но это не так. На Вселенских соборах всегда разбирались значимые ереси, угрожавшие существованию Церкви, чего сейчас не планируется.

Кроме того, Восьмой Вселенский собор уже состоялся — в Константинополе в 879 году при патриархе Фотии. Однако, так как Девятого Вселенского собора не состоялось (а Вселенским предыдущий собор традиционно объявляется последующим Вселенским собором), то на данный момент Вселенских соборов официально насчитывается семь.

6. Женское духовенство

В Православии невозможно представить женщину диаконом, священником или епископом. Это не связано с дискриминацией или неуважением к женщине (примером тому — Богородица, почитаемая превыше всех святых). Дело в том, что священник или епископ на богослужении представляет собой образ Господа Иисуса Христа, а он вочеловечился и прожил свою земную жизнь мужчиной, именно поэтому его не может представлять женщина.

Известные же в Древней Церкви диакониссы — это не женщины-диаконы, а катехизаторши, беседовавшие с людьми перед Крещением и выполнявшие другие функции церковнослужителей.

7. Численность православных

Данные середины 2015 года свидетельствуют, что в мире 2 419 миллионов христиан, из которых 267-314 миллионов относят к Православию.

На самом деле, если отнять 17 миллионов раскольников различного толка и 70 миллионов членов Древних Восточных Церквей (не принимающих постановлений одного или ескольких Вселенских соборов), то строго православными можно считать 180-227 миллионов человек по всему миру.

8. Какие существуют Православные Церкви?

Поместных Православных Церквей пятнадцать:

  • Константинопольский Патриархат
  • Александрийский Патриархат
  • Антиохийский Патриархат
  • Иерусалимский Патриархат
  • Московский Патриархат
  • Сербский Патриархат
  • Румынский Патриархат
  • Болгарский Патриархат
  • Грузинский Патриархат
  • Кипрская Православная Церковь
  • Греческая Православная Церковь
  • Польская Православная Церковь
  • Албанская Православная Церковь
  • Чехословацкая Православная Церковь
  • Православная Церковь Америки

В составе Поместных существуют также Автономные Церкви с различной степенью самостоятельности:

  • Синайская Православная Церковь ИП
  • Финская Православная Церковь КП
  • Японская Православная Церковь МП
  • Китайская Православная Церковь МП
  • Украинская Православная Церковь МП
  • Охридская архиепископия СП

9. Пять крупнейших Православных Церквей

Самая крупная Православная Церковь в мире — Русская, насчитывающая 90-120 миллионов верующих. Следующие по численности четыре Церкви в порядке убывания:

Румынская, Элладская, Сербская и Болгарская.

10. Самые православные государства

Самое православное государство в мире — это… Южная Осетия! В ней к Православию себя относят 99% населения (50 с лишним тысяч человек из 51 с лишним тысячи населения).

Россия, в процентном отношении, не входит даже в первую десятку и замыкает дюжину самых православных государств мира:

Греция (98%), Приднестровская Молдавская Республика (96,4%), Молдавия (93,3%), Сербия (87,6%), Болгария (85,7%), Румыния (81,9%), Грузия(78,1%), Черногория (75,6%), Украина (74,7%), Белоруссия (74,6%), Россия (72,5%).

11. Крупные православные общины

В некоторых «нетрадиционных» для Православия странах имеются очень большие православные общины.

Так, в США это 5 миллионов человек, в Канаде 680 тысяч, в Мексике 400 тысяч, в Бразилии 180 тысяч, в Аргентине 140 тысяч, в Чили 70 тысяч, в Швеции 94 тысяч, в Бельгии 80 тысяч, в Австрии 452 тысячи, в Великобритании 450 тысяч, в Германии 1,5 миллиона, во Франции 240 тысяч, в Испании 60 тысяч, В Италии 1 миллион, 200 тысяч в Хорватии, 40 тысяч в Иордании, 30 тысяч в Японии, по 1 миллиону православных — в Камеруне, Демократической Республике Конго и Кении, 1,5 миллиона в Уганде, более 40 тысяч в Танзании и 100 тысяч в ЮАР, а также 66 тысяч в Новой Зеландии и более 620 тысяч в Австралии.

12. Государственная религия

В Румынии и Греции Православие является государственной религией, в школах преподаётся Закон Божий, а жалованье священникам выплачивается из государственного бюджета.

13. Во всём мире

Христианство — единственная религия, представленная во всех 232 странах мира. Православие представлено в 137 странах мира.

14. Мученичество

За всю историю более 70 млн христиан стали мучениками, причем 45 млн из них погибли в XX веке. По некоторым сведениям, в XXI веке ежегодно число убитых за веру во Христа увеличивается на 100 тыс. человек.

15. «Городская» религия

Христианство изначально распространялось именно по городам Римской империи, приходя в сельские окрестности спустя 30-50 лет.

Сегодня большинство христиан (64%) также проживают в городах.

16. «Религия книги»

Основные вероучительные истины и предания христиан записаны в Библии. Соответственно, чтобы стать христианином, необходимо было овладеть грамотой.

Зачастую, ранее непросвещённые народы получали вместе с христианством собственную письменность, литературу и историю и связанный с ними резкий культурный подъём.

Сегодня, доля грамотных и образованных людей среди христиан выше, чем среди атеистов и представителей других вероисповеданий. Для мужчин — эта доля 88% от общей численности, а для женщин — 81%.

17. Удивительный Ливан

Страна, в которой около 60% жителей мусульмане, а 40% — христиане, уже более тысячи лет обходится без религиозных конфликтов.

По Конституции, в Ливане свой особый политический строй — конфессионализм, и от каждой конфессии в местном парламенте всегда присутствует строго оговоренное число депутатов. Президентом Ливана всегда должен быть христианин, а премьер-министром — мусульманин.

18. Православное имя Инна

Имя Инна изначально было мужским. Его носил ученик апостола Андрея Первозванного - христианский проповедник 2 века, вместе с проповедниками Риммой и Пинной жестоко убитый языческим правителем Скифии и получивший статус мученика. Однако, попав к славянам, имя постепенно трансформировалось в женское.

19. Первый век

К концу I века христианство распространилось по всей территории Римской империи и даже перешагнуло её границы (Эфиопия, Персия), а численность верующих достигла 800 000 человек.

К этому же периоду были записаны все четыре канонических Евангелия, а христиане получили своё самоназвание, впервые прозвучавшее в Антиохии.

20. Армения

Первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, стала Армения. Святой Григорий Просветитель принёс христианскую веру в эту страну из Византии, в начале IV века. Григорий не только проповедовал в странах Кавказа, но и придумал азбуки для армянского и грузинского языков.

21. Стрельба ракетами — самая православная игра

Каждый год на Пасху в греческом городке Вронтадос на острове Хиос случается ракетное противостояние между двумя церквями. Цель их прихожан - поразить колокольню церкви противников, а победителя определяют на следующий день, подсчитывая количество попаданий.

22. Откуда на православном кресте полумесяц?

Некоторые ошибочно считают, что он появился в период христиано-мусульманских войн. Якобы, «крест побеждает полумесяц».

На самом деле — это древнехристианский символ якоря — надёжной опоры в бурном море житейских страстей. Кресты-якоря встречаются ещё в первые века христианства, когда об исламе не слышал ещё ни один человек на Земле.

23. Самый большой колокол в мире

В 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн), а в 1668 году он был поднят на звонницу в Кремле.

По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тонн, требовалось не менее 40 человек.

Звонил чудо-колокол до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

24. Изображение Бога Отца

Изображение Бога Отца было запрещено Большим Московским Собором еще в XVII веке на том основании, что Бога «никтоже виде когда во плоти». Тем не менее, существует довольно много иконописных изображений, где Бог Отец представлен в виде благообразного старца с треугольным нимбом.

В истории литературы было немало произведений, которые становились мировыми бестселлерами, интерес к которым держался годами. Но проходило время, и интерес к ним пропадал.

А Библия без всякой рекламы пользуется популярностью на протяжении почти 2000 лет, являясь на сегодня бестселлером № 1. Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров, то есть каждую секунду в мире печатается одна Библия.

Андрей Сегеда

Вконтакте

ПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. ortodoxia - православие), называли себя в 1-м тысячелетии обе ветви христианства - восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после происшедшего в 1054 раскола название «православная» закрепилось за Восточной церковью.

Считается, что православие возникло в 33 среди греков, живших в Иерусалиме. Основателем его был сам Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства.

Главные положения православного вероучения содержатся в Никео-Константинопольском (Никео-Цареградском) символе веры, принятом на I и II Вселенских соборах, проходивших соответственно в 325 в Никее и в 381 в Константинополе (Царьграде). Два других христианских символа веры - Апостольский и Афанасьевский православием не отвергаются, однако считается, что они покрываются Никео-Цареградским символом. Этот символ состоит из 12 членов и особенно подробно отражает те вопросы, из-за которых возникали споры и образовывались ереси. Принятая на I и II Вселенских соборах формула у православных не изменялась и сохранилась в первоначальном виде. Она такова: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаювоскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».

Таким образом, православные верят в единого Бога, выступающего в трёх лицах - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа - Божественную Троицу. Первый член символа веры посвящён Богу Отцу, который сотворил весь существующий мир. Со второго по седьмой члены символа веры посвящены Сыну Божьему - Иисусу Христу. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: божественную и человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Иисус Христос был рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят также в воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо. Они ждут второго пришествия Иисуса Христа (когда же оно будет, известно только Богу) и установления на Земле Царства Божьего. Восьмой член символа веры посвящён Святому Духу, который, согласно православному вероучению, исходит только от Бога Отца. В девятом члене символа веры говорится о Церкви, которая является единой, святой, соборной и апостольской. Она едина, потому что Бог един и потому что единый глава Церкви - Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Церковь считается соборной (или кафолической), поскольку она полная, законченная, не нуждающаяся в дополнениях. Церковь называется апостольской, так как она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных Богом Отцом, а также на апостолах, посланных Иисусом Христом распространять его веру. Приобщение к Церкви происходит через крещение - этому посвящён десятый член символа веры. Православные считают, что в этом члене подразумеваются также 6 других таинств. В одиннадцатом и двенадцатом членах символа веры говорится о вере в воскресение из мёртвых и в вечную жизнь.

На II Вселенском соборе было решено впредь не вносить в символ веры никаких изменений и дополнений, чтобы не исказить веру.

Православные верят в посмертное воздаяние - рай и ад.

Религиозным символом у православных является крест, причём признаётся и четырёх-, и шести-, и восьмиконечный крест.

В православии признаётся семь таинств (священнодействий, в которых под видимым знаком даётся невидимая Божественная благодать). Это крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются так называемые евангельские таинства - крещение и причащение - как таинства, непосредственно установленные Иисусом Христом. Крещение рассматривается как духовное рождение, во время которого умирает природный человек с его первородным грехом и рождается новый. В православной церкви крещение обычно совершается путём троекратного погружения крещаемого в воду. Причащение - это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые, как считается, во время таинства пресуществляются подаваемые для причащения хлеб и вино. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропомазания. Оно означает всеобщее рукоположение в звание мирян, во время которого человек призван получить дар Святого Духа. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. Если при крещении человек освобождается от первородного греха, то на исповеди человеку отпускаются личные грехи. Таинство елеосвящения имеет двоякую направленность: в результате его, считают православные, человек освобождается от частных нераскаянных грехов и ему даётся оздоровление и исцеление от болезни либо даются силы для христианской смерти. Таинства брака и священства совершаются не над всеми членами церкви. Таинство брака освящает супружеский союз мужчины и женщины. Считается, что христианский брак заключается силою Святого Духа и не прекращается со смертью, а продолжается в Царстве Божьем. Священство - это таинство передачи через епископское рукоположение даров Святого Духа священнослужителям: епископам, священникам и диаконам.

Наряду с 7 отмеченными таинствами в церкви совершаются и другие действия, сообщающие благодать, хотя и не считающиеся таинствами. Это освящение икон и крестов, освящение святой воды, хлебов, другой пищи и т. д., погребение, пострижение в монашество (два последних действия в раннем христианстве считались таинствами).

Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Священное Писание (Библия) состоит из Ветхого и Нового Заветов. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги, не вошедшие в канон, рассматривая их как добавление к Священному Писанию, как книги, хотя и не богодухновенные, но добрые, назидательные и священные. В Новый Завет входят четыре Евангелия, а также книги «Деяния святых Апостолов»,21 послание Апостолов и книга «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис). Священное Предание в широком смысле слова - это живая память Церкви, это сохранение Церковью своего учения разными способами. В этом смысле и Библия (Cвященное Писание) может рассматриваться как часть Священного Предания. В более же узком смысле Священное Предание понимается как постановления признаваемых церковью соборов и учения отцов Церкви II-VIII вв. Православная церковь признаёт лишь 7 первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви: I Никейский (325), I Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), II Константинопольский (553), III Константинопольский (680), II Никейский (787).

По православному вероучению, для спасения человеку необходима помощь духовенства. Начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Подчёркивается, что сила этой иерархии заключается в её непрерывной апостольской преемственности. В настоящее время у православного духовенства существует трёхстепенная иерархия: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи), причём в харизматическом отношении все архиереи равны. Священный сан могут иметь только мужчины. У православных практикуется монашество (существуют мужские и женские монастыри). В зависимости от пострижения или непострижения в монашество православное духовенство делится на чёрное (монашествующее) и белое. Для белого духовенства доступны лишь две первые иерархические степени. В архиереи рукополагаются только монашествующие священники. Белые священники до принятия сана имеют право жениться, чёрное же духовенство даёт обет безбрачия. Большинство православных таинств могут совершать как архиереи, так и иереи. Таинство священства совершают только архиереи, причём по сложившейся традиции при поставлении епископов рукополагающих архиереев должно бытьне менее двух (хотя в истории православия были исключения из этого правила). Таинство крещения в исключительных случаях может совершить и мирянин (мужчина или женщина, исповедующие христианство).

В православии распространено почитание Богородицы, ангелов и святых, а также поклонение святым мощам и священным реликвиям, принято общение с Богом и святыми перед иконами.

У православных сложный, детально разработанный и чрезвычайно торжественный культ. Богослужения более длительные, чем в большинстве других христианских конфессий. Имеется богослужение для каждого дня седмичного и годичного циклов, а также для особых периодов: постов, праздников и т. д.

В православии кроме общественного богослужения существуют ещё и частные, совершающиеся для удовлетворения нужд конкретного лица (совершение таинств, молебны о болящих, путешествующих и др., богослужения об усопших, панихиды и т. д.). Главным из общественных богослужений является литургия. В настоящее время у православных совершаются литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Чин литургии состоит из трёх частей: проскомидии (во время которой священник или архиерей готовит хлеб и вино для причастия), литургии оглашенных и литургии верных. Раньше на литургии оглашенных могли присутствовать все желающие, а на литургию верных допускались только крещёные. В настоящее время на литургии верных разрешили присутствовать даже нехристианам.

Во время богослужения возжигаются свечи, употребляется ладан, духовенство одето в нарядные облачения. Православное богослужение сопровождается хоровым пением (музыкальные инструменты в богослужении не используются, так как считается, что нельзя заменять человеческий голос неразумными, хотя и красивыми звуками).

У православных нет жёсткой церковной централизации. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальны. Все автокефальные церкви равноправны независимо от того, как именуется глава той или другой церкви: патриарх, митрополит или архиепископ. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии , Американская. Кроме того, есть автономные православные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской православной церкви, Финляндская - от Константинопольской, Японская - от Русской. В последнее время значительную автономию получила Украинская православная церковь Московского патриархата. Некоторые православные церкви (например, Македонская православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата) объявили себя независимыми, но их самостоятельность не была признана автокефальными церквами. Имеются также православные церковные организации, не признающие руководства ни одной автокефальной церкви, хотя и не претендующие на автокефальность. К таким церковным организациям относится, в частности, Русская православная церковь за границей, которая отделилась от Русской православной церкви.

У православных нет единого календаря. Большинство автокефальных православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Однако почти во всех церквах, принявших григорианский календарь, есть группы духовенства и верующих, которые продолжают пользоваться в церковной жизни юлианским календарём. Наиболее многочисленны группы сторонников старого календаря в Греции . Юлианский календарь сохранён и в пользующихся автономией монастырях Афона (Греция), насельники которых особенно последовательно выступают против перехода на григорианский календарь.

Из-за того что в разных православных церквах приняты разные календари, отмечаемые в них праздники, хотя в своей основе идентичны, приходятся на разные дни.

Самым большим праздником у православных считается Пасха - «праздников праздник». Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она не совпадала с иудаистской Пасхой. Ещё 12 праздников считаются главными, их называют двунадесятыми. К двунадесятым праздникам относятся Рождество Христово (отмечается 25 декабря в церквах, принявших григорианский календарь, и 7 января по новому стилю в церквах, сохранивших юлианский календарь), Крещение Господне, или Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Вход Господен в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи) и Пятидесятница, или День Святой Троицы (пятидесятый день после Пасхи).

Кроме двунадесятых праздников все православные отмечают Обрезание Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Рождение Иоанна Предтечи и усекновение его главы, праздник апостолов Петра и Павла, дни памяти некоторых святых, например Николая Угодника, Великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. В каждой поместной церкви имеются свои особо почитаемые святые. Многие большие праздники предшествуются у православных предпразднествами. Перед некоторыми праздниками (Пасхой, Рождеством, Успением, праздником апостолов Петра и Павла) соблюдаются многодневные посты. Особенно строгим считается Великий пост перед Пасхой. Существуют и однодневные посты.

Общая численность православных в 1996З - 182 млн. человек. Наибольшее число их имеется в России - по разным оценкам,70-80 млн. Православные живут также на Украине (около 30 млн.), в Румынии (20 млн.), Греции (9,5 млн.), Белоруссии (около 5 млн.), Югославии - Сербии и Черногории (около 7 млн.), Болгарии (6 млн.), Молдавии (около 3 млн.), Боснии и Герцеговине (1,2 млн.), Македонии (1,2 млн.), Германии (свыше 550 тыс.), Польше (800 тыс.), Хорватии (700 тыс.), Албании (свыше 350 тыс.), Великобритании (440 тыс.), Эстонии (300 тыс.), Франции (свыше 260 тыс.), Латвии (около 400 тыс.), Литве (150 тыс.), Швеции (около 75 тыс.), Австрии (70 тыс.), Швейцарии (70 тыс.), Финляндии (56 тыс.), Бельгии (53 тыс.), Италии (36 тыс.), Словакии (34 тыс.), Венгрии (30 тыс.), Чехии (около 75 тыс.). В России православие исповедует прежде всего подавляющее большинство русских верующих. Православия придерживается также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считается большинство ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя православие обычно сочетается у них с пережитками традиционных верований. Православную веру исповедует и Большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются и многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

На Украине православия придерживаются кроме большинства украинцев живущие в стране русские, белорусы, молдаване, болгары, румыны, греки, цыгане. В

В большинстве стран современного мира государственной религии нет вообще: все религии (кроме запрещенных деструктивных культов) равны перед законом, государство не вмешивается в их дела. Такие государства светскими, или секулярными. Принадлежит к их числу и Российская Федерация. С этой точки зрения называть Россию «православной », а Италию – «католической» можно только с точки зрения исторически сложившихся религиозных традиций.

Но существуют и такие страны, в которых статус той или иной религии закреплен законодательно.

Самое первое христианское государство

Нередко самым первым государством, в котором христианство обрело статус государственно религии, называют Византию, но это неверно. Миланский эдикт императора Константина Великого, открывшего путь к становлению Византии как христианского государства, относится к 313 году. Но за 12 лет до этого события – в 301 году – христианство было официально признано в Великой Армении.

Данному событию способствовала позиция царя Трдата III. Согласно преданию, этот царь поначалу был настроен решительно против христианской веры. Своего приближенного св. Георгия Просветителя он посадил в тюрьму за отказ принести жертву богине Анаит. Впоследствии царь серьезно заболел. Во сне его сестре явился ангел и сказал, что исцелить Трдата может только Григорий, а царь должен стать христианином. Так оно и случилось, и Трдат III после этого случая начал по всей стране борьбу с язычеством.

В современной Армении сохраняется особый юридический статус Армянской Апостольской как национальной религии.

Христианские государства современного мира

Христианство существует в виде , католицизма и различных направлений протестантизма.

Католицизм имеет статус государственной религии в Аргентине, Доминиканской Республике, Коста-Рике, Сальвадоре, а также в нескольких карликовых государствах Европы: Монако, Сан-Марино, Лихтейнштейне и, разумеется, в Ватикане, резиденция Папы Римского.

Статус православия как «господствующей религии» обозначен в конституции Греции.

Лютеранство имеет официальный статус Дании и Исландии.

В ряде случаев та или иная христианская является государственной не для всей страны в целом, а для определенной ее части. Католицизм имеет статус официальной религии в некоторых кантонах Швейцарии, а англиканство – в Англии, но не в других частях Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Некоторые страны формально являются светскими государствами, но фактически христианские конфессии имеет в них особый статус. Болгарская конституция определяет Православие как «традиционную » страны, а конституция Грузии подчеркивает «исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии».

В Норвегии и Швеции, несмотря на отделение церкви от государства, король остается главой церкви, а в Норвегии лютеранские священнослужители приравниваются к государственным служащим. В Финляндии ни одна государственной не является, но существуют особые законы, регулирующие деятельность лютеранской церкви. Аналогично обстоит дело и с Православной церковью в этой стране.

В Германии церковь отделена от государства, но финансовые управления федеральных земель взимают налог в пользу религиозных общин. Таким правом пользуются римско-католические и старокатолические общины, евангельские земельные церкви. Налог взимается на основании принадлежности к какой-либо религиозной общине, которую надлежит в паспортном столе.

Источники:

Христианство - самая большая мировая религия как по географической распространенности, так и по численности приверженцев. В каждой стране мира действует хотя бы одна христианская община.

Инструкция

Христианство является авраамической религией, которая основана на учении и жизни Иисуса Христа. Верующие не сомневаются, что Иисус - Спаситель Человечества и Сын Божий и свято в историчность Христа. Религия возникла в Палестине в 1 веке в среде араеоязычного населения. В первое же десятилетие христианство распространяется в соседние провинции и этнические группы. Впервые в качестве государственной религии его принимают в Армении в 301 году. А в 313 году и Римская дает христианству статус государственного вероисповедания. В 988 году христианизация вводится в Древнерусское государство и продолжается в течение 9 последующих веков.

Приверженцев христианской религии во всем мире насчитывают около 2,35 млрд человек, что составляет одну треть населения земного шара. В Европе численность христиан доходит до 550 млн, Северной Америке - 231 млн, Латинской Америке - 543 млн, Африке - 475 млн, Азии - 350 млн, Австралии и Океании - 24 млн человек.

Видео по теме

По подсчетам специалистов, в мире существуют десятки тысяч религиозных течений и конфессий. Многие прежние формы поклонения уходят в небытие, уступая место новым. Сегодня историки задаются вопросом: какая религия на земле была первой?

Инструкция

Все существующие религиозные учения группируются в несколько основных направлений, из которых наибольшую известность представляют христианство, ислам, иудаизм, индуизм и буддизм. Исследование истории возникновения религий позволяет сделать заключение о том религиозном поклонении, которое появилось на земле с самого начала.

Перечисленные выше направления можно разделить на 2 группы: «авраамическую» и «восточную». К последней относятся индуизм, буддизм и еще ряд родственных течений, зародившихся в юго-восточной Азии. В то время как буддизм появился в 6 веке до н.э., став тем самым ровесником конфуцианства, индуизм имеет заметно больший стаж. Как считается, самой ранней датой его зарождения является 1500 год до н.э. Тем не менее индуизм не является какой-либо единой системой религиозных учений, так как объединяет различные школы и культы.

«Авраамическая» группа религий представляет собой три родственных направления: иудаизм, христианство и ислам. Первые две формы поклонения имеют общий доктринальный источник – Ветхий Завет, первую часть Библии. Ислам, появившийся в VII веке н.э., взял своей основой Коран, который во многом опирается на опыт всей Библии, включая Новый Завет. В отличие от «восточной» группы религий, имеющих множество принципиальных расхождений в понимании и даже самом существовании Бога, «авраамические» формы поклонения отличает главная особенность – монотеизм, вера в одного и единого Творца. Данная деталь подчеркивается наименованием Бога в «авраамических» религиях: для мусульман он «Аллах», что указывает на родственное «Элохим» иудеев, в Ветхом Завете которых Бог зовется также «Иеговой» (Яхве), что подтверждается и христианами. Общность данных основополагающих доктрин дает возможность проследить исторический путь зарождения «авраамических» религий.

Иудаизм является наиболее ранней из числа перечисленных форм религиозного поклонения. «Тора» - первые пять библейских книг Ветхого Завета, (называемые также «Пятикнижием»), - начала писаться примерно в 1513 году до н.э. Тем не менее в данном труде подробно описывается период становления человечества и история зарождения религии задолго до начала Библии. На основании анализа начальных глав Ветхого Завета исследователи пришли к выводу о существовании предшествующих рукописных источников, на основе которых и было начато написание Библии.

Библия заметно облегчает исследование исторического фона, так как содержит в себе подробную хронологическую линию. Так, согласно библейской хронологии, Авраам, которого почитают представители всех «авраамических» религий, практиковал служение Богу на рубеже 2 и 3 веков до н.э. Знаменитый всемирный потоп, который смогли пережить служители Бога, в Священном Писании датируется примерно 2370 годом до н.э. Согласно описанию Библии, за сотни веков до потопа люди также исповедовали единую веру в Бога. В частности, Библия приводит слова первой женщины Евы, упомянувшую Иегову (Яхве) в качестве Бога, который дал жизнь первым людям на земле.

Религиозное и культурное влияние, которое Библия оказала на восточную и западную цивилизации, а также наличие в ее составе строгой хронологической линии с практикуемой древним миром системы религиозного поклонения, выделяют Библию из общей массы иных религиозных документов. Сегодня Библию считают авторитетным религиозным источников более половины жителей планеты. В отличие от многих культов Библия фундаментальна, что позволяло представленной в ней религиозной форме долгое время сохранять единую систему поклонения Богу. В свою очередь, это помогает проследить историю веры в библейского Бога на протяжении тысячелетий. Данные обстоятельства позволяют придти к выводу о том, что первой религией на земле была та, что описана в Библии.

Религию от других социальных явлений отличают вера в сверхестественное, наличие свода духовных и моральных правил поведения, культовые обряды, которые объединяют группу людей-последователей в различного вида религиозные формообразования – церковь, секту, течение, конфессию, общину и т.д. В современном мире насчитывается более 5 000 религий.

Интерес россиян к тому, как живут православные страны мира, обоснован тем, что с этими странами нас связывает , и, следовательно, мировоззрение и культура. Однако, если спросить у среднестатистического российского гражданина, какие православные страны он знает, то в большинстве случаев будут названы Украина, Беларусь, Грузия, Греция и Сербия. А между тем, православных стран достаточно много, и иногда, глядя на карту, мы даже не догадываемся, что в Эфиопии или Египте, например, численность православных христиан очень велика. И все-таки, в связи с историческими и территориальными причинами, православие наиболее распространено в странах Восточной Европы. Во время соцопросов православными называют себя 80% россиян, такой же процент белорусов, 76% украинцев. Что касается южнославянских государств, то большая их часть в разные исторические периоды находилась поочередно под влиянием Византии и Османской империи, в связи с чем ведущими религиями в них являются православие и ислам. К таким странам можно отнести Турцию, Болгарию, Македонию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину. Во всех этих странах количество православного населения колеблется в районе 50%.

Страны мира с православными общинами

Помимо православных стран, в мире существуют также государства, которые не исповедуют православие как основную религию, но в которых по объективным причинам сложились достаточно крупные и сплочённые православные общины. В основном это страны Западной Европы, которые были в составе Российской империи, а также те государства, которые ощутили на себе самый большой приток эмигрантов, бежавших от коммунистического режима в ХХ столетии. К первым можно отнести Финляндию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, ко вторым – Канаду, США, Германию, Японию, Китай, Францию, Бразилию, Австралию, страны Южной Америки. Несмотря на то, что в этих странах православные общины составляют меньше 5% процентов от общего количества населения, они поражают своей организованностью, активностью, чувством единения. Деятельность общин не заканчивается соборной молитвой: здесь помогают найти работу новым эмигрантам, оказывают финансовую и психологическую помощь тем, кто решил начать новую жизнь в чужой стране, поддерживают активную связь с православными общинами России, Украины и Беларуси. Практически во всех этих странах мира православные церкви находятся в юрисдикции Московского патриархата.

Уровень жизни православных стран мира

Каждый, кто исследовал статистику православных стран мира, не мог не отметить для себя интересную тенденцию: в экономическом плане именно православные страны являются наиболее бедными. Для того, чтобы подтвердить этот факт, достаточно привести список государств, входящих в двадцатку по уровню ВВП: в них присутствуют Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада – преимущественно протестантские страны.

Ни одной православной страны в двадцатке государств с развитой экономикой нет. С чем же связан такой экономический успех именно протестантских стран? Некоторые исследователи этого феномена считают, что одной из доктрин протестантизма является отношение к богатству, как к Божьему дару, и, исходя из этого, возведение труда в культ. В православной религии, наоборот,

Loading...Loading...